МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Воронеж

Берегись автомобиля

Как взять автокредит и купить машину, а долги не отдавать

То, что происходит в Воронеже с автокредитованием, очень напоминает классику. Ту, которую каждый взрослый соотечественник знает с детства. 

«А тут все стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и ещё четыре ребра. Целых три месяца лечился потом. Все свои сбережения на докторов истратил. Все-таки вылечился, только с тех пор, как начну волноваться, никак не могу слово «ав-то-аха-мобиль» ска-аха-сказать, каждый раз говорю «авто-аха-мобиль», вот… Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну, мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в ка-аха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег».

Это «Незнайка на Луне» Николая Носова. История Козлика очень напоминает некоторые сообщения о должниках по автокредитам.

Кому что должен, всем прощаю

Еще в 2009 на исполнении в воронежской службе судебных приставов скопилось больше 14 тысяч производств о взыскании долгов банкам на 4,3 млрд рублей. Взыскать их не удавалось: в 5 тысячах оконченных производств на 1,2 млрд рублей удалось выбить лишь 82 млн рублей. И аресты имущества помогали мало: нищета-с! Либо наоборот: оффшор-с – ищите! Уголовные дела стали возбуждать в разы чаще, хотя и без реальной отсидки. Дали, например, десять месяцев (условно) клиенту, который занял в банке полмиллиона и купил иномарку, а долг отдавать не стал – кризис, мол! Но после приговора он тут же долг банку вернул. Тем не менее объем просроченных долгов продолжал расти неотвратимо.

В 2010 году житель Россоши Майсурадзе К.Г. попал под суд за невозврат автокредита «Русфинанс Банку». Его «Ауди А3» описали приставы, а он машину спрятал, за что попал под ч.1 ст.312 УК РФ и штраф в 20000 рублей. Другой россошанец, Савченко С.Л., взял кредит в 153 тысячи рублей и отдавать банку 199 тысяч не стал. А описанный автомобиль, как и Майсурадзе, спрятал. И тоже стал судимым по уголовке, хотя и отделался штрафом в 4000 рублей.

Тогда же в Грибановке осудили Ковешникову О.Ю. по ст.177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» и ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту» – за невозврат автокредита в 1,4 млн рублей (с процентами – 1,6 млн). Безработная она оказалась, а свой Mersedes-benz уже продала. И получила шесть месяцев лишения свободы. Условно.

В 2010-м агентство «Автостат» объявило, что Воронеж по числу автомобилей на душу населения вышел на второе место в РФ после подмосковного Одинцово: 370 машин на тысячу жителей! Правда, дорожная сеть нашего города рассчитана максимум на 130 автомобилей на тысячу горожан, и пробки были ему гарантированы. Но информация о воронежском автопроцветании прошла по всем лентам новостей.

А с долгами по автокредитам по-прежнему выходило зачастую как-то по-детски: в Ольховатке приставы объявили в розыск автомобиль Citroen за долг в 380 тысяч рублей банку «Уралсиб»: хозяин игнорировал и банк, и приставов. Типа, с чего это я брал в долг рупь, а должен два? ГИБДД авто выследила и вместе с приставами взяла должника под белы ручки. И он тут же согласился долг выплатить.

Жительница Боброва никак не желала платить долг банку, а купленную «девятку» спрятала. Приставы эту «девятку» нашли, и тут же у должницы нашлись деньги.

В 2012-м Росстат подсчитал, что в Воронеже каждый четвертый житель – владелец автомобиля (245 машин на тысячу граждан – в отличие от насчитанных «Автостатом» 370 авто), что соответствует среднероссийскому уровню (249). Причем оказалось, что в Липецке и Тамбове эти показатели выше. На Дальнем Востоке – 329, на Камчатке – 428, а в Приморском крае – аж 580. Почему разница в подсчетах Росстата и «Автостата» столь велика, объяснений нет. Но в 2013-м неугомонный «Автостат» порадовал новым сообщением: 20% автомобилей в Воронеже, Краснодаре и Ростове старше 15 лет; в Волгограде и Саратове старых авто около 18%, в Нижнем Новгороде 15%, а в Москве всего 7,9%.

По «Автостату», автопарк в России за последние два года «помолодел»: средний возраст авто снизился с 13 лет до 11,5. Правда, в Европе и Японии считают, что место таким на свалке.

Вход – рубль, выход – два

Банки не называют общий размер долговой ямы, в которую попали воронежцы. Оценить эти размеры можно лишь по разрозненной информации из разных источников. 46% россиян при покупке авто берут автокредиты, сообщила «Секвойя Кредит Консолидейшн», и с 2009-го долги по автокредитам в портфеле коллекторов растут в геометрической прогрессии. По информации denegvdolg.net, в 2009-м – 1%, в 2010-м – 2,1%, в 2011-м – уже 4,4%. Сегодня автокредиты перевалили за 10% долгов, уже переданных банками коллекторам.

По данным Центробанка, «токсичные» долги по автокредитам в прошлом году достигли 27,7 млрд руб (5% от общего объема автокредитов и 9% – всех просроченных долгов по кредитам). Это уже больше, чем в кризисном 2009-м, когда был всплеск просрочки по всем видам кредитов.

Население скупает автомобили в долг, но возвращать долги явно не торопится. Банки даже начали открывать собственные коллекторские агентства.

За 2012 год объем действующих кредитов населению РФ вырос на 54,8%, подсчитало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ); автокредиты – на 34,60%. Заметно растет число граждан, имеющих несколько займов. Например, доля заемщиков с более чем пятью счетами за 2012 год выросла с 4,8% до 8,5%.

НБКИ нарисовало такой портрет типичного автолюбителя, не желающего платить долги за свою «ласточку»: мужчина 38 лет со средним или высшим образованием и средним долгом в 537 тысяч рублей (в 2009-м – 307 тысяч).

По данным сайта rus98.ru, сегодня в России подержанных автомобилей вдвое больше, чем новых. Агентство «Автостат»: в 2011 году у нас продано 4 миллиона новых авто и 6 миллионов – б/у. Первая в рейтинге подержанных иномарок – «Киа Москва», вторая – «Форд Фокус», третья – «Фольксваген Пассат». Большая часть на вторичном авторынке – продукция «АвтоВАЗа».

Гуляй, Расея!

К 2013-му Россия стала крупнейшим авторынком Европы после Германии; рост продаж автомобилей у нас за прошлый год составил 10%, сообщила аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers, порадовав власти России процветанием подведомственного им населения. По оценкам Росавтодора, в сентябре 2012-го на тысячу россиян приходился 271 автомобиль. Это 46-е место в мире; лидеры – Монако (908 автомобилей на тысячу населения) и США (802).

Эксперты, однако, правительство не радуют и считают, что имущественная пропасть, которая в 6-7 раз выше предельного для социальной стабильности уровня, сильно искажает реальность. В реальности 70% населения России в принципе не могут купить новый автомобиль. Они покупают старые или получают их в наследство, или влезают в долги, которые зачастую не в силах даже обслуживать, не то что погасить. А 20% самых бедных неспособны приобрести даже сильно подержанный автомобиль.

По Росстату, доходы 40 млн россиян – от 23 до 40 тысяч рублей в месяц. Именно их называют почему-то средним классом, хотя и для него недвижимость и новые авто – тоже недоступная роскошь. А статистку 10-процентного роста продаж автомобилей в России обеспечивают 10% самых состоятельных россиян, которые встроены в экономику трубы и дележа нефтедолларов. Они и дают рост статистики продаж; эта группа обеспечена дорогими иномарками не 1 авто на четверых, как в среднем по России, а наоборот, 4-7 – на одного. На жену, детей, любовниц и гувернанток. Они же обеспечивают «рост благосостояния населения» и колоссальную имущественную пропасть между богатыми и бедными, обнищание которых замаскировано погружением россиян в кредитную кабалу. Даже по официальным данным ЦБ РФ, в последние годы темпы роста кредитования населения превышали 55%, номинальные его расходы росли на 24%, а реальные и вовсе падали для половины населения с доходами ниже 15 тысяч рублей в месяц. Благодаря влезанию в долги 60% населения, которые по соцопросам не могут купить даже бытовую технику без кредита, темпы роста товарооборота в рознице держатся на уровне 22-23%. Реального роста зарплат нет, вопреки официальной статистике, у 70% граждан. И тут никакое лукавство не спасет: доля оплаты труда в ВВП России в новом веке не превышает 50%, а в США, Евросоюзе и Японии она стабильно выше 75-80%.

Даже по официальным данным Росстата, доходы 11,5% работающих россиян ниже прожиточного минимума (6,3 тысячи рублей), а зарплата бюджетников на 15-30% ниже средней по стране. При том, что зарплата в нефтянке выше ее на 241%, а в сфере финансовых спекуляций – на 217%. В этой-то ка-аха-ханаве, текущей в оффшоры, и надо искать наши авто-аха-мобили.

И пока сохраняется такое соотношение, не стоит слушать речи с трибун про модернизацию, инновации и нанотехнологии.

Шила из мешков с соцопросами

ВЦИОМ в новом году объявил: две трети россиян довольны своими доходами и уверены, что через год будут жить еще лучше. 62% положительно оценивают политическую ситуацию, а 50% считают, что дела в России идут в правильном направлении. То есть, не зря французы начали переезжать к нам.

Жизнь в России хороша и по ВЦИОМу, но Росстат пошел еще дальше и объявил, что 90% населения РФ жизнью вполне довольны. Одновременно Росстат признал, что 53,6% граждан имеют доход менее 15 тысяч рублей в месяц. То есть, большинство россиян прозябают в бедности и даже в нищете, но все равно довольны страшно.

Левада-центр получил иные результаты: материальное положение своей семьи считает очень хорошим 1%, хорошим – 9%, средним – 63%, плохим – 24%, очень плохим – 2%. О переменах: что жизнь улучшилась за последний год – 13%, осталась без изменений – 59%, ухудшилась – 26%. 53% не надеются на улучшение, 15% надеются, 16% ждут ухудшения. При этом внутреннюю политику страны считает правильной 41% опрошенных, а 42% уверены: «нас ведут в тупик».

Институт социологии РАН: (доклад «Малообеспеченные в России»): бедных в России – почти 50%, и шансов выбраться из нищеты у них нет. Они практически лишены возможности получить хорошее образование и найти достойную работу. Не говоря уж о том, чтоб купить автомобиль.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев: по замерам компартии и ее депутатов в регионах, 40% семей живут в нищете, а еще 40% – в бедности. До 60% женщин в одиночку воспитывают своих детей. Это фактический крах государства. Откуда социологи берут цифры о процветании страны и всеобщем удовлетворении, догадаться нетрудно: у сидящих на трубе. Что ж, в Северной Корее довольных еще больше – 99%.

В общем, если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

Хотя и надо признать очевидное: сегодня любой прохожий с улицы может зайти в ближайший банк, взять кредит и купить себе самый настоящий авто-аха-хамобиль. 

Подпишитесь на новости Воронежа в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах