Хиросигэ Сэко, замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис и губернатор Алексей Гордеев побывали на двух объектах, а также обсудили ряд концептов, общая суть которых сводится к единственной, по сути, задаче – сделать Воронеж максимально комфортным для жизни.
«Умный дом» и интеллектуальные светофоры
Первым объектом, куда направилась делегация, стала площадка, выделенная под реализацию проекта «Умный здоровый дом» на территории возле плавательного бассейна ВГАСУ. Презентацию провел старший управляющий директор Nice Corporation Кацумата Киётоси. Цель проекта – выработка стандартов для инновационного жилья, применимых к реалиям российского мегаполиса, и дальнейшее распространение таких домов по стране. Здание будет построено из экологически чистых материалов, а внутри его оснастят энергосберегающими системами и датчиками здоровья, отслеживающими микроклимат в помещениях. Например, если в доме становится слишком жарко, климатическая система отключает отопление.
После презентации Хиросигэ Сэко и Алексей Гордеев заложили памятный камень в честь начала строительства «Умного дома». Господин Сэко отметил, что в Воронеже активно развивается жилищное строительство и высоко оценил показатели региона в этой сфере.
На данный момент проект для Воронежа уже разработан, проведены геологические изыскания и подготовлено техническое задание на фундамент. Непосредственно строительством займется одна из воронежских компаний, а хитрую «начинку» здания предоставят японцы. Ввод «Умного дома» в эксплуатацию ожидается уже в августе.
Затем в областном правительстве состоялась рабочая встреча Алексея Гордеева и Хиросигэ Сэко.
– Вчера на самом высоком уровне состоялась встреча президента России и премьер-министра Японии, речь шла об интенсификации отношений – как на политическом, так и на экономическом уровне между нашими странами, – отметил Алексей Гордеев во вступительной речи. – Но большие дела должны сопровождаться конкретными проектами, и мы очень рады, что при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Воронежская область попала в пилотный проект, и японские специалисты у нас уже предметно работают несколько месяцев, такие профессиональные люди с конкретными предложениями. Сегодня опыт, знания, инновации, которые присутствуют в Японии (а для нас Япония – одна из самых передовых стран мира), являются очень важными в нашем партнерстве.
Министр, в свою очередь, отметил значимость выбранного направления сотрудничества японских и российских коллег в Воронеже.
– Городская среда – это именно та сфера, при работе над которой граждане наших стран могут почувствовать на себе реальные результаты и плоды совместного сотрудничества, – сказал Хиросигэ Сэко.
Что еще могут предложить японские специалисты для улучшения городской среды Воронежа? Помимо вышеупомянутого «Умного дома», на встрече говорилось и об «умных светофорах». Интеллектуальную систему планируется внедрить на ключевых перекрестках, в основном речь идет о Московском проспекте. Светофоры будут отслеживать транспортные потоки и, в зависимости от загруженности на тех или иных направлениях, регулировать длительность «зеленого».
Позже, общаясь с журналистами, Алексей Гордеев отметил, что пропускная способность воронежских дорог после ввода системы в эксплуатацию (это ожидается ориентировочно к сентябрю) должна увеличиться на 25 процентов.
О проекте воронежского метро
Ну и самый глобальный проект, который обсуждался в ходе визита японской делегации, – концепция метро. О его строительстве в Воронеже говорят уже более десяти лет. Но все предыдущие идеи не выдерживали критики по самым разным причинам: или сам замысел никуда не годился, или его реализация упиралась в непомерные финансовые траты. Проект, который представили на встрече министра и губернатора, пока представляется наиболее близким к реальности. Его презентация прошла на территории вокзала «Воронеж-1». В зону ответственности российской стороны, то есть Воронежа, входит разработка концепции метро легкого заложения, а также технико-экономическое обоснование строительства данного объекта. Особо было отмечено использование Северного моста и его инфраструктуры, что позволит удешевить проект. В зону ответственности японской стороны входит разработка транспортно-пересадочного узла под площадью Черняховского. Речь идет о двух ветках метро. Первая предположительно свяжет центр города и Северный микрорайон, вторая протянется до развязки на Остужева. При этом предлагается строить комбинированный вариант: в центральной части города поезда пойдут по подземным тоннелям, в других районах – по земле.
– Этот масштабный проект – назовем его метро или легкорельсовый транспорт – это, конечно, совершенно другая перспектива городской среды, – сказал губернатор. – И в целом, опыт японских коллег, связанный с формированием современной среды, пространства в городах-миллионниках, бесценен. Мы видим и знаем, какие технологии применяют, что такое в большом понимании «умный город» – от инфраструктуры до безопасности – об этом можно только мечтать, и поэтому мы засучив рукава работаем, чтобы быть надежными партнерами и доказать, что мы действительно можем на Воронежской земле все эти проекты выполнить качественно и в срок.
Хиросигэ Сэко заметил, что для Японии развитие города вокруг большой железнодорожной станции или иного крупного транспортного узла является распространенной практикой и японские партнеры будут рады поделиться своими технологиями. Министр экономики подчеркнул, что «в таких крупномасштабных проектах, как строительство метрополитена в Воронеже, недостаточно усилий одной области или города. Необходима помощь федерального правительства».
– Вместе с господином губернатором мы подтвердили, что в дальнейшем будем сотрудничать, чтобы наладить вашу городскую среду, сказал Хиросигэ Сэко на брифинге в областном правительстве. – С губернатором мы также говорили и о межрегиональных отношениях. Мы оба едины в том мнении, что это очень важное направление. Губернатор мне рассказал о своем желании найти регион или город-побратим в Японии. Воронеж – типичный российский миллионник. Это очень красивый город, он имеет богатую и славную историю. Меня приятно удивило, что в вашем городе учатся 130 тысяч студентов. Это означает, что Воронеж очень молодой и энергичный. Именно потому, что город активно развивается, возникли заторы на дорогах. А жители ощущают на себе, что городская инфраструктура не новая. Городские власти и областное правительство считают, что эти вопросы решить необходимо, и что для этого пригодятся опыт и технологии Японии. Именно поэтому мы выбрали ваш город как пилотный.