Итак, ранним мартовским утром наш экипаж из трёх человек двинулся в направлении Железноводска. От долгожданных источников с лечебной минеральной водой нас отделяли 1080 км по федеральным трассам М-4 ”Дон” и М-29 ”Кавказ”.
Первые сотни километров по Воронежской и Ростовской областям оставили удручающее впечатление: сплошная колея и многочисленные ямы на реконструированных всего 2-3 года назад участках дороги. Много свежих заплаток, на которых трясёт как при работе с отбойным молотком.
На протяжении десятков километров фуры демонстративно движутся по левой полосе и освобождать её не собираются. Сигналами поворотников предлагают опережать их справа. Собственно, водители легковушек и не возмущаются таким поведением. Дальнобойщиков можно понять: правая полоса - настоящая “стиральная доска”. При такой тряске и груз можно испортить, и ходовую убить.
За что платим?
К сожалению, сделать из трассы М-4 автобан на всем её протяжении до сих пор не удаётся, хотя обещали успеть ещё к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Больше всего опасной двухполоски (около 100 км) осталось почему-то в Воронежской области. Зато платные участки вслед за Москвой и Липецком с пугающей частотой начали появляться именно в наших краях. В Ростовской, кстати, на М-4 ещё ни одного шлагбаума нет.
Платные участки в пределах нашей области по качеству дорожного покрытия ничем не отличаются от бесплатных. А вот с информационным обеспечением дела обстоят несколько лучше. Электронные табло постоянно информируют о том, который час, какова температуре воздуха за бортом и номерах телефонов, по которым при необходимости можно связаться со службой эвакуации. Несколько оранжевых эвакуаторов в подтверждение рекламы, действительно, стояли на придорожных площадках.
Довольно нелепо выглядит установка платных терминалов на 620 км автодороги М-4 при движении на юг: заплатил 60 руб. и всего через 13 км под колёсами остаётся по одной разбитой полосе для движения в каждом направлении, без разметки, с несметным количеством запрещающих знаков.
Смотрю на чек: оплату взяли за проезд с 588 км до 633 км. Ситуация проясняется: шлагбаумы установлены ближе к концу платного участка и большую часть пути мы проехали по нему авансом.
Пробок на дороге пока нет: ещё не сезон. Однако летом в районе Лосево и Павловска, похоже, будет очередное светопреставление. До окончания реконструкции ещё далеко. Дорожники в основном заняты латанием дыр на недавно реконструированных участках дорог.
Дорожные засады
Во многих местах ямы уже давно залиты битумом, никаких работ не ведётся. Нет ни техники, ни людей. Только временные дорожные знаки на жёлтом фоне, по-прежнему, запрещают двигаться со скоростью выше 30-40 км/час. И почему-то именно в этих местах со всех щелей торчат похожие на скворечники измерители скорости КРИС-П. Добро пожаловать в ловушку!
Хватает и участков с непонятной разметкой, оставшейся со времён реконструкции дороги. То жёлтая, то белая. То вдоль, то поперёк. Но всегда - едва различимая. Даже днём под пристальным взглядом невозможно понять: что эта разметка требует от водителя.
После одного такого участка под Ростовом были остановлены инспектором ДПС. Говорит, что где-то на подъезде к посту мы разметку нарушили. Но я же прекрасно помню, что уже несколько десятков километров движение организовано по двум полосам в каждую сторону, разделённым широким газоном из чернозёма. Что там можно нарушить?
Тем не менее, инспектор пытается вменить нам выезд на встречку. Пришлось возмутиться. Гаишник не стал настаивать и с хитрой улыбкой вернул документы.
Чем дальше на юг, тем активнее используются измерители скорости различных марок и моделей. Отрадно отметить, что в отличие от наших обычаев, рядом с ними находятся именно инспектора ДПС, а не бессловесные сторожа в камуфляже. Нарушил - тебе тут же предъявят видеозапись. Ты вправе своими глазами поглядеть место нарушения, при необходимости отразить в протоколе своё несогласие, написать ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства. Именно так должны использоваться передвижные радары. У нас же придумали по любому поводу рассылать “письма счастья”.
Вообще, складывается впечатление, что сокращение численности личного состава ГИБДД прошло только в Воронежской области. У соседей в Ростовской области и Краснодарском крае патрули ДПС стоят чуть ли не через каждые 10 км. Куда подевались сотни наших инспекторов - непонятно.
У подножья Эльбруса
Другая распространённая ловушка - противоречие требований разметки и знаков. Например, стоит дорожный знак “Обгон запрещён”, а посередине дороги - прерывистая разметка. Наиболее характерны такие уловки для трассы М-29 ”Кавказ”. Понятно, что знак главнее. Но попробуй правильно оценить ситуацию, когда знак в последний раз видел несколько километров назад, а перед глазами призывно мелькает прерывистая линии разметки. Понадеешься на разметку, а инспектор из ближайших кустов быстро напомнит, что знак-то ещё действует!
Помнится, ещё в далёком 2008 году начальник всея ГАИ Виктор Кирьянов издал указание о необходимости проведения постоянного контроля за правильностью применения технических средств регулирования. При выявлении ”ляпов” он потребовал от своих подчинённых привлекать к ответственности виновных должностных лиц, а водителей не наказывать.
Прошло 8 лет, а воз и ныне там. Бардак с разметкой даже на федеральных трассах. ГАИ по-прежнему карает водителей за разгильдяйство дорожников. Вот почему я не верю сладким речам московских генералов о том, что ГАИ у нас стала “белой и пушистой” и в поте лица защищает наши законные права.
В один из пасмурных дней поехали мы искупаться на горячее озеро Аушигер, что под Нальчиком. Это уже в Кабардино-Балкарии. Тут уже надо было держать ухо востро. Дорога, в основном, двухполосная. Горячие кавказские парни на популярных в тех краях белых “Приорах” то и дело выскакивают на встречку и выражают недоумение, если не уступишь им дорогу. Мол, жалко что ли подвинуться на обочину?
На стационарных постах - ощущение режима ЧС. Полиция в касках и с автоматами. Рядом - непонятные люди в камуфляже без опознавательных знаков. Но в отличие от Крыма - не очень вежливые. Останавливают небрежным жестом, не представляются. До хамства не доходит, но бесцеремонность присутствует: ”Откройте багажник!.. А что в бардачке?... Куда едете?”
Мне всегда казалось, что такие проверки хороши только для отчёта. Ведь преступники всегда могут найти другой маршрут доставки взрывчатки и оружия. Тут нужна невидимая глазу эффективная работа спецслужб, а не показательные отмашки инспекторского жезла.
Мои предположения в очередной раз подтвердились, когда спустя сутки на этой же трассе были подорваны два полицейских автомобиля. К сожалению, есть погибший и раненые сотрудники ОВД.
Американские дороги
После очередной беспричинной остановки наш водитель Юрий рассказал мне о своей недавней поездке к друзьям в США. За пару недель он за рулём проехал там почти 10 тыс. км. В основном - по прямым и широким хайвеям. Знаки и разметка логичны и понятны, никаких затруднений в распознавании их требований не возникало. Светофоры - над каждой полосой, не проглядишь. Платные дороги есть, но бесплатная сеть настолько обширна и хороша, что не было никакой необходимости за что-то доплачивать.
Никаких стационарных постов полиции там нет и в помине. В то же время ты под постоянным “колпаком”. Если нарушишь, уже в течение нескольких минут рядом будет полицейский. Штрафы - на порядок больше, чем у нас. В то же время ”иногородних” за первое нарушение обычно не наказывают. Ограничиваются разъяснениями.
Приходилось видеть, как патрульная машина на несколько секунд “повисала на хвосте”, а затем стремительно уезжала вперёд. Оказывается, в это время копы “пробивают” автомобиль по своим автоматизированным базам данных криминальных учётов. Если хоть где-то этот автомобиль или его хозяин ”засветятся” - потребуют остановиться.
А вот тормозить водителя просто для проверки документов там не принято. Юрий убедился в этом на собственном опыте: проехав несколько штатов на взятом в прокат автомобиле, никто его ни разу не остановил! Попутчики отмечали, что сидя за рулём практически ежедневно, они уже 5 лет с полицией на дороге не общались.
И вот ещё интересный момент. Друзья его сразу предупредили: если полицейский остановит, то надо заглушить двигатель, положить руки на руль и спокойно ждать. Ни в коем случае нельзя выходить из машины: могут и пристрелить, предположив угрозу. Я вспомнил наши недавние пререкания с инспектором ДПС в Ростовской области и задумался.
Волшебный город
Вдоволь накупавшись в горячей минеральной воде, отправились в обратный путь. После повторной проверки документов на том же посту, тем же инспектором мы вернулись в практически ставший родным Железноводск. Кстати, классики нашей литературы издавна называли этот курортный городок ”Русской Швейцарией”- за схожесть местного ландшафта и климата с альпийским среднегорьем.
А вот от Воронежа он отличается разительно. И не только прозрачностью горного воздуха. На удивление, там круглый год хорошие дороги. Хотя пресловутых переходов температуры “с плюса на минус” и обратно, на которые так любят ссылаться наши дорожники и чиновники, у них не меньше.
Там приятно ходить по широким тротуарам, выложенным цветной плиткой. Запрещающих дорожных знаков немного и все они хорошо видны. Даже “лежачий полицейский” обустроен точно по ГОСТу.
У местных водителей удивительное уважение к пешеходам. За 10 дней постоянных хождений по городским улицам я ни разу не видел, чтобы водители не уступили дорогу пешеходам. Это фантастика! Такое ощущение, что водители получают от этого истинное удовольствие.
Доходило до курьёзов. Однажды начал я переходить центральную улицу по нерегулируемому переходу. Справа, по противоположной от меня половине проезжей части, к переходу приближался мотоциклист. Он смог спокойно проехать, не создавая мне помех. Но байкер остановился и спокойно ждал. Мы улыбнулись друг другу, обменялись добрыми жестами и в хорошем настроении продолжили свой путь.
Но счастье долгим не бывает. Подошёл к концу и срок нашего короткого отпуска. Воскресным утром двинулись на Воронеж. Всё описанное выше повторилось: и беспричинные остановки полицией, и дорожные ловушки, и взимание платы за возможность посмотреть на красивые эвакуаторы.
Спустя 12 часов пути наша ”Ауди” съехала с М-4 на ул. Димитрова. Проезжая часть как после бомбёжки: сплошные ямы, глубокие трещины. Полное отсутствие разметки, темень, грязь. Народ мечется вдоль и поперёк дороги в попытках сберечь подвеску своих автомобилей. Здравствуй, Воронеж!