Воронежский автоэксперт рассказал о резонансном законе «Об организации дорожного движения»

Новый документ позволяет делать платные парковки во дворах

В канун Нового года был подписан федеральный закон «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Если коротко, то «Об ОДД». В числе прочего он разрешил делать платные стоянки даже во дворах. Ну, обо всем по порядку.

Новый документ позволяет делать платные парковки во дворах

На рассмотрение Госдумы законопроект был внесен правительством РФ в апреле 2016 года, обсуждение было нелегким. Зато путь от третьего чтения до официального опубликования закон прошел со спринтерской скоростью: всего за 10 дней. Начало его действия — через год после официального опубликования, 30.12.2018 г.

Как говорится в пояснительной записке правительства, закон решили разработать из-за озабоченности федеральных властей снижением качества жизни населения и большими экономическими потерями в связи с заторами на дорогах. Они признали ошибкой недооценку тесной взаимосвязи дорожной обстановки с практикой застройки городов, состоянием дорог, развитием общественного транспорта, применением современных методов организации дорожного движения (ОДД).

Согласились с тем, что в последние годы обеспечивали безопасность движения лишь за счет ужесточения борьбы с нарушениями ПДД при очевидном игнорировании организационных вопросов. Наконец-то, в официальных документах нашли свое отражение выводы научных разработок полувековой давности: «пропускная способность существующей улично-дорожной сети при прочих равных условиях может быть существенно повышена за счет проведения эффективной политики в сфере ОДД».

Применение различных ограничительных мер также не имеют адекватного регулирования на законодательном уровне. Вот решили чиновники ввести одностороннее движение, ограничить скорость до 40 км/час или запретить остановку — им и мотивировать ничего не надо: знаки поставили и дело с концом. Возражать бесполезно, так как нет в законах конкретных параметров, на которые можно было бы сослаться.

В общем, поняли в верхах, что безопасное движение по дорогам невозможно без его грамотной организации. Кстати, «МК в Воронеже» данной теме посвятил уже десятки публикаций.

По букве закона

В новый документ перекочевали некоторые положения закона «О безопасности дорожного движения». В частности, о том, что единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается ПДД, которые утверждает правительство РФ. Ну и о том, что на наших дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. С этим все понятно.

Наибольшие споры в Госдуме вызвала норма о возможности введения безальтернативного платного въезда в наиболее загруженные кварталы городов. Этот одиозный пункт из закона все же убрали, но суть осталась прежней: разрешили вводить ограничения на проезд машин в зависимости от времени суток или конкретных дней недели, наполненности автомобиля пассажирами и его экологического класса. В общем, уже через пару лет нас могут огорошить таким решением: «с 08:00 до 10:00 всем автомобилям без пассажиров въезд в город запрещен». И все будет по закону!

В документе определены основные принципы ОДД. Среди них: приоритет безопасности движения по отношению к потерям времени (задержкам); приоритет развития транспорта общего пользования; создание условий для движения пешеходов и велосипедистов. Сформулированы базовые понятия: «организация дорожного движения», «эффективность организации дорожного движения», «интенсивность дорожного движения», «пропускная способность дороги» и т.д. На законодательном уровне впервые закреплено обязательное применение технических регламентов и стандартов при установке дорожных знаков и светофоров, нанесении разметки.

Схемы по проекту

Для каждого населенного пункта с населением свыше 10 тыс. чел. должна разрабатываться комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), которую необходимо размещать на официальном сайте органа местного самоуправления. Для определения постоянных схем движения транспортных средств и пешеходов будут разрабатываться проекты организации дорожного движения (ПОДД). Впредь прежде чем установить очередной запрещающий знак, нужно будет разработать, согласовать и утвердить такой проект. Причем разрабатываться они должны не только при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, проведении спортивных и культурных мероприятий (велогонки, кроссы, ярмарки и гуляния), но даже при повышении интенсивности дорожного движения накануне выходных и нерабочих праздничных дней. Размещение на дороге технических средств организации движения, не предусмотренных документацией, не допускается.

Данные меры должно ограничить безудержное желание властей все время что-то менять и запрещать, особенно без предупреждения населения. Ну а у водителей появляется дополнительная возможность для защиты своей позиции в судах в случае необоснованного привлечения к ответственности за нарушение требований дорожного знака, не пойми как и когда появившегося на дороге.

Закон гласит, что при выполнении работ по ремонту дороги проезжая часть может быть закрыта не более чем на 50%. Если требуется полностью перекрыть участок, должен быть обеспечен объезд. Устройство ограждений и установка временных знаков допускается не раньше, чем за три календарных дня до начала работ.

Науку — в жизнь

Если планируются какие-либо ограничения движения, власти обязаны «осуществить компенсационные мероприятия, направленные на повышение качества транспортного обслуживания населения». Среди них: увеличение провозных возможностей общественного транспорта, организация парковочных мест, развитие инфраструктуры для движения велосипедистов и т.д.

В целом в законе много терминов, методических основ и практических мероприятий, заимствованных из учебника для вузов под редакцией гуру советской школы организации движения, профессора МАДИ Георгия Ильича Клинковштейна. В принципе, в этом нет ничего плохого. Удручает другое: в действующей редакции закона исчезла обязанность государственной власти устанавливать требования к обеспечению эффективности ОДД.

Вот пример для иллюстрации. Управление транспорта воронежской мэрии после недавнего открытия движения по путепроводу на 9 Января так «оптимизировало» работу светофоров на пересечении с Антонова-Овсеенко, что пробки при движении из Юго-Западного района в Северный стали длиннее в 2 раза. Чиновники считают, что лучше быть не может. Водители считают иначе. Истину помогли бы установить критерии оценки эффективности ОДД, но их пока нет. Так что и с новым законом нам остается верить чиновникам на слово.

Паркоматы под окном

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов с сожалением признал, что «новый закон ориентирован на создание платного парковочного пространства и на серьезное ограничение въезда в города, он развязывает руки властям». И с ним трудно не согласиться. Закон позволяет расширить зону возможного введения платных парковок вплоть до дворовых территорий.

Решения о создании парковок общего пользования должны приниматься органами местного самоуправления. Стоянка может быть размещена на части автомобильной дороги или территории, примыкающей к проезжей части, тротуару, эстакаде, а также в здании или сооружении. Парковку общего пользования можно создать и в пределах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников жилья. В общем — везде!

Также в законе подробно прописаны дополнительные требования к платным парковкам. Для начала немного бальзама на душу: местные власти могут запрещать платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к стадионам, школам, больницам и поликлиникам, а также на земельных участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов. Естественно, не забыты органы государственной власти и местного самоуправления. Но еще раз повторю: это право, а не обязанность. Так что вполне вероятно, что бесплатными в центре города могут остаться только парковки для сотрудников мэрии и правительства области.

Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме. Взимание платы не допускается в отношении транспортных средств полиции, пожарной охраны, скорой помощи, следственного комитета и далее по списку. Оговаривается, правда, что льготой им можно пользоваться лишь в связи со служебной необходимостью.

Органы местного самоуправления обязаны информировать население о введении платных парковок не позднее чем за тридцать дней до начала их работы. Наряду с другими сведениями информация должна содержать обоснование необходимости пользования платными парковками, а также перечень основных проблем, которые планируется решить посредством их введения.

То есть, законодатель как бы намекнул местным органам власти не уподобляться незабвенному Остапу Бендеру с его убедительным рассказом о причинах ремонта «Провала». Однако не удивлюсь, если через год на подъездах домов появятся объявления об общем собрании собственников: вам предложат сделать платной парковку в собственном дворе. Все по закону.

Штрафы не прошли

И в завершение еще об одной новации. Требования к эффективности организации дорожного движения теперь в равной степени должны учитываться при строительстве капитальных объектов, в том числе жилых домов. Может, хоть этот закон заставит наше строительное лобби задуматься над тем, что людям надо обеспечивать комфортные условия вокруг строящихся «муравейников».

Вот открыли недавно новую школу в жилом комплексе «Московский квартал» и сразу очередной транспортный коллапс: перед уроками там ни пройти, ни проехать. Ведь никто не подумал ни о путях подъезда, ни о местах парковки.

Кстати, депутаты хотели еще ввести новую статью (ст.12.38 КоАП РФ) об ответственности за несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения. За допущенные нарушения предлагалось налагать на ответственных должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Однако в окончательную редакцию закона данная инициатива не вошла, что не может не огорчать простых горожан.

Тем временем власти нашли оперативное решение вопроса: куча запрещающих знаков и эвакуаторы. И вот уже виноваты водители, а не те, кто все это проектировал, согласовывал и разрешал.

Ну а всем недовольным нынешним положением новый закон не запрещает самостоятельно исследовать причины и обстоятельства низкой эффективности организации движения и вносить в органы власти свои предложения по ее совершенствованию. В общем, «вы рисуйте — вам зачтется!»

 

Сюжет:

Платные парковки

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Вы рисуйте – вам зачтется

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру