До сих пор дорожные начальники всегда упирали на суровый российский климат и в упор не замечали аргументов о том, что во многих странах с гораздо более суровым климатом дороги – как конфетки: Аляска, например, или Исландия, не говоря уж о странах Скандинавии, наотмашь бьют дороги России качеством и долговечностью. Бьет даже Беларусь: в сети бродит видео с авторегистратора машины, проезжающей границу РФ и Беларуси, за которой российские колдобины превращаются в благоустроенное шоссе. Парадокс этого превращения подчеркивает и окружающий дорогу мир: у нас – бурьян, в Беларуси – поля пшеницы.
Никогда и никто из российских начальников не признает, что в безобразном состоянии наших дорог виновато воровство на «освоении» казенных средств - оголтелое настолько, что не смущается даже очевидным присмотром спецслужб сверху и регулярными сигналами снизу.
«Ездют тут всякие…»
Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил: «Столичных коллег постоянно спрашивают: почему почти каждый год то или иное шоссе ремонтируют? Потому что по этим трассам интенсивность порой достигает 200000 машин в сутки. И если ежегодно не перекладывать верхний слой покрытия, то дорога просто развалится под колесами автомобилей… Если мы пришли в магазин с пакетом, который рассчитан на 5 кг продуктов, а загрузим в него 10 кг, то ручки оборвутся».
Старовойт также сообщил, что на подобный трафик рассчитаны лишь «единицы дорог по всему миру», и назвал мифом дороговизну строительства дорог в России: средняя стоимость километра однополосной дороги у нас - 59 млн руб., а в США, в пересчете на рубли, - 127 млн, в Германии - 81 млн, в Канаде - 163 млн.
В соцсетях Старовойту немедленно возразили: ручки обрываются не у сумок с продуктами для простых смертных, а у тех, которыми коррупционеры перетаскивают бабло из бюджетов в мусорные мешки и тазы в своих гаражах. А сравнивать дороги в США, Германии и Канаде, с одной стороны, и России, с другой, - ну, не смешите тапочки Васильевой, укреплявшей нашу обороноспособность чемоданами драгоценностей!
Счетчики и надзиратели
Хроники борьбы властей с дорожной коррупцией поражают импотенцией. Все при деле, зарплатах и премиях, а дороги продолжают зиять ямами и заплатками.
Счётная палата РФ проверила эффективность расходования средств госбюджета на благоустройство дорог Воронежской области, и объявила, что в регионе нет ясного их планирования. Поэтому бывает, что одни и те же работы оплачиваются дважды, а бывает и так, что в отчетах «освоили» почти полмиллиарда рублей и сдали 4 дорожных объекта в эксплуатацию, а через несколько лет оказалось, что эти отчеты - липовые.
Однако результатом проверки СП РФ стало не обращение в прокуратуру или ФСБ, а всего лишь «представление» областному дорожному Департаменту (а то он не в курсе!), письмо губернатору Гордееву и отчет для Госдумы. Публикации анонимных писем «дорожников Воронежа» о том, что после ареста Трубникова коррупция на дорогах только крепчает, и скандал о сборе денег Департаментом с подрядчиков на проведение «губернаторского бала» и финансирование хоккейного клуба «Буран» пока никаких последствий не имели, зато навсегда вписаны в историю Воронежского края и хроники суверенной клептократии.
УФАС с подачи УФСБ еще в апреле изучило коррупцию на дорогах Воронежской области и объявило о незаконной выплате авансом 85 млн руб. на строительство дорог в Богучарском, Верхнемамонском и Аннинском районах трем подрядчикам, хотя в контрактах не предполагалось никаких авансов. За это УФАС обложило штрафами по 200000 рублей каждого из подрядчиков, а их директоров – по 20 тысяч. Еще на 60 тысяч штрафанули замначальника департамента.
Облдепартамент объяснил авансы «сложной социально-экономической ситуацией в стране», а УФСБ, с подачи которого возбудилось УФАС, ситуацию не комментировало.
В апреле же (весна – сезон «уборки урожая» на ремонте и строительстве дорог) мэрия Воронежа отметилась контрактом на 26 273 000 руб. с единственным участником торгов, СМУ-90, на ремонт дорог и тротуаров Центрального района. Владелец СМУ-90 - Вардан Агаронян, уставный капитал – 10 тысяч руб., основной профиль - общестроительные работы по возведению зданий. Как раз эту фирму и штрафовало УФАС за незаконное получение аванса. СМУ-90, отвечающее по своим обязательствам лишь бутылкой дорогого армянского коньяка, явно имело особые отношения с чиновниками, позволяющие получать авансом бюджетные миллионы.
Тогда же оказалось, что подрядчики сорвали гарантийный ремонт дорог в Воронеже. Должны были закончить к 18 апреля, но «плохая погода» им всю малину испортила, и начальники дорог пообещали закончить его в мае. А соцсети были переполнены сообщениями о жутких дорогах Воронежа – до дюжины пробитых колес только на одной яме! Ущерб автомобилистам учету не поддается. Зато чиновники поздравили нас (или себя?), что из местного дорожного фонда в этом году выделят 1,3 млрд руб., а еще Воронеж может занять у области до 235 млн руб. «на развитие улично-дорожной сети».
Губернатор подпортил эту бочку меда ложкой дегтя и грозно объявил: «время, когда дорожное хозяйство - это откаты до 40% и возможность украсть всем и вся, закончилось (вон оно что, Михалыч, не прошло и семи лет! – А.Я.)… Мы будем действовать жёстко». И пообещал создать чёрные списки нехороших подрядчиков. А черного списка чиновников, несмотря на признанные самим губернатором 40% откатов, никто создавать не собирался. И на вопрос «кто же получал 40% от бюджетных миллиардов?» фактический ответ губернатора был: «Найти крайних невозможно». Хотя столичное ФСБ сумело найти «брата шофера».
В мае победителем и единственным участником аукциона мэрии Воронежа на ремонт дорог в Железнодорожном районе за 26,7 млн руб. стала фирма СМУ-90 («шо, опять?!»). А контракт в 25,6 млн руб. на ремонт дорог Ленинского района выиграла фирма «Земдорстрой», тоже без альтернативы. Вы будете смеяться и вспоминать грозные речи губернатора, но ООО «Земдорстрой» зарегистрировано в Воронеже в апреле 2013-го с уставным капиталом 10 тысяч руб., владелец - Гурген Казарян (95%).
И в мае же яма на улице Ипподромной в Воронеже попала в хит-парад «самых крутых ям России» на ток-шоу федерального телеканала в рубрике «Дураки и дороги» программы «Салтыков-Щедрин» - 7-е место рейтинга самых страшных ям России. Наша яма и впрямь была знатной, набитой старыми покрышками и досками, и весьма гармонировала с 1 млрд 175 млн руб., отведенных в дорожном фонде области на содержание и ремонт улиц Воронежа в этом году. Вот только название рубрики ток-шоу немного подкачало: ну какие ж они дураки?..
В июне дорожный департамент мэрии Воронежа принялся искать подрядчика на нанесение за 100 дней дорожной разметки на 54 улицах за 28,8 млн руб.: середина лета, а с разметкой беда. Через 100 дней будет октябрь и зима на носу, после которой разметку надо наносить заново. В 2015-м мэрия наняла за 43 миллиона московскую фирму «Магма-1» еще в апреле, и та обещала гарантию качества разметки на 5 лет, но результат был обычный, и мэрия то пугала ее судом, то расторжением контракта. Теперь требуется новая разметка за 28,8 млн и на 1 год, и кому они пойдут под хвост, пока неизвестно. Но пойдут без сомнения: вся «разметочная» история воронежских дорог полна анекдотов, за которые наручники никому ни разу не надели.
Воронежская КСП проверила программу «Развитие транспортной системы Воронежа в 2014 и 2015 годах» и обнаружила завышение объемов выполненных работ и «неэффективное» использования 5,5 млн руб. А латание ям на 3500 кв. м дорог проверить невозможно: их же залили новым асфальтом. Еще 500 кв. м якобы отремонтированных ям найти вообще не удалось, но на них списали больше трети «лимона». И можно поспорить насчет неэффективности – это смотря для кого.
Вакханалия продолжалась и в июне: «Черноземуправтодор» заключил контракт на 229,5 млн рублей с ООО «Навастрой» на капремонт 5,7 км федеральной трассы. Владельцы ООО - Наири Нахатакян (60%) и Верануш Нахатакян (40%). Уставный капитал - 20000 рублей; самое то для освоения четверти миллиарда.
В июле облпрокуратура традиционно выявила «грубые нарушения» законов на капремонте, реконструкции и строительстве дорог, а ГК «Автодор» заключила договор с московским ООО «Автодор-Инжиниринг» (уставный капитал 10 тысяч руб.) на 685 млн руб. за работы на трассе М-4 «Дон» обхода Лосева и Павловска.
Одновременно Воронеж вошел в список 16 крупных городов, где планируется реализовать госпрограмму «Безопасные и качественные дороги». Из областного дорожного фонда на строительство и ремонт дорог направят 1,822 млрд руб., а из бюджета области добавят на это доброе дело 1,370 млрд руб.
Больше трех миллиардов предстоит освоить – есть, где развернуться!
Недоглядели
Окна моей квартиры выходят на 6-полосную дорогу на Антонова-Овсеенко. Когда-то здесь была убогая двухполосная дорога, а потом построили просторную и качественную, но вышло нехорошо: она стала демонстрацией того, что строительство и ремонт остальных дорог – источник чьей-то постоянной наживы. Дорога на Антонова-Овсеенко остается новенькой даже после града, а другие зимней оттепели и дождей не выдержали. Включая статусный Московский проспект, по которому наносят визиты в Воронеж крупные боссы: проспект этот похож на лоскутное одеяло, и денег на лоскуты осваивают немеряно.
Единственный недостаток дороги на Антонова-Овсеенко - выезд с нее на Московский проспект напоминает фразу из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: «…щель такую узкую, что один легко вооруженный воин мог бы задержать здесь сорок тысяч варваров, подкрепленных двумя осадными башнями». Три полосы здесь сходятся в одну, ее периодически заляпывают асфальтом, но ямы там растут, как сорняки. К тому же съездов с дороги в сторону Северного района нет, на четырех километрах до бульвара Победы есть лишь три проселочные грунтовки, которые можно было б использовать в качестве полигона для западных автоконцернов: лучших колдобин для испытаний своих машин им не найти. Жителям окрестных многоэтажек, дворы которых забиты автомобилями, как шпротами, ехать на работу приходится, выезжая на московскую трассу, умножая ее поток, и на ней разворачиваться обратно в город.
В дискуссиях об убогом качестве воронежских дорог часто возникает ливневка. Некоторые считают, что главная причина разрушения дорог – отсутствие нормальной ливневки. Но дорога на Антонова-Овсеенко опровергает это: дождям не удается покрыть ее язвами, хотя ливневкой и здесь не пахнет: у авторынка и под мостом у развязки на 9 Января после дождей непременно возникают озера, заторы и аварии.
Дорогу эту можно считать категорическим опровержением аргументов и заявлений объединенной дорожной группировки, хотя и упирается она обоими концами в убогость российской жизни, тяжело отравленной коррупцией.