Несомненно, ехать в город по новому асфальту со свежей разметкой и ярким ночным освещением комфортно и вполне безопасно. После открытия транспортной развязки в районе аэропорта для возвращения в город не нужно делать крюк в 15 км. Территорию областной больницы закрыли шумозащитным экраном. Благоустроили остановочные площадки общественного транспорта. Лепота!
Не верь глазам своим
Во время реконструкции многие автомобилисты с удивлением узнали, что уширенный участок городской магистрали является федеральной дорогой. Именно из-за этого пришлось сократить так необходимые городу и людям места разворотов. Главный инженер ФКУ «Черноземуправтодор» Евгений Чернышов заявил тогда, что развороты в прежних местах были слишком опасными и зачастую приводили к ДТП. Правда, ни одной цифры статистики в обоснование своего умозаключения не привел.
Действительно, развороты у бывшей гостиницы «Спутник» и в районе поворота на Подгорное были обустроены довольно топорно: отсутствовали полноценные полосы торможения и разгона, имевшиеся радиусы разворотных петель едва позволяли вписаться в них большегрузным автобусам и фурам.
Однако практически ежедневно проезжая по этому участку, со всей ответственностью могу заявить, что ДТП в поле моего зрения попадали там намного реже, чем это происходит сейчас на развороте у Военного городка. Именно здесь (14-й км автодороги А-134) под Новый год дорожники закрутили последнюю гайку на вновь установленном барьерном ограждении и завершили освоение федерального бюджета.
Непонятно на основании чего, но так сложилось, что сразу за разворотом начинается зона ответственности городских дорожников. После того как отгремели фанфары и бравурные речи, я обратил внимание на участившиеся ДТП в том месте, где федеральная дорога превращалась в городскую магистраль, словно сказочная карета в тыкву. За последний месяц там машин побилось едва ли не больше, чем за несколько лет на обоих ликвидированных «Черноземуправтодором» разворотах.
Причина, на мой взгляд, очевидна: у одной дороги слишком много начальников, которые не могут согласовать свои действия. В этой связи вспоминается незабвенный Аркадий Райкин с его рассказом о новом костюме: «К пуговицам вопросы есть»? К пуговицам замечаний не было, но носить это чудо дизайнерской мысли было все равно невозможно. Похожая ситуация сложилась и у нас: после освоения почти 1,5 млрд рублей Воронеж получил ряд неудобств и дополнительный очаг аварийности.
До реконструкции дороги в районе Военного городка были обустроены полосы торможения и разгона, разделенные соответствующей разметкой. В результате траектория движения автомобилистов, осуществляющих разворот в сторону центра, никоим образом не пересекалась с теми, кто ехал прямо со стороны Москвы. После завершения маневра водители бесконфликтно попадали на полосу разгона и плавно вливались в поток. В общем, классика жанра.
Теперь же на участке федеральной дороги полоса торможения обустроена за счет разделительной полосы (газона). Это привело к тому, что радиус разворота стал намного меньше, чем прежде: в него с трудом вписываются грузовики и автобусы. Но сейчас, как говорится, не об этом.
Самое страшное в этой истории, что крайняя левая (обычно самая скоростная) из трех обустроенных полос движения упирается как раз в оставшуюся полосу разгона транспорта, совершившего разворот в сторону центра города. Причем водители на развороте видят даже прежнюю разметку, якобы гарантирующую им безопасный выезд на полосу разгона. Поэтому по отработанной годами привычке иной раз даже не смотрят на приближающийся справа транспорт. Те же, кто едет в центр со стороны областной больницы, тоже не предполагают, что на их полосу так нагло может заехать не имеющий преимущества автомобиль. Аварийные ситуации возникают ежеминутно. Вот такая «картина маслом».
Похоже, дорожники понимали, что на стыке зон ответственности появилась реальная «засада»: недалеко от разворота краской нанесли пару бледно-желтых стрел, которые предупреждают едущих в центр водителей о приближении к концу полосы и необходимости перестроения вправо. Вот только стрел этих на мокром асфальте и сейчас практически не видно, а через пару недель от них вообще следа не останется.
Согласно требованиям ГОСТа, на подъезде к таким участкам должна быть не только разметка, но и дорожные знаки, предупреждающие о сужении дороги. О них забыли. Зато там красуется знак, предписывающий водителям смело двигаться в прямом направлении по всем трем полосам без каких-либо ограничений.
Почему-то эти очевидные противоречия и нарушения в организации движения до сих пор остаются вне поля зрения сотрудников Госавтоинспекции, в чьи прямые обязанности входит выявление причин и условий, провоцирующих ДТП, а также принятие мер к их устранению. Видимо, сейчас им не до таких мелочей: озабочены очередным сокращением штатного расписания в соответствии с указом президента РФ.
Как бы то ни было, но крайними опять остались простые водители, которые вынуждены заниматься разгадыванием дорожных ребусов и оплачивать из своего кармана разгильдяйство должностных лиц.
Недолго музыка играла
С большой задержкой от графика, но все же до Нового года, было открыто движение транспорта по путепроводу на пересечении 9 Января и Антонова-Овсеенко. Мэрия заверяла, что это событие станет прекрасным подарком к Новому году для воронежских автомобилистов.
Спустя пару дней народ понял, что с аплодисментами и благодарностями в адрес городских властей надо повременить. Новая схема работы светофоров навевала тоску. Завсегдатаи тех мест с недоумением отметили, что заторы уменьшились лишь по 9 Января, и то не намного. А на Антонова-Овсеенко и Героев Сибиряков обстановка стала еще хуже. Один из посетителей местного автофорума, который постоянно ездит через этот перекресток из Северного района, отметил: «Чтобы успевать на работу к восьми утра, я выезжаю из дома в семь — начале восьмого. Но сегодня уже в 7.15 пробка была от улицы 45 Стрелковой дивизии».
В пресс-службе мэрии на поступившие жалобы отреагировали с благодушным спокойствием: мол, первый день — не показатель, все дело в предновогодней суете и после праздника все наладится. Увы, не наладилось! В последующие выходные дни стало очевидным, что «дело было не в бобине, дело было не в реле».
Пробка на этом перекрестке не исчезала даже в те часы, когда весь город был абсолютно свободным от транспорта. На Рождество, по данным сервиса «Яндекс. Пробки», по всему городу было транспортное раздолье, и только на злополучном перекрестке присутствовал хаос. Даже поздним вечером в воскресенье, когда полгорода уже спали, со стороны Юго-Западного района длина пробки достигала 500 м. Утром первого рабочего дня наступил неминуемый коллапс. Длина пробок со всех направлений была за пределами здравого смысла.
Я уж не знаю, какой научный институт и за какие деньги на этот раз рассчитывал светофорный цикл, но очевидный ляп там заметили даже простые водители. Время горения стрелки, разрешающей левый поворот с открывшегося путепровода на Антонова-Овсеенко, составляет всего 10 сек.! За это время перекресток в лучшем случае могут покинуть 3–4 автомобиля, притом что в очереди стоят несколько десятков. Измученные ожиданием, автомобилисты пытаются прорваться на желтый, совершить поворот из среднего и даже крайнего правого ряда. А ведь не нужно быть крупным специалистом по организации движения, чтобы знать: длительность горения разрешающего сигнала в принципе не должна быть меньше 14–16 сек., иначе бардак будет даже на пустом перекрестке.
Схема пофазного разъезда транспорта на перекрестке тоже вызывает много вопросов. Однако вместо того, чтобы в выходные дни провести дополнительное обследование и внести коррективы в сложившуюся ситуацию, чиновники продолжали находиться в эйфории от преподнесенного «подарка». А вчера даже обвинили в создании заторов самих водителей: мол, слишком много вас там ездит. Как говорится, занавес.
Кстати, неплохо было бы и ямы подлатать на подъездах к перекрестку и на нем самом: дорога там как после бомбежки. А ведь хорошая дорога — это очевидный резерв повышения пропускной способности.
Ну, будем ждать обещанного включения «умных светофоров» на Плехановской и Московском проспекте. Может, хоть они поднимут автомобилистам безрадостное настроение и вернут им «уверенность в завтрашнем дне».