VII Платоновский фестиваль искусств открылся мировой премьерой оперы «Родина электричества»

Губернатор Воронежской области слушал оперу вместе с супругой Татьяной Гордеевой

Главный культурный форум региона продолжает расширять географию участников. В этот раз в Воронеж съехались деятелей культуры из 17 стран. Впервые в фестивале участвуют представители Южной Америки. Разнообразная программа состоит не только из спектаклей, концертов и выставок, но и из мастер-классов, лекций, творческих встреч. Охватить всё практически невозможно. О наиболее ярких событиях первых дней фестиваля – в материале нашего обозревателя.

Губернатор Воронежской области слушал оперу вместе с супругой Татьяной Гордеевой
Сцена из оперы "Родина электричества". Фото: пресс-служба облправительства

Торжественное открытие фестиваля состоялось 2 июня в Воронежском государственном театре оперы и балета. Приветствуя переполненный зал, губернатор Алексей Гордеев отметил: «Платоновский фестиваль – это уже бренд, который, наверно, будет жить веками. Хорошо, что у нас есть этот фестиваль. И это действительно большое культурное событие и города, и области, и, наверное, всей нашей страны». Алексей Гордеев подчеркнул, что мировая премьера оперы, написанной по платоновским сюжетам, - это непростой труд большого коллектива.

Губернатор слушал оперу вместе с супругой Татьяной Гордеевой.

Действительно, постановка оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» (музыкальный руководитель Юрий Анисичкин, режиссер-постановщик – художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков) оказалась зрелищем впечатляющим. Это – первая в мире опера, созданная по произведениям Андрея Платонова. Написана она более 30 лет назад, но свет рампы увидела только теперь. Увы, композитор не дожил до этого дня...

Музыкальный материал оперы сложен и непривычен как для исполнителей, так и для слушателей. Автор попытался в музыке отразить дух революционного времени через, по его же словам, «взаимодействие лирики и пафосного гротеска». Серьезный анализ получившегося «продукта» - тема отдельного разговора. Но бесспорно одно: театр, в котором многие годы сторонились опер современных композиторов, с честью выдержал серьезный экзамен, покорив новую для себя творческую высоту.

Разнообразие афиши

Наибольшей удачей можно смело назвать оформление спектакля. Визуальный ряд постановки создавала целая «бригада» (сценография Николая Симонова, костюмы Юлии Ветровой, видео Алексея Бычкова, художник по свету Иван Виноградов). Огромный помост, светящиеся изнутри столбы, одежды героев в красно-серых тонах, супрематическая анимация и проецируемое время от времени на сцену платоновское слово - всё это, сливаясь воедино, создавало образ сурового переломного времени, времени высокого напряжения.

Кроме того, в первые дни фестиваля воронежцы увидели один из самых ожидаемых спектаклей – «Царь Эдип» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Режиссер-постановщик Римас Туминас уверен, что трагедия Софокла звучит в наши дни как «история об ушедшем поколении», когда люди умели чувствовать себя виноватыми и в этом умении заключалась их мудрость и величие. Постановщику и актерам (Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев и др.) удалось сделать античную трагедию об искуплении преступления через страдание не просто близкой и понятной современному зрителю, но и по-настоящему волнующей, захватывающей целиком и полностью.

Не оставил зрителей равнодушным и спектакль Санкт-Петербургского государственного академического театра им. Ленсовета «Странники», сотканный из девяти рассказов Андрея Платонова. Постановку отличает невероятно бережное и трогательное отношение к платоновскому слову. Для режиссера Веры Камышниковой образ странничества – это образ человека, ищущего ответа на вопросы «кто мы?», «зачем мы?» как на философском, так и на бытовом уровне. И, конечно же, по словам режиссера, у Платонова всегда есть «территория любви»…

Интересна и разнообразна музыкальная программа фестиваля. Одна из целей, которую ставят перед собой организаторы, - знакомить публику с исполнителями, ранее не выступавшими в нашей стране. Не стал исключением и нынешний фестиваль. Настоящим «подарком» для зрителей стало выступление Vision String Quartet. Это многообещающий струнный квартет из Германии, состоящий из молодых талантливых музыкантов. В их репертуаре не только классика, но и оригинальные аранжировки джаза, поп и рок-музыки. Впрочем, фестивальная программа концерта состояла из произведений Бартока, Шуберта, Шульгофа. Малоизвестный в нашей стране Эрвин Шульгоф – талантливый композитор первой половины ХХ века, чья жизнь трагически оборвалась в фашистском концлагере…

Музыкантов квартета отличает свободная манера сценического поведения. Их не только интересно слушать – на них интересно смотреть. Все, кроме виолончелиста, играют стоя, никаких пюпитров с нотами – всё наизусть. Внешняя раскованность прекрасно сочетается с виртуозной техникой игры и глубиной осмысления исполняемых произведений. А прозвучавшие «на бис» пьесы из «неклассической» части репертуара вызвали в зале филармонии настоящий фурор.

Рассказывая о фестивале, нельзя обойти стороной выставки, которых в программе несколько. К примеру, в зале на улице Кирова открылась удивительная по своей атмосфере экспозиция «Мейерхольд и художники. Пространство игры», подготовленная Театральным музеем им. Бахрушина. Здесь представлены более 200 эскизов декораций и костюмов, макетов, фотографий, чертежей – шедевры Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Александра Головина и других мастеров, работавших с Всеволодом Мейерхольдом.

Успешно стартовав, Платоновский фестиваль набирает обороты, обещая немало ярких и интересных событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Высокое напряжение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру