О культурных нанотехнологиях воронежских фестивалей

Некоторые шедевры современного искусства неподготовленный зритель так и не смог оценить

Седьмой Платоновский фестиваль прошел в Воронежской области с большим пафосом и оставил после себя глубокие следы в местном искусстве. О его размахе и достоинствах написано много, и только малая часть критиканов продолжала ныть в соцсетях и на форумах.

Некоторые шедевры современного искусства неподготовленный зритель так и не смог оценить

Например, о ценах на билеты фестиваля, недоступных для бедной интеллигенции и настоящих театралов. О невозможности приехать на фестиваль таким же бедным и настоящим из других регионов. Раньше, мол, врач Женя Лукашин мог запросто слетать в Ленинград и обратно, а учительница Надя могла прилететь к нему в Москву на самолете только затем, чтоб вернуть забытый им веник. А нынче один авиабилет — считай, половина зарплаты или пенсия скромного театрала, и летать на премьеру в другой город могут только буржуи. И вообще, ноют бедные воронежцы, общество в России все острее разделяется на две очень неравные части — придворных и остальных, а Платонов — писатель рабоче-крестьянский, так что «элита» напрасно приспособила его для главного культурного события в Воронеже: не очень-то они лепятся друг к другу.

На это нытье можно было б не обращать внимания, если б не воронежские отельеры, которые неожиданно придали ему весомый аргумент.

Элита шумною толпой

Гости Платоновфеста обеспечили небывалую загрузку номеров в самых дорогих воронежских отелях. Количество гостей и участников фестиваля из Москвы, Санкт-Петербурга и 17 стран превысило прошлогоднее на 15-20%. Некоторые отели в разгаре действа оказались в ситуации «местов нет»; возможно, они просто лукавили пиара для, но даже конкуренты дружно их поддерживали. Такого ажиотажа, мол, в Воронеже еще не бывало: роскошные номера сметали, как горячие пирожки! А вот гостиницы «демократические» признали, что у них гостей было меньше, чем в фестивальные дни прежних лет. То есть, жизнь культурная явно стала лучше, жить стало веселей.

Если не считать нытиков со скромной зарплатой или непригодной для жизни пенсией.

Не забуду масть родную

С тех пор, как Воронеж побывал культурной столицей СНГ, между нашим городом и столицей возникло негласное соревнование, кто кого перекультурит с применением художественных нанотехнологий. В соревновании этом происходит взаимное влияние и обогащение. В галерее «Х.Л.А.М.», например, провели выставку о сексе «Чем больше, тем больше» — с явным акцентом на молодежь, которая могла бы почерпнуть там что-то новое для себя. Хотя судя по откликам в соцсетях, так и не почерпнула: молодых и даже юных воронежцев ныне трудно чем-то в этой сфере удивить.

Москва ответила на это в прошлом сентябре экспозицией «Джок Стерджес. Без смущения» в центре фотографии имени братьев Люмьер. Этот Стерджес специализируется на снимках голеньких детей и даже в страшно толерантных США художника преследовало целое ФБР, а христианские активисты требовали покарать его за аморальность. Однако прогрессивная западная общественность отбила творца и не допустила предъявления ему уголовных обвинений.

В Москве Стерджес тоже попал под атаку: детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина требовали от прокуратуры проверить фотовыставку «Без смущения» на предмет детской порнографии. Возбудились также активисты движения «Божья воля» и комиссия по безопасности Общественной палаты.

Злые языки утверждали, что сам Джок Стерджес всячески провоцировал и потакал возмущению общественности, что обеспечило масштабный пиар его экспозиции, завершившейся в намеченные сроки с хорошим профитом.

Впрочем, в Воронеже этот прием хорошо знают и умеют использовать во благо развития местной культуры.

В прошлом ноябре на портале улучшения делового климата в Воронежской области некий активист предложил поднять культурный уровень провинциалов — а то они уходят, плюясь, со спектаклей, чем дискредитируют современное искусство; воспитание таких людей, явно не понимающих собственной пользы, власти пустили на самотек. На 3-м Платоновфесте, например, произошел казус, демонстрирующий дремучесть части воронежцев: в спектакле «Педагогическая поэма» эстонского молодежного театра актеры матерились и снимали трусы, демонстрируя самую суть своего искусства, а зрители бурно возмущались, рвали билеты и уходили из зала, выкрикивая эстетически неграмотные лозунги. Готовность воронежцев к восприятию культурных нанотехнологий оставляет желать лучшего, и необходимо учить их тому, что актеры без трусов — это свежо и хорошо, а в трусах они уже не соответствуют искусству, превалирующему в современном мире. Об этих азах культурологии необходимо провести цикл лекций.

В департаментах культуры воронежской мэрии и облправительства эту идею восприняли самым серьезным образом и решили поискать средства на ее реализацию.

К высокой степени безумства

В дни проведения Платоновфеста №7 деятельность ярких представителей современного искусства Яна Фабра, Марины Абрамович, Сары Лукас и Теренса Коу в московском Молодежном образовательном центре Эрмитажа вызвала бурную реакцию общественности, которая на радость художникам требовала вытолкать их из культурного пространства России, поскольку они «занимаются превознесением мертвечины, гомосексуализма и копрофилии». Например, в спектакле Фабра Mount Olympus мужчины дуют и что-то кричат в анус партнерам, припав к нему губами, а на выставке «Рыцарь отчаяния — воин красоты» демонстрируется «волшебная люстра» Теренса Коу, созданная из грязи, конского волоса, фекалий и крови. При этом Минкульт поддержал эти безобразия, выделяя под них площадки и деньги, а критики негодовали, что выставка Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» не была удостоена государственной премии «Инновация» в области современного искусства.

В Воронеже на этот блеск и шум, и чад дали специфический ответ: в ходе Платоновского фестиваля на спектакле уличного театра Serious Clowns из Германии «Потерянные колеса времени» многие воронежцы, особенно пришедшие с детьми, не поняли сценической нанотехнологии: один из героев там громко рыгал и, извините, пукал. Некоторые назвали это сортирным уровнем и убожеством, но другие были в восторге, как и их дети — это ж так прикольно! И каким нужно обладать актерским мастерством, чтоб извлекать из своего организма физиологические звуки в нужное время и в нужном количестве! Возможно, эти зрители уже прошли обучение на лекциях об особенностях современного искусства.

А в Москве куратор 2-го и 3-го Воронежского детского театрального фестиваля «Маршак» Алексей Малобродский (он же — экс-директор московского «Гоголь-центра» и генеральный продюсер «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова) был арестован — не за мат, отсутствие трусов на сцене или пропаганду гомосексуализма, а за мошенничество в особо крупном: по версии следствия, руководящие «Седьмой студией» господа за три года сперли около 200 млн руб., выделенных из бюджета на популяризацию современного искусства. Господину Малобродскому теперь грозит до 10 лет лишения свободы, и дирекция «Платоновфеста» заявила, что арест его вызвал у них удивление и тревогу: Малобродский, мол, — очень честный и порядочный, обязательный и ответственный, уважаемый и опытный человек, и дирекция не сомневается в его невиновности.

Программу фестиваля «Маршак», запланированного в Воронеже на осенние школьные каникулы, Малобродский уже на 90% сформировал. Так что без самого современного искусства воронежские дети не останутся.

Большие видятся на расстоянии

Многих членов обоих союзов писателей в Воронеже удивило и раздосадовало вручение главной литературной премии Платоновского фестиваля Алексею Иванову, широко известному в узких кругах тем, что по его роману снят фильм «Географ глобус пропил». Самые раздосадованные и матерые даже вслух произносили забытое советское слово «блат»: как же так, мол, в Воронеже с его славной литературной историей и традициями не нашлось достойных писателей и поэтов? Они регулярно получают лавры на стороне, а дома, на родном Платоновском фестивале, их в упор не видят и регулярно приглашают в почетные гости литераторов со стороны, мало или вовсе не известных в Воронеже. Сквозным в этой теме стал миллион рублей; такие премии на дороге не валяются.

Вспоминали также, что бронзовый теперь Андрей Платонов трудился в газете «Молодой коммунар», которую те, кто проводит теперь Платонфест, «пристрелили, чтоб не мучалась». И что даже святое дело детской литературы освящено иногородними писателями, хотя в Воронеже были и есть свои. Книг великолепного Юрия Третьякова в магазинах нет уже больше тридцати лет! Лишь однажды в Центрально-Черноземном издательстве вышел сборник его рассказов в серии «Воронежские писатели — детям», да и то тиражом всего 2 тысячи. А поклонники Третьякова по всей стране и за рубежом разыскивали его рассказы и повести и выкладывали в интернете, чтобы любой желающий мог насладиться уникальными текстами. И то, что они пишут в сети, может привести в лютую зависть любого мэтра, приглашенного в почетные гости воронежского Маршакфеста.

«Ни грамма фальши, живое детство... Третьяков — луч солнышка».

«Толстого мальчишку Глеба» читали с подругой по очереди, будучи уже девушками на выданье. Читали раз по десять, как лучшее средство от хандры. К сожалению, «зачитали»... Теперь, будучи дипломированным лингвистом, понимаю, что так цепляло: он писал не как взрослый, он сам был этим ребенком».

«У меня есть книга «Приключения Мишки Мочалкина», но без первых 15 и последних, не знаю скольких, страниц. Может, у кого-то есть она, и мне расскажут, с чего она начинается/заканчивается? С детства мучаюсь…»

«А я в деревне нашел две книги Третьякова — Рыцарей и Разные случаи из жизни Андрейки. Перечитал тысячу миллионов раз, зачитана в хлам! Давал друзьям читать под роспись».

«Уже и не чаяла найти. Блестящий писатель, таких просто нет!».

«Какое-то бездонное ощущение детства — ни у кого из писателей такого нет!».

Многие поклонники Юрия Третьякова считают его лучшим на свете детским писателем, но в родном Воронеже книг его нет, как и книг Владимира Добрякова и Евгения Титаренко, которых помнят и любят. Взамен воронежцы имели честь встречаться на Платоновфесте с Алексеем Ивановым (тот, что про глобус), Мариам Петросян из Армении, Максимом Матковским из Киева, детской писательницей из Белоруссии Марией Бершадской, «известным филологом и писателем» Андреем Аствацатуровым. И покупать их книги. А заодно поучиться правильному восприятию новейших тенденций в современном искусстве.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Мы памятник ему воздвигли рукотворный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру