На официальном сайте Правительство РФ говорится, что деньги будут собирать до 1 мая 2109 года, то есть еще 93 года. Хотелось бы, конечно, чтобы это закончилось побыстрее, но чиновникам виднее. Как обычно, обещают собранные с водителей средства направить на финансирование работ по капитальному ремонту и содержанию этого участка автомобильной дороги в нормативном состоянии.
На сегодняшний день платный проезд действует уже на семи участках трассы М-4 «Дон» - в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях - 340 км. А общая протяженность платных дорог в России составляет сейчас 468 километров. Проехаться по ним в одну сторону на легковом автомобиле можно за 1600 руб. Кстати, на отдельных участках наши цены уже выше европейских.
История оброка
А началось все в далеком 1998 году. Тогда на автодороге М-4 был построен абсолютно новый участок дороги в обход с. Хлевное в Липецкой области. В качестве эксперимента установили на нём шлагбаумы и открыли эру платных федеральных дорог. Существовавшая ранее трасса стала альтернативным бесплатным объездом. Протяжённость обоих участков была примерно одинакова, но сокращение времени в пути по платному участку было очевидным.
Правовые основы для введения платного проезда в Россия появились после подписания в 2007 году Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…». Закон предписывал, что платная дорога должна в обязательном порядке иметь бесплатный аналог. Причем дублер не должен быть более чем в 3 раза длиннее платной трассы.
Первая редакция закона разрешала делать платными только вновь построенные либо полностью реконструированные дороги. Сделать из М-4 автобан на всем протяжении от Москва до Черного моря хотели к зимней Олимпиаде в Сочи, но не получилось. Да и сегодня мы также стоим в бесконечных пробках в Лосево, под Богучаром, Ростовом, Краснодар и далее - везде.
Когда отставание в реализации проекта стало необратимым, депутаты внесли изменения в действующий закон и разрешили взимать плату на отдельных участках существующих дорог. Шлагбаумы начали устанавливать веселее. С выбором бесплатного маршрута особо не церемонились. На объезде Воронежа в качестве бесплатной альтернативы водителям предложили использовать городские улицы.
Дальше - больше. В ноябре 2015 года в Воронежской области введен еще один платный участок протяженностью 89 км. Его предложили объезжать по областным дорогам. Длина маршрута - 212 км! Мало того, что там и местные водители иной раз плутают, так ведь эти дороги не рассчитаны на такие осевые нагрузки, как М-4. По весне они начнут «сыпаться». Да и рост аварийности вполне предсказуем. Вот так мировой опыт превращается в отечественный абсурд.
Ударим по бездорожью
Платные дороги начали появляться в начале XX века, прежде всего в США. Затем началось их активное строительство и в Европе. Но всему предшествовало насыщение территории дорогами общего пользования и автомагистралями. И только потом заводилась речь о платных хайвэях и автобанах.
Наша дорожная сеть, по мировым стандартам, еще в зачаточном состоянии. Общая протяженность дорог в России в 10 раз меньше, чем в США, и в 3 раза меньше, чем в Китай. Автомагистралей меньше в 15 и 20 раз - соответственно. Плотность дорожной сети (км/1000 кв.км) в России в 10 раз меньше, чем в Белоруссия и Швеции, в 15-20 раз меньше, чем в развитых странах Европы и США. Жители десятков тысяч наших сел и деревень до сих не имеют возможности добраться до ближайших райцентров по дорогам с твердым покрытием.
Однако вместо интенсивного строительства новых дорог, в которых остро нуждается экономика и население, у нас начали плодить шлагбаумы на нескольких нагруженных магистралях да собирать дань со всякого, кто на них выезжает. Реалии жизни показывают, что за время действия закона о платных дорогах ничего кардинально не изменилось. Дополнительные поборы абсолютно не гарантируют комфорта и безопасности. В летние месяцы автомобилисты теперь часами стоят в пробках перед терминалами оплаты, а зимой, как и прежде, частенько попадают на гололед и в снежные заносы.
Прошедшим летом родственники добирались из Москвы до Воронежа по платным участкам 8 часов! Раньше бесплатно доезжали за 5 часов. Я в этой связи вспомнил, как в начале 90-х доезжал из Воронежа до побережья Черного моря на обычных «Жигулях» за 11-12 часов. В 2015 году я вновь потратил на 1000 км пути те же 12 часов. И это в конце сентября. А в сезон люди тратили на дорогу сутки и более. Так кому нужны такие платные дороги, если едешь по ним дольше, чем раньше, с фактически отсутствующим сервисом и без каких-либо гарантий безопасности? Похоже, довольны только инвесторы, которые заведомо беспроигрышно «вложились» в реконструкцию дорог. Неужели в этом и состоит истинный и тщательно скрываемый смысл затеянной реформы?
Но власти на этом не останавливаются, а продолжают разрабатывать все новые механизмы беспардонного выкачивания денег из карманов автомобилистов. И каждый раз под благовидным предлогом изыскания средств на строительство и реконструкцию дорог. Вот теперь «Платон» придумали. Начали собирать деньги с владельцев грузовиков за вред, наносимый дорожному покрытию. Правда, на волне недовольства дальнобойщиков аппетиты пришлось умерить: тарифы снизили в 2 раза, а штрафы - аж в 100 раз.
Тем не менее уже за первый месяц эксплуатации «Платона» с автомобилистов собрано около 1 млрд руб. И это притом, что в системе успела зарегистрироваться только треть владельцев грузовиков! Добавляйте сюда давно обещанный к отмене, но до сих пор исправно собираемый транспортный налог. Не забудьте зашитый в цене на топливо немалый акциз, который должен идти на формирование дорожного фонда. В сумме это миллиарды рублей ежегодно. Да с такими финансами объемы строительства новых дорог должны расти как на дрожжах! А если бы еще систему откатов в дорожном строительстве прикрыли, то ведь и правда, было бы нам счастье.
Боюсь, однако, что прежде мы дождемся введения платных тротуаров, ибо нечего их портить каблуками.