Однако прожитый год показал, что безопаснее и комфортнее на дорогах никому не стало: ни водителям, ни пешеходам, ни пассажирам. Несмотря ни на какие драконовские меры, кардинального сокращения аварийности не происходит. Суммы наложенных штрафов растут в геометрической прогрессии, но в противоборстве с конкретным “бриллиантовым мальчиком” или деградированным алкоголиком за рулём система проявляет полнейшую импотенцию.
Игра в одни ворота
Правительство РФ в 2015 году 6 раз вносило изменения в ПДД РФ. Почти полностью переписали разделы, касающиеся порядка оформления ДТП и правил движения велосипедистов, наделили новыми обязанностями пешеходов.
Под угрозой штрафа водителей обязали фиксировать обстоятельства происшествия и незамедлительно освобождать проезжую часть во избежание заторов. Но наших водителей этим не испугаешь: из-за патологической боязни остаться без страховой выплаты они готовы и время терять, и штрафы платить. Тут бы заставить ГАИ работать оперативнее, а страховой бизнес - честнее, но это хлопотное дело. Проще нагрузить водителя дополнительными обязанностями.
Велосипедистам предписали ездить по велодорожкам. Здорово, конечно! Но ведь в подавляющем большинстве наших населённых пунктов этих дорожек нет не только в реалиях, но даже в проектах и мечтах.
Пешеходам в тёмное время суток настоятельно рекомендовано иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать их видимость водителями транспортных средств. Это, конечно, проще, чем строить тротуары и освещать дороги.
Не забыли и дальнобойщиков. Под новый год успели запустить конвейер по сбору дани с большегрузных автомобилей под кодовым названием ”Платон”. Это в дополнение к тому, что они до сих пор платят немалый транспортный налог и переплачивают при заправке топливом ради формирования дорожного фонда.
Куда пойдут новые десятки миллиардов, похоже, никак не разберутся даже на самом верху. Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович рассказал, что в следующем году планируется собрать более 40 млрд. руб. При этом уточнил, что на содержание дорог пойдёт только 29 млрд. Оставшиеся 11 отдадут на обеспечение деятельности компании-оператора системы “Платон”, совладельцами которой являются госкорпорация ”Ростех” и предприниматель Игорь Ротенберг. Нехилая, прямо скажем, компания, если на её содержание нужно едва ли не столько же денег, как и на модернизацию дорожной сети! Однако спустя всего несколько дней президент Владимир Путин поправил вице-премьера и заявил, что все сборы от системы ”Платон” пойдут не кому-то в карман, а в дорожный фонд РФ, и уже оттуда - на дорожное строительство в регионах. Конечно, словам президента нельзя не доверять, однако и в новогоднее превращение бизнесмена Игоря Ротенберга в этакого санта-клауса верится с трудом. Сомнений добавляет и тот факт, что концессионное соглашение по системе “Платон” до сих пор не опубликовано. Говорят, ”коммерческая тайна”.
Страховщики тоже могут смотреть в будущее с оптимизмом. Пару лет поплакались об убыточности бизнеса, поиздевались над автомобилистами навязыванием ненужных страховок и отменой скидок за безаварийность, и вот уже Центробанк проникся. Тарифы подняты в 2 раза! Результаты не заставили себя ждать. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 11 месяцев 2015 года страховые компании собрали с автомобилистов по ОСАГО 196 млрд. руб., (+47,0% к аналогичному периоду прошлого года). На выплаты хватило 108 млрд. руб. (+37,0%), то есть, немногим больше половины собранных средств. А при сбалансированных тарифах, напомню, на выплаты должны тратиться 77% (150 млрд. руб.). Получается, что и в этом году более 40 млрд. руб. безвозвратно осядут на счетах страховщиков. Они традиционно объяснят, что эти деньги пойдут на формирование резервов будущих выплат. Вот только ни разу мне не довелось услышать новость о реальном использовании таких резервов. Да и статистика РСА свидетельствует о том, что за всё время действия закона об ОСАГО не было ещё года, когда бы страховщики выплатили больше, чем собрали.
Из пустого в порожнее
Госавтоинспекция в стране реформируется уже почти 20 лет. То сама по себе, то вместе со всей Полиция. Однако прошедших лет так и не хватило, чтобы сделать инспектора дорожно-патрульной службы настоящим защитником прав и свобод гражданина, помощником на дороге, а не карателем и вымогателем.
Не прекращается череда коррупционных скандалов. Подложные ДТП оформляют, номерными знаками и правами торгуют чуть ли не в открытую, взятки вымогают без стеснения. За год уволены и привлечены к ответственности несколько начальников региональных управлений ГАИ, десятки руководителей рангом поменьше. Есть среди них и представители Воронежской области.
Недавно на продаже красивых номеров попался старший госинспектор МРЭО ГИБДД №1. Обвинительное заключение уже передано в суд. А ведь много лет подряд руководство УГИБДД убеждало нас, что никаких блатных номеров нет и в помине, все они выдаются в порядке очереди.
По-прежнему процветает “палочная система”: для ГАИ гораздо важнее выявить нарушение, чем предотвратить происшествие. Если раньше в кустах прятались инспектора, то теперь их место заняли передвижные комплексы видеофиксации, охраняемые неизвестными людьми в камуфляже. В народе их прозвали “пастухами”. Неважно, что знаки ограничений установлены с нарушениями и не видны водителям - главное нащёлкать побольше кадров для “писем счастья”.
Для Воронежа 2015 год будет памятен ещё и эпохальной сменой начальника регионального управления Госавтоинспекции. Владимир Верзилин, руководивший службой 20 лет, благополучно перебрался в кресло депутата Воронежской областной Думы.
Теперь у руля 37-летний подполковник полиции, кандидат технических наук Евгений Шаталов, сын бывшего бессменного заместителя начальника УГИБДД Владимира Шаталова. Ожидать каких-либо изменений в деятельности службы при передаче власти “по наследству” не приходится. Обычно в таких случаях просто продолжают семейное дело. Ну, поживём-увидим.
А судьи кто
К большому сожалению, на защиту не всегда порядочных и законных действий Госавтоинспекции всё активнее встаёт суд. Страшно сказать, но количество обвинительных постановлений и решений по делам об административных правонарушениях приближается к 100%. Какую бы галиматью не написали в протоколе, у суда “нет оснований не доверять инспектору”.
В одном из райцентров иногородний водитель попал в ДТП по причине отсутствия на одном из перекрёстков знака ”Уступите дорогу”. Инспектор ГАИ всё зафиксировал, однако протокол составил не на дорожников, а на водителя. Судья поддержала мнение полицейского и признала водителя виновным в ДТП. Видите ли, он должен был знать, что находится на второстепенной дороге.
Или вот. Инспектор в суде откровенно признаётся, что требование о направлении на медицинское освидетельствование он водителю не предъявлял, а сразу оформил протокол об отказе по ст.12.26 КоАП РФ. Водитель утверждает, что он не только не отказывался, но даже сам поехал и прошёл освидетельствование. Трезв! Однако вместо прекращения дела суд присуждает водителю полтора года пеших прогулок и штраф 30 тыс. руб.
Но иногда чудеса случаются. Однажды водитель был остановлен сразу после удаления зуба. Инспектор учуял запах спиртосодержащей жидкости. А дальше - по накатанной: протокол и лишение. Автомобилист с самого начала свою вину отрицал. Были свидетели, медицинские справки, заключение врача-нарколога об отсутствии признаков употребления алкоголя. Ничего не помогло!
Три судебные инстанции, одна выше другой, подтвердили мнение инспектора ДПС об управлении в нетрезвом состоянии, не особо утруждая себя изучением обстоятельств дела. И только в Верховном суде РФ почитали, вникли. Отметили в постановлении, что доводы, на которые ссылался водитель, надо изучать и исследовать, а не голословно отвергать. В общем, чудо на мужика снизошло! Но тысячи других по-прежнему лишаются прав.
Недавно одна мировая судья прямо в процессе, при свидетелях и под диктофон заявила: ”Судья в административном процессе не является беспристрастным арбитром. Он является должностным лицом, который привлекает к ответственности”! А я-то наивно верил в Конституцию РФ, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Да и КоАП РФ считает задачей суда всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом. Интересно, а что читала эта судья?
Паркомат в подарок
В Воронежской области чиновники тоже ночи не спят, о народе думают. С пробками на городских дорогах борются. Тут тебе и заседания комиссий всех мастей, и привлечение какой-то неведомой, но всегда лояльной общественности, и содействие развитию эвакуаторного бизнеса. На выходе, правда, опять ничего путного. Десяток улиц, большинство из которых далеки от эпицентров образования заторов, в прошедшем году сделали односторонними. На Плехановской убрали пару пешеходных переходов и остановку общественного транспорта. Заполонили город дорожными знаками, запрещающими остановку. Инспекторов ГАИ откомандировали в помощь службам эвакуации. В результате: бизнес доволен, статистика ГАИ на подъёме, а пробки все так же незыблемы. Пешеходы с пассажирами, в том числе старики и дети, вынуждены теперь лишние полкилометра идти до остановки. Но чем не пожертвуешь ради достижения высоких целей.
Сейчас мэрия с нескрываемым энтузиазмом продавливает введение платных парковок. Недавно из уст мэра города Александра Гусева с удивлением узнал: оказывается, воронежцы уже буквально жить без них не могут. Никак не дождутся того светлого дня, когда у них появится ещё одна возможность для вложения денег. Я понимаю, конечно, что опыт Москвы в получении миллиардных доходов от платных парковок не даёт покоя и нашим чиновникам. Однако справедливости ради надо отметить, что ведь там действительно есть общественный транспорт, и он к тому же ещё и очень добротно работает. При этом, за последние 5 лет в Москве появились 18 новых станций метро, 400 км дорог, более 100 транспортных развязок и 130 подземных и надземных пешеходных переходов.
Для сравнения: у нас за последние десятилетия в проблемных районах города построена всего лишь пара таких переходов, а один закрыт (у ”Детского мира). С развязками и новыми дорогами и вовсе грустно. Однако, по мнению мэра, в настоящее время для полного счастья воронежцам не хватает именно платных парковок.
Я в очередной раз укрепляюсь в мыслях, что у нас во власти одни бизнесмены. Как денег с народа настричь - всегда есть “действующие лица и исполнители”. А вот найти эффективное инженерное решение по ликвидации заторов некому. Оно и понятно: ведь организация дорожного движения - это наука, а не бизнес. Здесь нужны специалисты иного профиля. Но они сейчас явно не в цене.