Чтоб заросла народная тропа: Госдума пересмотрит правовые основы работы рюмочных

02.10.2019 в 12:47, просмотров: 1181

Государственная политика ограничения алкогольных и табачных «прав» граждан планомерно ведется уже несколько лет. Сигареты убрали с прилавков, на пачках стали рисовать страшилки. Недавно обсуждалась инициатива поступить точно так же и с алкоголем — убрать его с глаз долой из обычных магазинов и продавать только в специализированных алкомаркетах.

Чтоб заросла народная тропа: Госдума пересмотрит правовые основы работы рюмочных
Фото из соцсетей

Смысл этой затеи прослеживается с трудом: тому, кто твердо решил выпить, ничто не помешает дойти до спецмагазина. У кого нет этой мысли, тот на прилавки с алкопродукцией вообще не смотрит.

Разделение продукции нанесет ущерб только торговым сетям, но вряд ли уменьшит потребление спиртного. Обсуждается и введение ограничения на продажу алкоголя людям моложе 21 года. Одним словом, государственную политику, начатую запретом продавать алкоголь после 22 часов, можно назвать жесткой. На этом фоне очень странно выглядят многочисленные «разливайки», которых становится все больше и больше день ото дня.

После введения временных ограничений казалось невозможным, что точки, где круглосуточно продается спиртное, будут существовать открыто и даже с внешней рекламой. Однако «разливаек», недвусмысленно сообщающих о круглосуточном обслуживании, полным-полно. И число их до последнего времени продолжало увеличиваться. Для жителей домов, в которых располагаются подобные заведения, чаще всего это настоящее бедствие. По ночам в забегаловках, как правило, пьют не самые скромные граждане, от которых вряд ли стоит ждать корректного поведения и соблюдения тишины.

Потому проект закона, который сейчас обсуждается в Госдуме, был воспринят едва ли радостно. Главная его суть в том, что собственники жилья будут наделены правом решать, может ли быть в доме расположена «разливайка» или нет. Да и в деятельность заведений будут внесены существенные ограничивающие коррективы. Об этом мы поговорили с одним из разработчиков законопроекта, депутатом государственной Думы от Воронежской области Анд­реем Марковым.

— Андрей Павлович, что ждет те точки, которые уже существуют? Их закроют?

— Пока закон не принят в окончательном варианте, но наши предложения кратко звучат так: продажа алкоголя в расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях допускается в ресторанах, барах, кафе, буфетах, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров, при условии вскрытия продавцом потребительской тары, то есть бутылки, а также при условии соблюдения регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя граждан на соответствующих территориях. Региональные органы власти вправе устанавливать дополнительные условия, в том числе полный запрет продажи алкоголя объектами общественного питания на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Уверен, что будут предложены поправки в части площади помещений. Возможны и другие изменения. Поэтому сейчас говорить о том, при невыполнении каких условий можно будет закрыть «разливайки», преждевременно. Главным в этом законе я считаю то, что собственники наделяются правом решения. Тем самым люди могут сами оградить себя от ночного шума и прочих безобразий, сопутствующих деятельности алкопритонов. Подчеркну, нормальные кафе, бары и рестораны просто не подпадут под действие закона, когда он будет принят. Этот закон не касается магазинов, где продажа алкоголя давно ограничена по времени — до 22 часов.

— Насколько сложной была работа по продвижению этого закона? Как много времени занимает у депутата подготовка такого законопроекта?

— Необходимость именно этого законопроекта мы доказывали ровно два года. Кроме того, похожие предложения поступали в Думу от десятка регионов. Не могу не отметить активную роль депутата Александра Сидякина (сейчас он является заместителем главы Республики Башкортостан). Первоначально наша инициатива была проста — вернуться к действовавшей до июля 2017 года редакции закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», где регионам просто давалось право на местном уровне устанавливать свои ограничения и запреты. Но, увы, было много возражений, в том числе антимонопольной службы, которые заставили искать новые формулировки.

— Было ли противодействие? Все-таки кажется несколько странным, что государство вводит все новые и новые ограничения, а «разливайки» доступны людям круглосуточно?

— Это нельзя назвать противодействием. Просто действительно сложно найти юридическую грань между нормальным баром или рестораном и «разливайкой». В жизни мы-то ее видим невооруженным глазом, но как это сделать в нормах закона? С одной стороны, мы видим все проблемы, которые создают для граждан «разливайки». С другой, нельзя, чтобы закон вредил нормальному бизнесу в сфере общественного питания.

— Нет ли криминальной составляющей в самом существовании таких «разливаек»? Есть ли данные о том, что их системно проверяют в регионах на предмет законности их функционирования? Ведь в магазинах нас защищает от левого спиртного система ЕГАИС, а в алкопритонах?

— Вы абсолютно правы. «Разливайка» зачастую торгует суррогатным алкоголем, ее контингент — соответствующий. Это люди, не предъявляющие высоких требований к качеству, им лишь бы цена была доступной. Обстановку в округе все это не улучшает: здесь, как говорится, полный букет — от превращенных в туалеты подъездов и детских площадок, до уголовных преступлений. До 2017 года в Воронежской области регионального закона, вводящего ограничения на розничную продажу алкоголя в сфере общепита, не существовало. Его подготовили еще в 2015 году, но так и не приняли. Зато жалобы граждан поступают регулярно. В других субъектах, если не ошибаюсь, то в 32, такие законы были. И, собирая мнения регионов о том, нужно или нет ограничить «разливайки», мы получали в том числе статистические подтверждения. Например, полицейская статистика Татарстана показывает, что число правонарушений в местах, где действуют такого рода точки общепита, выросло на четверть после отмены региональных ограничений и запретов. А если говорить о проверках, то они есть, но нужного гражданам эффекта не дают.