Почему россияне хранят сбережения в рублях

Воронежские бизнесмены в панике, а население спокойно

В наступившем году проявилась заметная разница между ожиданиями бизнесменов и простых воронежцев. Душевное состояние многих предпринимателей – «Все пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!». А население ничего, спокойней. 

Воронежские бизнесмены в панике, а население спокойно

Знакомый предприниматель рассказал, что на совете директоров его компании тон был паническим: активы выводить, офисы филиалов закрывать, товары сбрасывать чуть ли не по любой цене, выручку конвертировать и переводить за границу, персонал увольнять, желательно без шума и с минимальным выходным пособием.

Знакомый рисует мрачную картину: народ еще не понимает, а с марта-апреля Воронеж начнет превращаться в Детройт. Вся покупательная способность населения уйдет в продукты и плату за ресурсы – газ, воду, тепло, электричество, бензин; это – узаконенные богатства придворного бизнеса, который будет компенсировать свои потери из-за санкций, потроша карманы населения. Вплоть до введения новой платы – за воздух. Чтоб уж итальянская сказка про Чипполино окончательно стала российской былью.

Монополисты-сетевики, зачистившие Воронеж от малых и средних конкурентов, будут наращивать цены продовольствия, как и поставщики «услуг ЖКХ», и никакая вертикаль им не указ. Тем более что вертикаль сама от пуза кормится с этого бизнеса, удивляя население безнаказанностью его произвола, - примерно как Путин вдруг удивился, с чего это бензин во всем мире дешевеет вслед за нефтью и только в России нагло и откровенно дорожает!

Исход с воронежских улиц торговцев непродовольственными товарами и услугами, от банков и стройфирм до парикмахерских и киосков по ремонту обуви, породит массовый сброс коммерческой недвижимости и падение цен на нее и ставок аренды. В нормальной стране это могло бы дать опору малому бизнесу, но власть наша навалила на него такие могильные плиты налогов, что арендаторам браться неоткуда. Нет, заколоченных досками первых этажей в Воронеже не будет, хотя ситуация к этому и располагает. Известный в городе производитель продуктов, владелец магазинов и кафе, так оценил будущее: рестораны и бары опустеют, стоимость их упадет в разы, а потом их скупят по дешевке дельцы с креслами и погонами – в надежде, что все вернется на круги своя, и они станут безраздельно владеть Воронежем. Одного они не понимают: прошлое не вернется, страница истории уже перевернута.

Социологи отжигают

А что же народ?.. В январе социологи составили коллективный портрет россиянина в целом и воронежца, в частности. Картина на фоне надвигающегося шторма получилась радужная и местами настолько забавная, что и воронежцы могут заглянуть в душу этим художникам.

По опросу рейтингового агентства «А+» треть горожан назвала Воронеж самым красивым городом России. В целом, по мнению опрошенных, наш город вошел в десятку самых красивых городов страны. Одновременно «А+» обнаружило парадоксальную вещь: 39% жителей Воронежа хотели бы переехать в другой город: в Москву, Питер, «куда-нибудь на юг» или за границу; самая частая причина желания переехать - «нечего делать, мало перспектив».

Агентство «Абирег» опросило воронежцев об оценках прошедшего года, и большинство назвало его неудачным, а 14% - и вовсе ужасным. Еще 10% не увидели за год никаких улучшений, а вот обвал рубля прочувствовали.

Авторитетная «Лента.ру» опросила социологов о настроениях и ожиданиях россиян и получила полный разнобой. Одни увидели растущее недовольство, другие - что народ счастлив Крымом и новой национальной идеей (какой именно, не уточняется). Но все эксперты сошлись в одном: народ наш – чемпион мира по готовности терпеть все, что угодно, лишь бы не было войны.

«Левада-Центр» сообщил про обвальное падение оптимизма россиян, причем наибольшее – в крайних слоях, самых бедных и самых богатых; перспективы их очень неопределенны. Лишь 2,5% считают, что в 2015-м жизнь значительно улучшится, 12% ждут некоторых улучшений, 25% - ухудшения, а 40% надеются, что все останется, как прежде. Доверие к власти снижается, но чуть-чуть, причем многие даже рост цен с нею не связывают.

Для социологии ситуация в России уникальна: падение уровня жизни и пессимизм удивительным образом сочетаются с «одобрямсом» деятельности вертикали; «Левада» считает это результатом массированной пропаганды. Но протест начнет нарастать, когда снижение уровня жизни станет критическим. Сегодня рост цен почувствовали 80% населения, и многие перестали покупать привычные продукты и товары. Терпения хватит еще года на полтора; если кризис не закончится, эти настроения могут перерасти в крупномасштабный протест.

В отличие от «Левада-Центра», Фонд «Общественное мнение» выяснил, что Игры в Сочи и Крым радикально изменили общественное сознание: появилось самоуважение. Благодаря ему любовь народа к президенту, премьеру, Думе и даже к «Единой России» сильно выросла; обвал рубля и инфляция на эту любовь не повлияли; не в деньгах счастье! Поэтому никаких причин для протестов нет: народ верит, что с таким президентом справится с любой бедой. Главное – Крым наш!

Центр комплексных социсследований Института социологии РАН сообщил, что главное ожидание россиян от нового года - чтоб не рухнули экономика и уровень жизни. Чтоб дети и внуки не лишились возможности получить образование и медобслуживание. А катаклизмы – дело для нас привычное; не такое переживали. Однако общество расколото: большинство в эйфории, что Россия снова стала супердержавой, а меньшинство ждет тяжелых времен. Большая часть населения не ездит за границу и готово затянуть пояса, а уж у пенсионеров запас прочности и лояльности безграничен, поэтому протестные настроения будут расти, но вряд ли примут политический характер. Это будут забастовки на коленях: пожалуйста, снизьте тарифы; не закрывайте наш завод; отдайте долги по зарплате. Власть для многих стала последней надеждой, и лояльность к ней не убывает, а только растет. И правительство будет точечно «изыскивать возможности» не доводить до политических протестов: там подмазать, тут подремонтировать, здесь пообещать.

Для осознания, что мы сбились с дороги, нужны веские причины. Например, если страна терпит поражение. Век назад крах в японской войне резко изменил отношение народа к власти. Но пока у нас, наоборот, патриотическая эйфория.

ВЦИОМ объявил, что в 2015 год население вступает с бурным оптимизмом по поводу дальнейшего улучшения жизни, небывалым всплеском патриотизма и объединением народа вокруг любимого лидера. Какие-либо протесты общества – чушь собачья! Экономический кризис и снижение уровня жизни напрямую не коснулись абсолютного большинства россиян. Люди верят, что власть все делает правильно, и готовы потерпеть временные неудобства из-за нашей победной внешней политики. К тому же сам президент Путин обещал: два года потерпеть, а там все будет хорошо.

В лес и по дрова

Помимо социологических, есть исследования экономические. Например, летом 2013-го, задолго до Украины, санкций и обвала рубля, индекс потребительского доверия (уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары) показал: 64% россиян оценивают свои перспективы на 2014-й год негативно, что свидетельствовало о надвигающемся кризисе. Тенденцию эту тогда же подкрепил опрос ВЦИОМ: население страны поделилось ровно пополам на уверенных и неуверенных в своем будущем, лишь каждый пятый россиянин строил планы на годы вперед, еще столько же считали ситуацию в стране нестабильной. А теперь, после войны, санкций и обвала рубля, ВЦИОМ трубит, что у россиян все хорошо, все хорошо. То есть, народ уже был готов к кризису, и власть резко усугубила его, но волшебным образом обратила себе на пользу. Как много нам открытий чудных готовит наука социология!

Год назад опросы Центра стратегических исследований «Росгосстраха» показали: у воронежцев снижается уверенность в завтрашнем дне и удовлетворенность жизнью. По этому показателю Воронеж попал в число аутсайдеров списка из 35 городов России.

Летом 2014-го «Квалитас» выяснил, что 78% воронежцев относит себя к среднему классу, - как те, кому не хватает на квартплату и питание, так и те, кто может позволить себе покупку новой машины. Бедными считали себя 19% опрошенных, и лишь 1% - богатыми. Процент богатых в Воронеже стабилен: он был таким же в 2004, 2005, 2008 и в 2014 годах и близок к числу сидельцев на вертикали.

В январе-2015 Финансовый университет при правительстве РФ объявил, что за 11 лет при Путине число бедных в России сократилось с 37% в 2003 году до 11% в 2014-м. Хотя в декабре 2014-го «на фоне экономических сложностей» к бедным отнесли себя 54% жителей крупных городов, включая Воронеж, причем критически бедных воронежцев оказалось 120 тысяч - 12%.

Философский комментарий к этому появился в интернете: «У меня доход меньше десяти тысяч в месяц, зато прекрасные дети и внуки. И я считаю себя богатым. А у соседа доход свыше пятидесяти тысяч и... единственный сын-наркоман. Так что не в деньгах счастье».

А вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в России 15,7 миллиона бедных людей, и в условиях инфляции их число неминуемо вырастет. Грядущую инфляцию правительство России оценило в 15-17% годовых, и пик ее придется на март-апрель.

«Поехать согласилась только крыша»

Между тем ВЦИОМ продолжает отжигать и уже в январе сообщил, что 77% россиян даже после обвала рубля продолжают свято в него верить и хранят свои сбережения (у кого они есть, конечно) именно в рублях. Валюте госдепа доверяют лишь 4%, евро – 2%, всем остальным валютам – меньше процента.

В 2010-м, по ВЦИОМу, сбережения в рублях держали только 21%, а в 2013-ом – уже 55%; 52% россиян вообще не имели никаких сбережений. Но это не значит, что они бедные, сообщил ВЦИОМ, просто эти 52% сумму меньше 200 тысяч сбережениями не считают; при этом 66% опрошенных следят за котировками валют – к чему бы это? В случае дальнейшего обвала рубля 6% вложат свои сбережения в недвижимость или дорогостоящие товары, а 3% купят доллары или просто начнут активно тратить свои рубли. При этом в обвале рубля 18% опрошенных винят госдеп и санкции, а 17% – падение цен на нефть. Власти России, по ВЦИОМу, в обвале экономики винят лишь 6%.

К ВЦИОМу в январе присоединился «Левада-Центр» и объявил, что выгодным держать сбережения в рублях считают 36% россиян. Часть других уже предприняла конкретные меры против обнищания: консалтинговая компания Knight Frank сообщила, что по итогам 2014 года россияне вошли в топ-5 самых активных скупщиков горных шале в Европе по цене от €1 млн до €5 млн; в основном, во Французских и Швейцарских Альпах - Куршевель, Мерибель, Сант-Мориц, Церматт и Вербье.

Куршевель давно уже фактически тоже наш, а теперь и Альпы – наши!

На днях один из богатейших людей России, первый вице-премьер Игорь Шувалов с улыбкой признался: «мы ничего не сумели, поэтому готовьтесь к безработице… Из кризиса мы не вышли, а потом стали переходить в другой, еще до событий на Украине, и стало понятно: вот он, структурный кризис!». Улыбка Шувалова ясно говорила о том, что надеяться на отставку властей, которые «ничего не сумели», кроме личного обогащения, зато привели страну к катастрофе, бесполезно.

Одновременно министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сообщил, что цены на продукты в 2015 году вырастут на 10-15%, и виноваты в этом спекулянты, которые «играют на настроениях людей и в итоге получают сверхдоходы». О том, какое отношение к ценам имеет бизнес чиновников Минсельхоза и вообще правительства, Федоров умолчал. А вице-премьер Аркадий Дворкович порадовал, что рост цен на муку и хлеб в ближайшее время сохранится, несмотря на рекордный урожай зерна в 2014 году. Мало того, в новом году в России резко выросли цены на сахар – хотя страна произвела его в полтора раза больше, чем год назад, да и на мировых рынках из-за перепроизводства сахара цена его снижается везде, кроме России. Стоимость гречки, куриных яиц и некоторых овощей выросла до 30% - и тоже без прямых экономических причин.

Ну, страна у нас такая. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру