Умом понимаешь, что так и должно быть. Но когда данный показатель не включён в перечень государственного учёта и всплывает только по случаю пресс-конференции, то доверием к нему не проникаешься. В общем, легко разбрасываться удобными процентами, когда проверить их невозможно.
Общая сумма штрафов, поступивших в казну в 2014 году через систему “КРИС-Воронеж”, превысила 1 млрд. руб. Невероятно, но факт: в день фиксируется нарушений более чем на 3 млн. руб.!
Для сравнения: за весь 2011 год с помощью системы автоматической фиксации вынесено постановлений на сумму около 300 млн. руб. То есть сумма штрафов возросла с тех пор более чем в 3 раза, а аварийность при этом колеблется на одном уровне: плюс-минус несколько процентов в год. Это ли не повод усомниться в объективности озвученных областным чиновником выводов? Ну, не верю я в то, что автомобилисты вообще потеряли страх и совесть. Есть, конечно, уникумы, которые набирают сотни тысяч штрафов по причине абсолютного пофигизма или ради “спортивного интереса”: достанут его судебные приставы или нет. Но подавляющее количество водителей вполне адекватны и на рожон не полезут, если их предупредят об опасности надлежащим образом: дорожными знаками и разметкой. Тем не менее, статистика говорит об обратном. Так в чём же причина такого положения?
Ни для кого не секрет, что скорость движения в населённых пунктах - 60 км/час. Основания для введения ограничений скоростного режима регламентированы государственным стандартом. В то же время нормативные документы настоятельно рекомендуют не злоупотреблять запретами. Оно и понятно: чем больше запрещающих знаков, тем больше вероятность вовремя их не заметить и совершить аварию. Для гарантированного доведения информации до водителей предусмотрена установка предварительных, повторных и дублирующих знаков, нанесение соответствующей разметки. Делается это для того, чтобы по случайному стечению обстоятельств водитель не проглядел запрет или ограничение.
ПДД – не только для водителей
Важно заметить, что ПДД РФ устанавливают требования не только к автомобилистам, но и должностным лицам, ответственным за содержание дорог. В документе отмечено, что дороги должны содержаться в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов.
Но в Воронеже такие очевидные нормы давно не в почёте. Скорость зачастую ограничивается безо всяких на то оснований. На протяжении одной магистрали разрешённая скорость может меняться каждые полкилометра. При этом нередко и сами знаки устанавливаются с грубейшими нарушениями требований государственного стандарта. Расстояние видимости не обеспечивается. Знаки закрываются ветвями деревьев и рекламными щитами. На широких дорогах дублирующие знаки не устанавливаются. Даже хорошо зная дорогу, иной раз можно сесть в лужу. И именно тут тебя и поджидает “КРИС”. Вот и напрашивается вывод о том, что для организаторов этого процесса гораздо важнее наложить штраф, чем предупредить происшествие.
Вот свежий пример. Улица Бурденко, недалеко от пересечения с ул. Рылеева. Место, действительно, напряжённое: пешеходный переход через дорогу с 4 полосами движения. Разметки нет, приподнятого над проезжей частью разделительного островка безопасности - тоже. Вместо этого городские власти решили ограничить скорость до 40 км/ч. Причём, не утруждая себя соблюдением норм и правил.
ГОСТ в таких местах в обязательном порядке требует наличия двух знаков: основного и дублирующего. Как водится, один знак плохо виден из-за кустов, другой вообще отсутствовал. Половина водителей была попросту лишена возможности увидеть введённый запрет. Но “КРИС” щёлкал исправно.
После публикации в “МК в Воронеже” ошибку устранили “без шума и пыли”. Но сколько сотен тысяч рублей были вынуждены заплатить водители из-за такой ”забывчивости” организаторов движения? Это нам вряд ли расскажут. Наказан ли чиновник, не знающий основ организации движения? Сомневаюсь…Подобные ловушки и сейчас бесперебойно наполняют бюджет на ул. Димитрова, Ленинском проспекте и других городских улицах. А вот повышают ли они безопасность?
Ещё пример. Улица Шишкова в районе пересечения с Багряной. Лет 5 назад там уже ограничивали скорость до 40 км/ч. Мол, аварийность зашкаливает: более сотни ДТП за год. Не поленился, съездил в ГАИ. Оказывается, нет там не только сотен, но даже десятка происшествий. Просто какой-то высокий чин, проживающий в “долине нищих”, попросил поставить знаки ради удовлетворения личных амбиций. Прокуратура тогда обязала убрать надуманные ограничения.
Но не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое. И вот недавно там опять появились те же знаки. Точнее - один, на разделительной полосе. Мол, и этого с вас хватит. Но это ж издевательство над автомобилистами: основной знак должен устанавливаться справа от проезжей части. Допускается - над проезжей частью. Но уж никак не слева!
Однако эта нелепица не мешает ГАИ постоянно выставлять там передвижной комплекс фотофиксации. Областной бюджет стабильно наполняется за счёт тех, кто ищет знак не в том месте.
Хотели как лучше
В последнее время всё больше систем фиксации нарушений устанавливается на перекрёстках и переходах. На улице Домостроителей наказывают водителей за проезд “стоп-линии” на регулируемом пешеходном переходе. Правда, сама линия присутствует от силы пару месяцев в году. В остальное время комплекс сам определяет момент, когда должен сработать затвор фотоаппарата. Но как об этом должен догадаться простой водитель, который не намерен ничего нарушать и останавливается у светофора в полном соответствии с правилами движения?
На пересечении улицы 45 стрелковой дивизии и Московского проспекта запретили левый поворот в сторону автовокзала. Однако дорожный знак “Направление движения по полосам” традиционно установили с нарушением: намного дальше от перекрёстка, чем требуется по стандарту. Повторного знака нет. Разметки тоже. В результате перед выездом на перекрёсток полностью отсутствует информация о разрешённых направлениях движения. Вот народ и попадается в очередную рукотворную ловушку.
А помните скандальную историю, засветившую воронежских гаишников на федеральном уровне? Когда по инициативе депутатов Госдумы превышение скорости до 20 км/час перестало быть наказуемым, бюджет ощутил явную недостачу штрафных поступлений. И вот в ГАИ додумались использовать “КРИСы” для вынесения постановлений за непристёгнутый ремень безопасности. Вообще-то, конструкторы учили эти приборы засекать превышение скорости. Это даже из их названия видно: “измеритель скорости”. Да и суды не раз постановляли: ”использование специального технического средства “КРИС” для выявления правонарушения, выраженного в управлении транспортным средством водителем, который не пристёгнут ремнём безопасности, не предусмотрено назначением и принципом его работы”. Но местным гаишникам и суды не указ. Они плодили рукотворные “письма счастья”, пока в прошлом году их не одёрнуло министерское начальство.
Была бы хоть прокуратура у нас позубастее: наказала бы виновных да отменила все постановления о штрафах за нарушения, допущенные поневоле. Тем более, что Генпрокуратура РФ уже заявляла о том, что во многих регионах камеры ставятся не для борьбы с аварийностью, а для пополнения бюджета. Приведенные выше примеры говорят о том, что Воронеж - не исключение.
Однако, главу департамента Александра Дементьева в работе системы автоматической фиксации не устроил лишь один момент: слишком много денег уходит на оплату почтовых услуг по пересылке документов. В 2014 году только на отправку материалов в адрес судебных приставов потрачено более 400 тыс. руб.
К сожалению, других проблем в использовании системы автоматической фиксации власть не видит.