В Воронеже вновь инициируется тема проведения прямых выборов мэра

02.10.2019 в 12:58, просмотров: 761

Любой россиянин, с горем пополам дотягивающий от одних выборов до других (мэрских, губернаторских, депутатских и т. д.), нет-нет, да и наткнется на кочку, еле заметную над нашим старательно приглаженным властью политическим пейзажем. Одной из таких в сентябре 2019 года стала очередная инициатива воронежского общественника Константина Квасова, связанная с попыткой возвращения прямых выборов мэра Воронежа.

В Воронеже вновь инициируется тема проведения прямых выборов мэра

Вся эта история может быть интересна, мягко скажем, не слишком большому числу горожан, но по своему уровню распиаренности она затмила многие другие.

Напомним, что прямые выборы мэра в Воронеже были отменены 21 декабря 2016 года решением городской Думы. А до того все «докстенинские» градоначальники — Александр Цапин, Александр Ковалев, Борис Скрынников, Сергей Колиух, Александр Гусев (ныне — глава региона) избирались воронежцами прямым голосованием.

Вообще-то, в последние годы выборы мэров крупных российских мегаполисов традиционно дают низкий процент явки избирателей — например, на выборах мэра в Екатеринбурге в 2013 году явка составила порядка 33 %, на выборах мэра Новосибирска в 2019-м — чуть более 20 %.

В 2004 году Борис Скрынников, победивший на выборах мэра Воронежа, выиграл при 31%-ной явке избирателей (57 397 человек). А в 2008 году Сергей Колиух стал градоначальником при 58%-ной явке (148 039).

О чем это говорит? Да только о том, что горожане зачастую либо вовсе не горят желанием реализовывать свое избирательное право, либо голосуют явно нехотя.

Потому мэром почти миллионного в 2004 году Воронежа становится Борис Скрынников, за которого проголосовали фактически 7 % общего населения Воронежа, а за Сергея Колиуха в 2008 году отдали голоса порядка 16 % воронежцев.

Старые возвращенцы

Но общественник Константин Квасов уже с 2017 года начал консультации относительно различных процедур по возвращению прямых выборов мэра, проиграл несколько судов, а осенью 2019 года эта тема неожиданно зазвучала вновь. Неясно только, в чем ее смысл.

Константин Квасов, фото vk.com.

Если горожане демонстративно игнорируют свое избирательное право и фактически не приходят на общенародные выборы, в результате чего мэрами становятся люди, избранные 7–16 % от общего числа горожан (не путать и числом избирателей!), то о каких «народных мэрах» может идти речь?

Да кто мешал людям до 2016 года голосовать активно и массово? Кто отнимал у них такую возможность, кроме плохой погоды, домашних дел или обычной воскресной лени? Но так уж устроен наш человек, что готов не пользоваться своим правом и даже не замечать его только до тех пор, пока на него кто-то не покусится. А тогда — не смейте! Мое! И Квасов охотно выступил в роли будильника, чтобы разбудить правосознание горожан. Или он просто делает пиар лично себе, потому что сам имеет планы попасть в политику в качестве депутата.

По последним данным института общественного мнения «Квалитас», число сторонников возвращения прямых выборов градоначальника в Воронеже из года в год практически неизменно — в 2017 году это 69 % из всех опрошенных, в 2018-м — 70, а в 2019 году — 69 %.

И где, спрашивается, были все эти 69–70 % раньше, когда на выборы мэра приходило по 31 % от общего числа избирателей?

Нанизаны на вертикаль власти

Сейчас, во время максимального укрепления властной вертикали, самостоятельность мэрской команды стремится к нулю, а любой градоначальник на 99,9 % зависим от губернатора региона. Тот, в свою очередь, — от более высокого звена во властной иерархии государства.

Поэтому от мэра сегодня не требуется того, что являлось необходимым раньше, он просто должен быть хорошим, ответственным, компетентным исполнителем, но принципиальные вопросы решаются на уровнях повыше. Даже мэр, избранный прямым голосованием, по факту не слишком подотчетен своим избирателям. И в случае, если избранный мэр не оправдал бы доверия, с ним городу все равно пришлось бы жить весь положенный срок. Мэр по контракту, по крайней мере, в случае чего отчетен перед городской Думой.

Сегодняшний мэр не должен быть политиком, он должен в срок давать тепло, ремонтировать дороги, совершенствовать городское хозяйство, «приглядывать» за ростом тарифов на коммуналку и на проезд в общественном транспорте. И если он хорошо с этим справляется, у него не меньше шансов заслужить народную любовь, чем у избранного.