Простые граждане снова стали крайними в запутанной истории взаимоотношений власти, строительного бизнеса и судебной системы. Именно они испытывают полный спектр бытовых неудобств, в их окна летит пыль и строительный мусор, а громоздкая техника шумит под окнами, выкорчевывая деревья. Естественно, что подобные реалии вызывают возмущение — вопрос комфорта городской среды и проживания в ней в наше время более чем актуален. Общество, уставшее от передела земли и беспорядочной застройки, живо отреагировало на беду местных жителей и начало по привычке активно искать виноватых. Тут и закрался подвох — по закону виноватых вроде и нет. Но свято место пусто не бывает, и крайними стали… художники.
Ретроспектива вопроса
Возвести на сравнительно небольшом пятачке 14-этажный дом с семиэтажной пристройкой и двухэтажной подземной парковкой планирует строительная компания ООО «Стройфинанс» бизнесмена Андрея Мороговского. Фирма является текущим собственником участка площадью в 4,3 тысячи квадратных метров, который она в июне огородила забором, а после — начала энергичную вырубку деревьев.
Имеет ли «Стройфинанс» на это право? По всему, к сожалению, выходит, что имеет. По документам участок предназначен для многоэтажной застройки, а у фирмы как раз есть недавнее разрешение на строительство с действующим сроком до 19 августа 2021 года. Компания по факту закон в этом не нарушает. Но если говорить о моральной стороне вопроса и обычной порядочности, откуда такое спорное разрешение взялось? Неужели в мэрии совсем стыд потеряли?
И здесь найти виновных не слишком получается — чтобы не допустить строительства, городская администрация сделала немало. Чиновники изначально отказали «Стройфинансу» в выдаче разрешения, а после — 6 лет судились с застройщиком. Компания оспорила отказ в арбитражном суде, и действия властей были признаны незаконными. Юристы и структурные подразделения мэрии прошли все инстанции вплоть до кассации, но проиграли процесс. Итоговым решением суда администрацию обязали выдать фирме разрешение на строительство. Даже после поражения чиновники не оставили попыток спасти участок — предлагали «Стройфинансу» обмен на аналогичный в другой части города. Но ни один вариант компанию не устроил, впрочем, это тоже их право.
Проектная документация прошла экспертизу. И компания получила возможность рассчитывать на постройку ни много ни мало — 25-этажного здания. Подобная перспектива ужаснула как местных жителей, так и мэрию — администрация вновь вступила в переговоры с фирмой. Это позволило снизить этажность сначала до 16, а в итоге — до нынешних 14, которые были внесены в паспорт объекта.
Вот тут пришла пора вспомнить о вышеупомянутом земельном участке под будущим домом. Именно история его происхождения вызвала у воронежской публики всплеск «праведного гнева».
Чей туф… земля?
Пресловутый кусок земли стал самостоятельным участком в начале 2012 года, когда его поставили на кадастровый учет. Образован он был путем отделения от куда более крупного — в 10 тысяч квадратных метров. Непосредственно в муниципальной собственности свежеобразованный участок никогда не был, «Стройфинансу» он достался в том же 2012 году. А чуть ранее недолгим владельцем всего гектара был «Союз художников России». Как же земля попала к художникам?
Всероссийской творческой общественной организации она была продана в 2010 году государством, а точнее областным департаментом имущественных и земельных отношений. Прежде территория относилась к землям, право собственности на которые не разграничено. Мотивацией и правом на выкуп послужил факт, что на участке находилось здание с мастерскими художников, принадлежавшее Союзу. Его адрес: улица Генерала Лизюкова, 50. Мастерские там живут и поныне.
Как только были обнародованы эти факты, которые, к слову, никто и не скрывал, ряд воронежских СМИ поспешил приобщиться к актуальной теме, связав факт строительства с деятельностью регионального отделения «Союза художников России». Отдельные акулы пера даже изобрели красочный термин «Живописный бандитизм». Комментарии под материалами переполнились гневными призывами к расправе над художниками-беспредельщиками, а главное — над руководителем регионального отделения организации Алексеем Смирновым. Якобы участок, ставший причиной раздора, был им продан за большие деньги неразборчивому девелоперу, который резво начал вырубать сквер. При этом никто особо не торопился уточнить информацию у самого Смирнова или хотя бы обратить внимание, что слова «региональный» и «всероссийский» — совсем разные.
Назначенный виновным
Для Алексея Ефимовича, спокойно отдыхавшего в тот момент на даче, новости о том, что он озолотился на продаже земли под «вредоносную» многоэтажку и чуть ли не подносит воду строителям, оказались неожиданными. Некоторое время потребовалось на то, чтобы понять, о чем вообще идет речь. Когда заинтересованным воронежским журналистам все же удалось с ним связаться, заслуженный художник РСФСР и заслуженный деятель искусств РФ смог наконец дать и свой комментарий, восстановивший логику событий.
Алексей Смирнов подчеркнул: ни здание, ни земельный участок воронежским художникам не принадлежали никогда. В собственности они были у «старших товарищей» — москвичей. Воронежские коллеги в принципе не могут контролировать вопросы строительства на этой земле и не имеют к этим решениям отношения.
— Мы не занимались оформлением участка. И мы бы вряд ли смогли это осуществить — не хватило бы ни опыта, ни знаний. Российский Союз художников занимался оформлением прав собственности два года. До этого здание было фактически бесхозным, — сообщил Алексей Ефимович.
По информации Смирнова, после длительного оформления у москвичей возникла новая проблема — здание было в неудовлетворительном состоянии и требовало капитального ремонта. Для привлечения необходимых для реконструкции средств был разработан инвестиционный проект. Из участка в гектар часть земли под зданием отошла Российскому союзу художников, а часть — инвестору. Инвестор полностью реконструировал здание и добавил 2 тысячи квадратных метров для использования под мастерские. Эти помещения собственник (Союз), сдает воронежским художникам в аренду.
Стоит отметить, что Союз художников России в то время старался привлекать финансы разными способами, в том числе распродавал помещения внутри вышеупомянутого здания. Вряд ли от хорошей жизни. Отрадно, что мастерским удалось дожить до сегодняшнего дня.
Вот этих звеньев и не хватало логической цепочке. Единственный вопрос, пока оставшийся без ответа: был ли «Стройфинанс» тем самым инвестором или это была другая фирма, которую общественности преподнесли в качестве возможного посредника в сделках жадных до денег художников?
Человек человеку волк?
Если постараться трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию, легко ли однозначно определить виновного в невзгодах, постигших жителей соседнего дома и учеников школы № 94? Городские власти за их спокойствие, без иронии, боролись много лет. Застройщик действует на законных основаниях и соблюдает свои финансовые интересы, за которые честно боролся — точно так же, как и предыдущие владельцы земли. Судебная сторона тоже руководствовалась действующим законодательством. Проблема в самом законодательстве? К счастью или сожалению, закон есть закон.
Получилось так, что жизнь столкнула интересы сторон в крайне неоднозначной ситуации. Конечно, многих проблем можно было избежать еще в самом начале истории. Одним из решений могло стать присвоение статуса сквера зеленому участку, который сейчас уничтожает «Стройфинанс». Или можно было вовсе не продавать эту территорию Союзу, отдав только землю под строением. Но тогда еще неизвестно, во что бы все вылилось, и чьи интересы были бы ущемлены. К вящей печали, как всегда, ущемлены интересы людей, не принимающих этих решений.
На что надеяться местным жителям? В нынешней ситуации — только на понимание со стороны «Стройфинанса», выступающего в их глазах явным злодеем. Как заявляет сама фирма, она вполне готова благоустроить территорию вокруг нового дома и постарается максимально сохранить имеющиеся зеленые насаждения. Проектом якобы предусмотрено размещение детской игровой площадки, укладка свежего тротуара и установка нового освещения. В общем — застройщик постарается скрасить негатив изо всех сил. Только сможет ли это утешить людей, наблюдающих, как под будущую громадину срубают деревья, которые они высаживали своими руками?