В онкогематологическом отделении воронежской детской облбольницы открылся интерактивный учебный класс

Юные пациенты смогут совмещать лечение с обучением по школьной программе

Пока техники настраивают аппаратуру, учительница математики Анастасия Каширина знакомит ребят с темой урока. Вместо доски – огромная плазменная панель, вместо мела – изящное стило, на столах рядом с привычными тетрадками лежат планшеты.

Юные пациенты смогут совмещать лечение с обучением по школьной программе
В интерактивном классе будут преподавать практически все предметы, кроме физкультуры и технологии. Фото Валерии Юлинской.

За партами в уютном небольшом помещении – всего две девочки-семиклассницы, еще один их сверстник, которому врачи пока не рекомендуют покидать палату, будет общаться с математичкой виртуально. Четвертый подросток освобожден от занятий после сеанса химиотерапии.

Сегодня школьники знакомятся с системой двух линейных управлений. Одни уже проходили эту тему, для других она в новинку.

- Ребята из разных школ, занимались по разным программам. Поэтому здесь практикуется индивидуальный подход к каждому ученику, - рассказывает зам. директора Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Ирина Гончарова. – Мы рассчитываем нагрузку так, чтобы учеба не влияла на лечение и реабилитацию. Детей объединяют в группы по несколько человек. Если ребенок не может выйти из палаты, он присоединяется к уроку по видеотрансляции.

Интерактивный класс на базе онкогематологического отделения ОДКБ №1 открылся на прошлой неделе. Цель – максимально воссоздать в больнице школьные условия, насколько это возможно. С юными пациентами работают учителя Центра лечебной педагогики, которые не первый год в этой системе и знают специфику. Ответственность велика, и помимо блестящих знаний своего предмета, преподавателю нужно быть хорошим психологом и иметь крепкие нервы.

В интерактивном классе школьники изучают практически все предметы – русский и литературу, физику, химию, биологию, географию и обществознание. Исключения – физкультура и технология. Занятия сокращенные, по 30 минут, учебный план предусматривает не более трех уроков в день.

- Есть определенные трудности в работе, но они связаны в первую очередь с техническими нюансами, - делится учительница математики Анастасия Каширина. – Пока мы осваиваем новые возможности – например, учимся быстро подключать планшеты, но это вопрос времени и навыков. С самой математикой проблем нет, дети очень хотят учиться, на занятия идут с огромным желанием.

Интерактивное школьное обучение в стенах воронежской ОДКБ №1 стало возможным благодаря федеральному проекту «УчимЗнаем», который стартовал в России в три года назад при поддержке министерства образования и науки. Около 1000 детей из Центрально-Черноземного региона теперь смогут проходить школьную программу в стационаре.

Справка МК: Проект «УчимЗнаем» успешно реализуется с 2014 года. Пилотными площадками стали школа № 109 г. Москвы (школа Ямбурга), Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и российская детская клиническая больница (РДКБ) в городе Москве — всего 12 учебных классов. В 2015 году по итогам всероссийского правительственного совещания по проблеме обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, было принято решение о расширении географии проекта. В 2016 году к инициативе присоединились больницы в Хабаровске, Калининграде и Красноярске.

- В современных условиях даже недельный пропуск занятий приводит к тому, что ребенок начинает заметно отставать от сверстников в плане школьной программы, - говорит Ирина Гончарова. - А здесь детки находятся месяцами, с некоторыми из них мы работаем из года в год… Поэтому открытие такого класса – это действительно знаковое событие, у нас появились возможности, значение которых трудно переоценить. Ведь помимо непосредственно учебы, ребята общаются друг с другом, как в обычной школе, а в перспективе мы планируем проводить телемосты и интерактивные встречи с известными актерами, музыкантами, спортсменами.

По словам заведующей онкогематологическим отделением Натальи Юдиной, «совмещение учебы с лечением в стационаре» – не просто казенная формулировка. Попытка организовать обучение как в обычной школе, хотя бы на пару часов день, на самом деле помогает детям бороться с тяжелым недугом - благо учителя стараются сделать все возможное, чтобы школьники с защитными масками на лицах чаще улыбались и реже вспоминали о том, почему они здесь оказались.

- Эти дети лежат у нас долго, и когда ребенок сюда попадает, он понимает, что выпал из своей привычной среды, - рассказывает Наталья Борисовна. - До болезни, быть может, кому-то из них и не слишком хотелось ходить в школу, но тут они осознают, что должны  выздороветь. И у этих детей возникает огромная мотивация к учебе – они у нас почти все отличники! Вообще, учеба в таком отделении – это существенный элемент реабилитации, психологический момент, который немало способствует выздоровлению наших маленьких пациентов.

К слову, Наталья Юдина привела весьма обнадеживающую статистику: на сегодняшний день в Воронеже выживаемость онкобольных детей – около 70 процентов. При лейкозах выздоравливают около 80 процентов. А при некоторых других видах рака – например, при лимфомах, врачам удается спасти почти каждого ребенка.

- Стереотипы об онкологии в нашем обществе давно устарели, - утверждает доктор. – И каждый год мы неустанно повторяем одно и то же: «рак - не приговор!»

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Школа в стенах стационара