Реконструированная воронежская синагога открыла двери для прихожан

Когда-то это здание было видно практически из любой точки города – по канонам синагоги строятся на самой высокой точке. Теперь дом собраний скромно притаился в тени высоченных многоэтажек, так что, не зная, что он там есть, и не заметишь. Вдобавок храм окружен забором, так что небольшую калитку мне удалось найти не сразу – пришлось оббежать внушительную постройку вокруг. 

Реконструированная воронежская синагога открыла двери для прихожан
Главный воронежский раввин Авигдор Моше Носиков (справа) приветствует гостей

До торжественной части остается полчаса. Несмотря на ограниченный вход по приглашениям, во внутреннем дворе весьма многолюдно – главный воронежский раввин Авигдор Моше Носиков едва успевает принимать поздравления и приветствовать очередных дорогих гостей. Внутри не протолкнуться (и это при том, что площадь синагоги – более 600 квадратных метров). Профессор Бронислав Табачников прислонился к стенке узкого коридора и рассказывает что-то важное молоденькой журналистке. Сквозь пение скрипок и всеобщий гомон долетают обрывки профессорской фразы «…и демонстрирующий пример мирного содружества разных народов, разных конфессий и взглядов… возрождается очаг еврейской культуры, религии, традиций и быта». «Очаг быта», кстати, чувствуется еще на входе в синагогу – из-за неприметной дверки доносятся очень вкусные запахи – судя по всему, там готовится праздничный обед. В голову приходит мысль на досуге познакомиться с еврейской кухней – уж больно цепляют эти ароматы.

Внутри главного молельного зала аншлаг – все стулья заняты. Есть несколько свободных мест в первом ряду – ждут губернатора, который должен приехать поздравить евреев с праздником. Всеобщая суета. Сам Алексей Гордеев в этот момент рассматривал обновленный фасад синагоги и слушал историю реконструкции, которую ему рассказывал председатель Воронежской еврейской общины Юрий Сегал.

– Наш дом собраний восстановлен рекордными темпами, за три с половиной года, – сказал Сегал, – нам помогали всем миром – историки, строители, власти, за что всем огромное спасибо. Здесь есть одна важная деталь: когда мы восстанавливали стены, то стало ясно, что если заменить старый разрушенный кирпич на современные стройматериалы – это будет диссонансом, как бельмо в глазу. Поэтому мы нашли старый барский дом в 110 километрах от Воронежа, договорились с владельцами, разобрали его по кирпичику и перевезли сюда.

Пока губернатору устраивали экскурсию по синагоге, в молельном зале шли последние приготовления к церемонии. Музыканты настраивали инструменты, певцы распевались, гости из Москвы повторяли поздравительные речи, журналисты обменивались мощными шутками.

– Ты откуда ермолку достал? Еще есть?

– Есть, могу продать за недорого, таки да.

Неприметный мужчина подошел ко мне и тихо сказал: «Это называется кипа». И протянул характерную белую шапочку с вышивкой «110 лет синагоге. 20 лет Воронежской еврейской религиозной общине». Попросил надеть – так положено. В кипах были почти все присутствующие. Те, кто не исповедует иудаизм, опять же сыпали искрометными перлами из серии «а тебе идет, так и ходи!». Я примерил, мне вроде идет. Но держится плохо – поэтому их иногда прикрепляют к волосам заколкой.

Внутреннее убранство храма по сравнению с православными церквями выглядит более чем скромно – это каменные бежевые стены со светильниками, умывальник, шкаф со свитками торы и еще несколько загадочных предметов для службы. И никаких изображений. Бежевый камень символизирует древний город – из похожих материалов выстроен Иерусалим.

Тем временем начинается торжественная часть. Мальчик дает шофар (нечто вроде рога) раввину, тот трубит, и кантор исполняет «Баавур Давид авдеха». Поет хорошо, в Воронеже такие голоса нечасто услышишь.

Затем идут многочисленные поздравления, ораторы вспоминают непростую судьбу синагоги, и каждый дарит подарок. Самый ценный – это праздничный свиток торы от президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера и предпринимателя Германа Хана, внесшего серьезную финансовую лепту в реконструкцию храма.

Свиток с благоговением принимают, начинает играть «Хава нагила» и благообразные мужи с бородами и без, в шляпах и кипах, молодые и старые пускаются в пляс с этим свитком. Танцуют минут пять, зрелище яркое и запоминающееся – настолько, что стрекот затворов фотокамер СМИ едва не заглушил скрипки.

Для реконструкции фасада использовались столетние кирпичи

Собственно, танец был кульминацией торжества, после этого гостей пригласили на улицу – оценить восстановленный в историческом виде Восточный фасад синагоги и посадить деревья – символ жизни еврейского народа.

Интерьер более чем скромен

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 22 октября 2014

Заголовок в газете: Танец с торой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру