МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

За повторную пьянку за рулем теперь можно угодить за решетку

С 1 июля ужесточаются правила дорожного движения

 Прошло чуть более недели с момента вступления в силу нового порядка задержания автомобилей и усиления штрафных санкций за отдельные нарушения. И вот очередная порция нововведений.

 С 1 июля меняется порядок оформления ДТП, вводится уголовная ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а также появляется возможность оформления договора ОСАГО по интернету.

Кроме того, Госавтоинспекция получила законное право не выезжать на оформление ДТП без пострадавших. А у водителей появился выбор: ехать в ГАИ, в страховую компанию или по домам. Это делается для того, чтобы уменьшить число заторов из-за ДТП и освободить полицию от выездов на мелкие аварии. В связи с этим становится интересным: а чем ГАИ вообще будет заниматься? Как ни как, в Воронеже числятся несколько сотен инспекторов ДПС. Но сейчас не об этом.

Сразу оговорюсь, что обязанность водителя, причастного к ДТП, немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, - никто не отменял. А вот в дальнейших действиях возможны варианты. Теперь в ПДД РФ в подробностях прописаны все случаи, когда водители должны на месте ожидать прибытия сотрудников ГАИ, а когда можно этого и не делать. По-прежнему не стоит трогаться с места, если в результате ДТП погибли или ранены люди (п.2.6 ПДД РФ). При этом нужно принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «скорую» и полицию.

В экстренных случаях Правила разрешают отправить пострадавших в больницу на попутках или даже доставить их самому, а потом вернуться на место совершения аварии. Если после таких ДТП движение других транспортных средств невозможно, то водитель обязан освободить проезжую часть. Предварительно нужно зафиксировать положение авто по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также записать фамилии и адреса очевидцев. После чего ожидать прибытия сотрудников полиции.

Цена разногласий

Если же в результате ДТП вред причинен только имуществу (2.61 ПДД РФ), а движению других транспортных средств создается препятствие, то водитель также обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав дорожную обстановку, повреждения транспортных средств, фамилии и адреса очевидцев.

При наличии у водителей разногласий в оценке обстоятельств таких ДТП нужно сообщить о случившемся в полицию для получения указаний инспектора о месте оформления ДТП. После получения такой информации водители оставляют место происшествия и прибывают по указанному адресу. Причём, прибыть для оформления материалов должны именно водители-участники ДТП. По-прежнему, никакие аварийные комиссары не имеют права опрашивать водителей на месте, отпускать их по домам, а потом за определённую сумму решать их вопросы в ГАИ.

А вот если обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников, то они вообще не обязаны сообщать о случившемся в ГИБДД. В этом случае можно покинуть место ДТП и выбрать любой из трёх вариантов действий: обратиться для оформления в ГАИ, воспользоваться возможностями ”европротокола” или вообще ничего не оформлять.

При первом варианте, как водится, не забываем предварительно фиксировать дорожную обстановку. Следует иметь в виду, что ни предполагаемый размер ущерба, ни количество участвовавших в ДТП автомобилей не являются препятствием для оставления места ДТП и прибытия в ГАИ.

Вторым вариантом можно воспользоваться, если в ДТП участвуют только два транспортных средства (даже с прицепами) и у владельцев имеются действующие полисы ОСАГО. Заполнили бланк извещения о ДТП - и едем в страховую компанию.

При этом нужно помнить о наличии лимита: более 50 тыс. руб. по “Европротоколу” в Воронеже получить невозможно. Если полагаете, что этой суммы на ремонт может не хватить, то лучше отправляйтесь в ГИБДД (вариант №1).

Ну, а третий вариант предоставляет водителю возможность договориться на месте с другим участником происшествия. Если нет пострадавших, повреждения незначительные, не хочется усугублять свою страховую историю, то можно возместить ущерб владельцу пострадавшей машины прямо на месте. В общем, если у водителей нет обоюдного желания заниматься оформительской вознёй, то они имеют право разъехаться, без страха быть лишёнными права управления за оставление места ДТП. И никому ни о чём не сообщать.

Будет уместным напомнить, что за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных правилами дорожного движения в связи с ДТП, участником которого он является, предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ч.1 ст.12.27 КоАП РФ). Так что создание заторов на дороге из-за неубранных после ДТП автомобилей может в ближайшее время стать очень популярным составом административного правонарушения. Однако надо помнить, что ПДД РФ не требуют освобождать проезжую часть от повреждённых автомобилей немедленно. Главным условием они всё-таки ставят предварительную фиксацию расположения транспортных средств и прочей дорожной обстановки.

Сначала - все действия по фиксации обстоятельств ДТП, затем - освобождение проезжей части. Имейте это в виду, если сотрудники ДПС начнут вдруг появляться на месте ДТП с невероятной доселе оперативностью.

Выпил – в тюрьму

Ну, и ещё о наказаниях. На этот раз за управление автомобилем в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Последний раз санкции за эти деяния ужесточались в сентябре 2013 года. Тогда за пьяную езду наряду с лишением права управления ввели и штраф. За первое нарушение - 1,5-2 года и 30 тыс. руб. За повторное - 3 года и 50 тыс. руб. Но этого депутатам показалось мало. С 1 июля повторная пьянка за рулем будет квалифицироваться как уголовное преступление. И такому водителю теперь будет грозить не 50 тысяч административного штрафа с тремя годами лишения, а уголовный штраф в размере от 200 до 300 тыс. руб. Это в лучшем случае. Новая статья УК РФ предусматривает даже лишение свободы до двух лет.

Стоит отметить, что до сих пор за повторный отказ от прохождения медицинского освидетельствования вообще не было никаких санкций. И этим зачастую пользовались некоторые любители острых ощущений. Мне известен случай, когда один водитель набрал более 30 лет лишения права управления за постоянные отказы проехать в наркодиспансер, но продолжал испытывать судьбу на прочность.

Новым законодательным инициативам можно было бы только радоваться, если б не знать обратной стороны медали: реальной ситуации с исполнением этой процедуры сотрудниками Госавтоинспекции. К сожалению, приходится констатировать, что ради выполнения плана инспектор может любого водителя заподозрить в употреблении алкоголя и без зазрения совести оформить ему отказ от медосвидетельствования.

Причём водителю вообще не дадут возможности оставить хоть какой-то след в документах. Во всех протоколах будет написано, что водитель отказался от всего: и от освидетельствования, и от подписи, и от получения копий. Ходи потом по судам - доказывай, что на самом деле было не так. Но даже если и удастся добиться справедливости, то инспектору это ничем не грозит. Таковы реалии нашей жизни. И вот с этой точки зрения инициатива депутатов выглядит весьма сомнительной. За два сфабрикованных протокола садиться в тюрьму или платить четверть миллиона штрафа - обидно.

Долгая дорога в суд

В прошлом году законом об ОСАГО был введён так называемый претензионный порядок урегулирования споров со страховыми компаниями. При несогласии с отказом в выплате или с её размером потерпевший сначала должен обратиться с претензией в страховую. Страховщик в течение 5 дней рассматривает проблему и принимает решение: удовлетворить требование заявителя или направить ему мотивированный отказ. Если разрешить спор не удалось, то с этого момента у потерпевшего появляется законное право на обращение в суд.

Изначально такой порядок вводился на один год. За это время планировали принять закон о финансовом омбудсмене, который взял бы на себя функцию досудебной работы с клиентами страховщиков. Но, как водится, не успели. Так, что существующий досудебный порядок продлён до 1 июля 2017 года.

В Российском союзе автостраховщиков отмечают положительные моменты введённого порядка. Во-первых, наметилась тенденция к снижению количества обращений в суды. А во-вторых, претензионный порядок в ОСАГО несколько снизил аппетиты недобросовестных автоюристов, которые наживались не только на страховщиках, но и на автомобилистах. Как правило, они сознательно втягивали потерпевших в судебный процесс. Страховщики иной раз только в суде узнавали, что было ДТП, по которому они обязаны были возместить ущерб. А договоры с клиентами составлялись таким образом, что на счету юридической конторы оседала весомая доля взысканной судом суммы. О штрафах и неустойках в свою пользу многие клиенты даже не догадывались.

 

Ждём перемен

Многие водители с нетерпением ждали начала заключения договоров ОСАГО по интернету. Надеялись в душе, что уж теперь-то им не придётся стоять в ночных очередях и страховать свою жизнь в обмен на полис ОСАГО. В последние дни июня сообщалось, что ведущие страховые компании начали активное тестирование системы. Более 20 компаний даже заказали электронные полисы. Однако автомобилистам от этих пресс-релизов легче не стало.

И вот этот день настал. Пока можно с уверенностью говорить лишь о том, что указание Банка России об оформлении электронных полисов (№3649-У от 24 мая 2015 года) официально разработано и зарегистрировано в Минюсте России. Из указания следует, что до 1 октября 2015 года полис ОСАГО в виде электронного документа может быть приобретён только при продлении ранее заключённого договора ОСАГО. Иными словами, заключить через интернет новый договор могут только те автомобилисты, которые ранее уже страховались. Причём, только в той же страховой компании. Кроме того, полис не может быть оформлен в электронном виде, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в базе ОСАГО, или отсутствуют в ней.

С учётом того бардака с коэффициентами за безаварийную езду, который творится в этой базе, получить законную скидку будет весьма проблематично. Значит, опять в общую очередь за бумажным полисом.

Предоставление номеров электронных полисов осуществляется в пределах общей квоты на выдачу бланков ОСАГО. Это значит, что если у страховщика сейчас на двери висит объявление об отсутствии бланков полисов, то не будет их и в электронном виде. Да и вообще, выдача электронных полисов - это право, а не обязанность страховщика. С учётом этих моментов мечты автомобилистов о наступлении эры милосердия в ОСАГО становятся весьма призрачными.

Но и тем, кому посчастливится заполучить электронный документ, не позавидуешь. Как инспектор ДПС проверит наличие у водителя электронного полиса ОСАГО в местах, где нет интернета? А как водитель сможет убедиться в наличии электронного полиса у второго участника ДТП, если захочет воспользоваться “Европротоколом”?

В общем, радоваться электронным полисам пока рановато. Да, кстати, и указание это вступит в силу лишь по истечении 10 дней после официального опубликования в Вестнике Банка России.

Так что ждём. С тревогой и надеждой.

 

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах