Эвакуация автомобилей - решение транспортных проблем?

Борьба с пробками или бизнес

Задержание транспортного средства, в просторечии называемое эвакуацией, существует и применяется Госавтоинспекцией с незапамятных времён. Однако в Воронеже с этим как-то сразу не заладилось. Сначала денег не было на приобретение спецтехники, потом купили, да не той системы. Плюс норма закона о бесплатной доставке и хранении автомобиля в течение первых суток не добавляли блеска в глазах борцов с городскими пробками. В день забирали по 2-3 машины, принося городскому бюджету одни убытки. 

Борьба с пробками или бизнес
Воронеж, улица Карла Маркса

«Федя, дичь!»

В 2012 году Госдума внесла кардинальные изменения в существующее положение: перечень оснований для эвакуации был значительно расширен, бесплатность отменена, полномочия на разработку нормативно-правовой базы переданы субъектам Российской Федерации. Областная Дума тогда оперативно приняла закон о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку. Однако, и это не помогло активизировать работу.

В прошлом году депутаты вновь обратили свой взор на закон об эвакуации и внесли несколько поправок, существенным образом изменивших ситуацию. Не знаю, сами депутаты додумались или кто подсказал, но конкурсы на право заниматься эвакуацией были отменены! Доступ к разработке ”золотой жилы” теперь получили только юридические лица и индивидуальные предприниматели из особого списка, формируемого уполномоченным органом!

Закон определил ряд требований, предъявляемых к исполнителю данных услуг, но не очень внятно разъяснил, как попасть в заветный перечень. Один предприниматель (видимо, не попавший в ближний круг) попытался в суде оспорить отмену конкурсов, но в иске было отказано. Прокуратура депутатов поддержала.

Тем временем охота на нарушителей началась. ГАИ с удовольствием рассказывала о трофеях: ежедневно задерживались по 50-60 автомобилей. А как же иначе: угодья были подготовлены знатные!

Небоскрёбы, небоскрёбы

Многие годы транспортные проблемы оставались без внимания городских властей. Любой свободный клочок муниципальной земли заполнялся многоэтажными офисными зданиями, гостиницами, торговыми центрами. О парковках никто и не вспоминал. С заторами боролись установкой запрещающих дорожных знаков. Сколько их навешано, уверен, никто точно не знает! Результат получили соответствующий: на знаки вообще перестали обращать внимание.

И вот теперь власть решила навести порядок с помощью оголтелых эвакуаторщиков. Ряд громких скандалов заставил задуматься: а верной ли дорогой мы идём?

Апофеозом стала история с жителем Москвы Константином Алтуховым. 17 октября он успел сесть в свою машину перед самым началом движения эвакуатора и оставался в ней, несмотря ни на какие угрозы. Автомобилист признавал нарушение правил остановки и готов был заплатить штраф, но вот от услуги эвакуации отказывался наотрез. Спустя 22 часа автомобиль хозяину всё-таки вернули, но пообещали вчинить иск за вынужденный простой эвакуатора. В Воронеже то же самое могло произойти со дня на день.

В этот же день депутаты Воронежской областной Думы обратились к начальнику ГУВД по Воронежской области генералу Александру Сысоеву с письмом. В обращении они посетовали на значительный рост числа нарушений, связанных с эвакуацией машин, попросили принять меры по защите законных прав автомобилистов.

Закон суров, но он – закон

Так чем же недовольны депутаты? Во-первых, наши законотворцы полагают, что инспекторы ДПС применяют эвакуацию без достаточных на то оснований, то есть даже когда автомобиль нарушителя не чинит препятствий для движения других транспортных средств. Ссылаются при этом на комментарии к КоАП РФ, изданные уважаемым научным институтом совместно с МВД РФ.

Честно говоря, ссылки на любые комментарии в правовых спорах не приветствуются. Ведь по сути комментарий – это всего лишь чьё-то личное мнение, пусть и довольно авторитетное. Другое дело – норма закона. И депутаты, видимо, не учли, что она давно изменилась.

Сейчас на эвакуатор можно залететь практически за любое нарушение правил остановки и стоянки, будь то невыполнение требований дорожного знака или разметки, остановка на пешеходном переходе, стоянка автомобиля в местах остановки общественного транспорта, далее первого ряда от края проезжей части и за многое другое. При этом совершенно неважно, создаются кому-либо препятствия для движения или нет. Это норма федерального закона и с вопросом её изменения логичнее обращаться в Госдуму, чем к местному генералу.

Также наши депутаты недовольны тем, что автомобили подвергаются задержанию даже в тех случаях, когда владелец находится рядом, и необходимости применения эвакуации нет. Ведь согласно закону данная мера применяется до устранения причины задержания. Если водитель появляется в тот момент, когда эвакуатор ещё на месте, то автоматически отпадает и необходимость задержания. Водитель сам в состоянии убрать машину из запретной зоны. И с таким мнением нельзя не согласиться.

Казалось бы, всё очевидно. Однако споры по поводу возврата автомобиля владельцу в процессе эвакуации возникают постоянно. В местном законе такие детали совершенно не прописаны. Это, кстати, лишний повод задуматься о качестве нашего нормотворчества.

Прокуратура ряда других городов неоднократно подтверждала незаконность эвакуации машины в присутствии владельца. Автомобиль подлежит возвращению владельцу на любом этапе эвакуации, если он готов и может устранить причину задержания на месте!

Руководители Госавтоинспекции после депутатского обращения оперативно собрали пресс-конференцию и уточнили, что впредь эвакуированной будет считаться машина, если она всеми четырьмя колёсами стоит на платформе эвакуатора. А вот если только тремя - машину владельцу вернут на месте. Остаётся только заметить, что это всего лишь очередные домыслы должностных лиц, не основанные на норме закона. Однако, при таком настрое можно не сомневаться, что нарушения при эвакуации будут продолжаться.

Чтоб ты жил на одну зарплату!

И причина тому очевидна: ну, нельзя исполнение государственной функции доверять коммерсантам! Нельзя допускать сращивания государственной службы с коммерцией! Сколько лет уж минуло с памятной фразы президента на одной из коллегий МВД РФ: “Хотите зарабатывать деньги, идите в бизнес, хотите посвятить себя государственной службе - живите на зарплату”, а у нас до сих предпочитают оставаться в погонах, но под руку с бизнесом!

Помнится, ГАИ заключила договор со “случайно проходившим мимо” предпринимателем о совместной работе по предотвращению угонов. Автомобили регистрировались только после их проверки прибором ”Регула”, имевшимся у коммерсанта. С владельцев автомобилей брали за это 450 руб., хотя инспекторы обязаны была проверять сами и бесплатно. Прокуратура писала грозные представления на имя начальника ГАИ Владимира Верзилина о прекращении беззакония, но реально никак не вмешивалась в ситуацию. После смены руководства ГУВД поборы с автомобилистов прекратились.

Но ГАИ никак не угомонится: сейчас раскручивается проект платного оформления ДТП. Мол, инспекторов не хватает, ждите их прибытия 6-8 часов или вызывайте платных оформителей. Притом, что оформление ДТП (по сути - возбуждение дела об административном правонарушении) является государственной функцией и ГАИ не вправе привлекать к нему коммерческие структуры.

Тем не менее, ГИБДД заключила соглашение о сотрудничестве с одной из частных контор. Прокуратура области и по этому поводу внесла представление. Были признаны неправомерными более 450 постановлений, вынесенных Госавтоинспекцией по документам, составленным коммерсантами. Соглашение расторгли. Бизнес успешно процветает до сих пор.

Почём опиум для народа?

Ну, а в случае с эвакуаторами нужно отдельно “поблагодарить” Управление по государственному регулированию тарифов, которое установило столь аппетитные ставки: пробег эвакуатора оплачивается нарушителем из расчёта 102 руб./км, причём в оба конца.

В Калуге прокуратура нашла в таком порядке противоречия федеральному законодательству и в суде добилась внесения изменений. Наши прокуроры на такие мелочи внимания не обращают. В общем, менее 2 тысяч за доставку насчитывают редко. Для сравнения: дальнобойщики возят грузы за 20-30 руб./км.

Стоимость хранения легковых автомобилей на спецстоянке такая, будто там паркетные полы с подогревом: - 20 руб./час! Это, между прочим, почти 500 рублей за сутки. На большинстве других охраняемых стоянок города, даже с видеонаблюдением, за сутки берут около 100 руб. Не случайно в эвакуационном бизнесе мелькают те же лица, что задействованы и в других коммерческих проектах вокруг ГИБДД. Чужие тут не ходят.

Не раз наблюдал вереницу эвакуаторов на прилегающей территории крупного торгового центра в Северном районе. В одной из машин - сотрудник ГИБДД в чине не ниже капитана. Что он делает в чужой машине, если ещё нет ни нарушителя, ни протокола? А ведь только после его составления должен возникать вопрос о необходимости эвакуации! Да что уж там: свои ребята, одно дело делают.

На одном из проездов скромненько прилеплен знак ”Остановка запрещена”. Вот к этому знаку и накатали дорогу эвакуаторы с полицией. Это они так борются с пробками в центре города? Со всей очевидностью, они неслабо пополняют бюджет коммерсантов: до иной штрафстоянки с городской окраины – 15 км!

В общем берут, что попроще (проблемы им не нужны), стараются отвезти побыстрее да подальше. Разумеется, при таком подходе к делу, даже если пятьдесят эвакуаторов “запустить в огород”, проблема не решится до тех пор, пока их работа будет просто бизнесом.

Заседание продолжается!

Согласно требованиям ГОСТа знаки, запрещающие остановку и стоянку, устанавливаются в случаях, когда стоящие транспортные средства не позволяют обеспечить требуемый уровень пропускной способности дороги. Однако в Воронеже сотни знаков установлены без оглядки на требования стандарта.

Вот, например, ул. Карла Маркса. Местами там вообще нет ”пропускной способности”, так как отсутствует сквозное движение. Въезд во дворы. Тупик. Парковка. Но именно там навешали знаков ”Остановка запрещена”, а для пущей важности прикрепили к ним предостерегающие таблички: “Фотовидеофиксация”, ”Работают эвакуаторы”. Клондайк!

На улице 3 Интернационала тоже нет никаких проблем с пропускной способностью. Однако останавливаться там нельзя никому, кроме сотрудников антинаркотического ведомства (УФСКН). Это что же получается: их машины не мешают движению, а от других прямо-таки ступор на дороге? Мистика!

Нередко водители обращают внимание инспекторов ДПС на имеющиеся нарушения в установке знаков. В ответ обычно слышат: ”Это не наше дело. Знаками мэрия занимается!” Однако, лукавят служивые: контроль за соблюдением требований стандартов при установке знаков возложен как раз на Госавтоинспекцию. Вместо оформления штрафа и эвакуации надо бы протокол на чиновников выписывать, но хлопотное это дело. Проще бизнесу помочь.

С нарушителями, конечно, бороться надо. Для этого и создана у нас полиция. Так пусть она и занимается безопасностью движения, а не участвует в совместной с бизнесом “программе” по отъёму денег у населения.

Не нужно забывать про то, что задержание транспортного средства - не наказание, а всего лишь мера обеспечения производства по делу. Направлена эта мера должна быть на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела (так учит Кодекс), а не на увеличение толщины кошельков доверенных предпринимателей. Полагаю, что именно это хотели сказать депутаты в своём обращении. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 29 октября 2014

Заголовок в газете: Операция “Эвакуация”

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру