На рассмотрение Госдумы законопроект был внесен правительством РФ в апреле 2016 года, обсуждение было нелегким. Зато путь от третьего чтения до официального опубликования закон прошел со спринтерской скоростью: всего за 10 дней. Начало его действия — через год после официального опубликования, 30.12.2018 г.
Как говорится в пояснительной записке правительства, закон решили разработать из-за озабоченности федеральных властей снижением качества жизни населения и большими экономическими потерями в связи с заторами на дорогах. Они признали ошибкой недооценку тесной взаимосвязи дорожной обстановки с практикой застройки городов, состоянием дорог, развитием общественного транспорта, применением современных методов организации дорожного движения (ОДД).
Согласились с тем, что в последние годы обеспечивали безопасность движения лишь за счет ужесточения борьбы с нарушениями ПДД при очевидном игнорировании организационных вопросов. Наконец-то, в официальных документах нашли свое отражение выводы научных разработок полувековой давности: «пропускная способность существующей улично-дорожной сети при прочих равных условиях может быть существенно повышена за счет проведения эффективной политики в сфере ОДД».
Применение различных ограничительных мер также не имеют адекватного регулирования на законодательном уровне. Вот решили чиновники ввести одностороннее движение, ограничить скорость до 40 км/час или запретить остановку — им и мотивировать ничего не надо: знаки поставили и дело с концом. Возражать бесполезно, так как нет в законах конкретных параметров, на которые можно было бы сослаться.
В общем, поняли в верхах, что безопасное движение по дорогам невозможно без его грамотной организации. Кстати, «МК в Воронеже» данной теме посвятил уже десятки публикаций.
По букве закона
В новый документ перекочевали некоторые положения закона «О безопасности дорожного движения». В частности, о том, что единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается ПДД, которые утверждает правительство РФ. Ну и о том, что на наших дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. С этим все понятно.
Наибольшие споры в Госдуме вызвала норма о возможности введения безальтернативного платного въезда в наиболее загруженные кварталы городов. Этот одиозный пункт из закона все же убрали, но суть осталась прежней: разрешили вводить ограничения на проезд машин в зависимости от времени суток или конкретных дней недели, наполненности автомобиля пассажирами и его экологического класса. В общем, уже через пару лет нас могут огорошить таким решением: «с 08:00 до 10:00 всем автомобилям без пассажиров въезд в город запрещен». И все будет по закону!
В документе определены основные принципы ОДД. Среди них: приоритет безопасности движения по отношению к потерям времени (задержкам); приоритет развития транспорта общего пользования; создание условий для движения пешеходов и велосипедистов. Сформулированы базовые понятия: «организация дорожного движения», «эффективность организации дорожного движения», «интенсивность дорожного движения», «пропускная способность дороги» и т.д. На законодательном уровне впервые закреплено обязательное применение технических регламентов и стандартов при установке дорожных знаков и светофоров, нанесении разметки.
Схемы по проекту
Для каждого населенного пункта с населением свыше 10 тыс. чел. должна разрабатываться комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), которую необходимо размещать на официальном сайте органа местного самоуправления. Для определения постоянных схем движения транспортных средств и пешеходов будут разрабатываться проекты организации дорожного движения (ПОДД). Впредь прежде чем установить очередной запрещающий знак, нужно будет разработать, согласовать и утвердить такой проект. Причем разрабатываться они должны не только при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, проведении спортивных и культурных мероприятий (велогонки, кроссы, ярмарки и гуляния), но даже при повышении интенсивности дорожного движения накануне выходных и нерабочих праздничных дней. Размещение на дороге технических средств организации движения, не предусмотренных документацией, не допускается.
Данные меры должно ограничить безудержное желание властей все время что-то менять и запрещать, особенно без предупреждения населения. Ну а у водителей появляется дополнительная возможность для защиты своей позиции в судах в случае необоснованного привлечения к ответственности за нарушение требований дорожного знака, не пойми как и когда появившегося на дороге.
Закон гласит, что при выполнении работ по ремонту дороги проезжая часть может быть закрыта не более чем на 50%. Если требуется полностью перекрыть участок, должен быть обеспечен объезд. Устройство ограждений и установка временных знаков допускается не раньше, чем за три календарных дня до начала работ.
Науку — в жизнь
Если планируются какие-либо ограничения движения, власти обязаны «осуществить компенсационные мероприятия, направленные на повышение качества транспортного обслуживания населения». Среди них: увеличение провозных возможностей общественного транспорта, организация парковочных мест, развитие инфраструктуры для движения велосипедистов и т.д.
В целом в законе много терминов, методических основ и практических мероприятий, заимствованных из учебника для вузов под редакцией гуру советской школы организации движения, профессора МАДИ Георгия Ильича Клинковштейна. В принципе, в этом нет ничего плохого. Удручает другое: в действующей редакции закона исчезла обязанность государственной власти устанавливать требования к обеспечению эффективности ОДД.
Вот пример для иллюстрации. Управление транспорта воронежской мэрии после недавнего открытия движения по путепроводу на 9 Января так «оптимизировало» работу светофоров на пересечении с Антонова-Овсеенко, что пробки при движении из Юго-Западного района в Северный стали длиннее в 2 раза. Чиновники считают, что лучше быть не может. Водители считают иначе. Истину помогли бы установить критерии оценки эффективности ОДД, но их пока нет. Так что и с новым законом нам остается верить чиновникам на слово.
Паркоматы под окном
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов с сожалением признал, что «новый закон ориентирован на создание платного парковочного пространства и на серьезное ограничение въезда в города, он развязывает руки властям». И с ним трудно не согласиться. Закон позволяет расширить зону возможного введения платных парковок вплоть до дворовых территорий.
Решения о создании парковок общего пользования должны приниматься органами местного самоуправления. Стоянка может быть размещена на части автомобильной дороги или территории, примыкающей к проезжей части, тротуару, эстакаде, а также в здании или сооружении. Парковку общего пользования можно создать и в пределах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников жилья. В общем — везде!
Также в законе подробно прописаны дополнительные требования к платным парковкам. Для начала немного бальзама на душу: местные власти могут запрещать платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к стадионам, школам, больницам и поликлиникам, а также на земельных участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов. Естественно, не забыты органы государственной власти и местного самоуправления. Но еще раз повторю: это право, а не обязанность. Так что вполне вероятно, что бесплатными в центре города могут остаться только парковки для сотрудников мэрии и правительства области.
Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме. Взимание платы не допускается в отношении транспортных средств полиции, пожарной охраны, скорой помощи, следственного комитета и далее по списку. Оговаривается, правда, что льготой им можно пользоваться лишь в связи со служебной необходимостью.
Органы местного самоуправления обязаны информировать население о введении платных парковок не позднее чем за тридцать дней до начала их работы. Наряду с другими сведениями информация должна содержать обоснование необходимости пользования платными парковками, а также перечень основных проблем, которые планируется решить посредством их введения.
То есть, законодатель как бы намекнул местным органам власти не уподобляться незабвенному Остапу Бендеру с его убедительным рассказом о причинах ремонта «Провала». Однако не удивлюсь, если через год на подъездах домов появятся объявления об общем собрании собственников: вам предложат сделать платной парковку в собственном дворе. Все по закону.
Штрафы не прошли
И в завершение еще об одной новации. Требования к эффективности организации дорожного движения теперь в равной степени должны учитываться при строительстве капитальных объектов, в том числе жилых домов. Может, хоть этот закон заставит наше строительное лобби задуматься над тем, что людям надо обеспечивать комфортные условия вокруг строящихся «муравейников».
Вот открыли недавно новую школу в жилом комплексе «Московский квартал» и сразу очередной транспортный коллапс: перед уроками там ни пройти, ни проехать. Ведь никто не подумал ни о путях подъезда, ни о местах парковки.
Кстати, депутаты хотели еще ввести новую статью (ст.12.38 КоАП РФ) об ответственности за несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения. За допущенные нарушения предлагалось налагать на ответственных должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Однако в окончательную редакцию закона данная инициатива не вошла, что не может не огорчать простых горожан.
Тем временем власти нашли оперативное решение вопроса: куча запрещающих знаков и эвакуаторы. И вот уже виноваты водители, а не те, кто все это проектировал, согласовывал и разрешал.
Ну а всем недовольным нынешним положением новый закон не запрещает самостоятельно исследовать причины и обстоятельства низкой эффективности организации движения и вносить в органы власти свои предложения по ее совершенствованию. В общем, «вы рисуйте — вам зачтется!»