Без права на жизнь

Жительницу Новой Усмани едва не довели до самосожжения

Каждый год накануне Дня Победы пенсионерка из Новой Усмани Мария Петровна Вагина получает поздравительные письма — от президента и от местной администрации. За последние десять лет набралась целая пачка. Ветерану труда, которая отдала своей стране силы и здоровье, желают сил, здоровья, долголетия. Желать-то желают, но помочь старушке не хотят. И ни сил, ни здоровья у Марии Петровны практически не осталось — все уходят на то, что бы доказать свое право жить в человеческих условиях.

Жительницу Новой Усмани едва не довели до самосожжения

Приют для гастарбайтеров

Около десяти лет назад почти рядом с Вагиной обосновалась семья Яковенко, переселенцы из Казахстана. Своими руками сделали из хибары приличное жилье, открыли кафе «Каскелен», начали вести маленький бизнес.

А в начале 2000-х появился еще один сосед — уроженец города Джамбул Казахской ССР Александр Складанный. Серьезный человек, бывший военный, тоже решил открыть на оживленной трассе «доходное место» и приобрел дом между владениями Марии Петровны и семьи Яковенко. Переехав в Новую Усмань вместе с семьей, Складанный начал строительство на своем участке, да так бойко, что уже через четыре года здесь выросла трехэтажная махина — кафе «Джамбул», одно из самых крупных в Новой Усмани.

С тех пор пенсионерка потеряла покой. В дождливые дни вся вода с крыши «Джамбула» стекает прямо во двор Вагиных. Из-за избытка влаги в почве погреб сарая, расположенного на участке пенсионерки, почти постоянно затоплен, по стенам строения пошли трещины. По словам Марии Петровны, канализации в «Джамбуле» нет — иначе как объяснить то, что ее огород превратился в сточную яму: ночью владельцы кафе просто сливают к ней всю накопившуюся за день воду. Из-за нависающей громады «Джамбула» солнечного света старики не видят — в доме темно даже днем. К тому же «замечательные соседи» срубили деревья, стоявшие на участке Вагиных, — те мешали им строить дом.

Куда только ни обращалась отчаявшаяся пенсионерка: жаловалась в правоохранительные органы, в администрацию 2-го Новоусманского сельского поселения, писала во множество других инстанций. Но силы старушки и бойкого предпринимателя оказались не равными: в действиях Александра Складанного нарушений никто не нашел.

Супруг Марии Петровны, не выдержав этой нервотрепки, слег с тяжелой болезнью. Пенсионерка осталась с противником практически один на один. Точнее, с противниками: она утверждает, что Александр Складанный, помимо непосредственного бизнеса, дает временный приют выходцам из бывших советских республик. Однако «гнездо» для мигрантов тоже почему-то остается вне поля зрения властей. И это более чем странно, особенно если учесть, что в ноябре прошлого года в «Джамбуле» сотрудники уголовного розыска задержали 48-летнего Сергея Мартынова. На его след вышли воронежские и башкирские оперативники: по версии следствия, Мартынов совершил как минимум 10 убийств в разных городах России. Жертвами маньяка становились и мужчины, и женщины, и дети. Милиционерам он рассказал, что собирался убить женщину и в Новой Усмани…

Пока Мартынов планировал очередное преступление, Марии Вагиной не давали покоя другие постояльцы «Джамбула». Она утверждает, что гастарбайтеры, строившие кафе, сбрасывали мусор ей во двор, постоянно угрожали. Впрочем, подтверждения слов пенсионерки местные правоохранители не нашли. Или просто не захотели искать?

Доведенная до отчаяния пожилая женщина в конце концов пригрозила, что сожжет саму себя вместе с ненавистным «Джамбулом» — она рассчитывала, что на ее беду хотя бы тогда обратят внимание.

Снести нельзя оставить

К счастью, до греха не дошло — нашлись добрые люди, которые удержали Вагину от самосожжения. Оказалось, что у владелицы кафе «Каскелен» Ольги Яковенко — похожие проблемы. И дело отнюдь не в том, что «Джамбул» якобы отбивает у нее клиентов, на что позже напирали оппоненты.

Из-за нарушений, допущенных Складанным при возведении своего дома, в «Джамбуле» произошел пожар. К счастью, огонь вовремя заметили и пламя удалось потушить — в противном случае могло сгореть и заведение Александра Складанного, и соседнее кафе: расстояние между ними — чуть более метра. На тот момент Яковенко уже написала десятки жалоб на владельцев «Джамбула»: первую — в сельсовет, еще в 2002 году. Территорию Яковенко постоянно заваливали мусором, линия электропередач к «Джамбулу» проходила прямо над ее домом, нарушались нормы противопожарной безопасности, касающиеся расстояния между строениями. Само собой, никаких пожарных проездов предприниматель, застроивший всю территорию, не оставил. Примечательно, что практически все факты нарушений подтверждались — Складанному вносились представления, направлялись предупреждения, выписывались штрафы, которые тот исправно платил. А большая часть нарушений как была, так и осталась до настоящего времени.

Да и как их исправишь, если одна из основных претензий — то, что между домом предпринимателя и расположенными рядом строениями недопустимо маленькое расстояние? Документальное подтверждение данному факту дали сотрудники Воронежского центра экспертизы. Как следует из заключения экспертов, расположение кафе «Джамбул» создает прямую угрозу здоровью и жизни обитателей соседних домов и нарушает их права на пользование своими участками, а дом не соответствует градостроительным и пожарным нормам.

— Исходя из внешнего вида некачественно выполненных работ, можно сделать вывод, что строительство «объекта» <…> велось не специализированными организациями <…>. Объект <…> обладает всеми признаками самовольной пристройки, — отметили эксперты.

12 августа текущего года Новоусманская райпрокуратура внесла Александру Складанному очередное представление, которое, в частности, касается расстояния между кафе «Каскелен» и «Джамбул». Бизнесмен обязан был исполнить рекомендации прокуратуры в 30-дневный срок.

Не исполнил. Вероятно, потому, что единственный вариант устранить эти нарушения — снести как минимум часть кафе.

Нужная подпись

Местные власти на эту ситуацию смотрят, мягко говоря, сквозь пальцы. За без малого десять лет, пока тянется эта история, к Александру Складанному сельская администрация никаких претензий не предъявила. Казалось бы, сельский «мэр» отвечает за все, что происходит на подведомственной ему территории. Оказывается, нет.

У главы 2-го Новоусманского сельского поселения Виктора Гудкова — особая точка зрения на эту ситуацию.

— Вагину на корню купила хозяйка «Каскелена», — заявил он корреспонденту «МК» в Воронеже». — Яковенко покупает ей лекарства, чтобы та писала жалобы.

По мнению Гудкова, владельцы «Каскелена» защищают свои интересы, а Мария Вагина для них — разменная монета. Ни о каких глобальных нарушениях, ущемлении прав пенсионерки и угрозе ее жизни он не знает — «этого никто не доказал». По его словам, местные власти пытались помочь старушке, но она сама того не хочет — бросается на участкового с вилами, грозит поджечь себя, не хочет ни с кем разговаривать.

Ольга Яковенко, в свою очередь, утверждает, что Гудков якобы часто бывает в «Джамбуле» и вообще в хороших отношениях с Александром Складанным.

Но даже если отмести личные взаимоотношения конфликтующих сторон, нарушения все равно налицо.

В разрешении на строительство за подписью главы 2-го Новоусманского сельского поселения Виктора Гудкова было указано, что предприниматель планирует перестроить жилой дом под закусочную с пристройкой обеденного зала общей площадью 135 квадратных метров. Однако в акте приемочной комиссии от 25 ноября 2004-го указана уже другая площадь — 555,8 квадратных метра. Каким же образом предпринимателю удалось так расширить «закусочную»? И почему местная власть позволила ему это сделать?

В апреле 2006 года Ново­усманская прокуратура возбудила уголовное дело по факту подделки подписи в том самом акте. Государственный инспектор территориального управления Госэнергонадзора (ТУГЭН) Светлицкий заявил, что в акте приемной комиссии подпись выполнена не им, а «неустановленным лицом». Допрошенный по этому делу Александр Складанный заявил, что юридическими вопросами при реконструкции «Джамбула» занималась их с женой знакомая, некая Лариса Ерушкина, которая якобы передала им уже заполненный акт приемочной комиссии со всеми подписями.

Сейчас это уголовное дело приостановлено — лицо, совершившее преступление, установить так и не удалось.

Теперь в этой истории будет разбираться суд — Мария Вагина и Ольга Яковенко подали коллективный иск на Александра Складанного. Вполне возможно, что в ходе его рассмотрения выяснятся новые, не менее интересные подробности одной локальной войны между соседями.

Примечательно, что Яковенко и Вагины — в общем-то, не первые пострадавшие. Между Вагиными, Яковенко и Складанным раньше жили супруги Дорофеевы — также переселенцы из Казахстана. Как утверждает Ольга Яковенко, Дорофеевых Складанный из их дома просто выжил — запускал на чужой участок собак, заливал погреб канализацией. В итоге те продали ему дом и переехали, а бизнесмен развернул строительство уже всерьез.

Герои популярного фильма «Брат» спорили в свое время, кто прав: тот, у кого сила, или тот, у кого правда. В этой истории, безусловно, прав выходец из Казахстана. У него есть деньги, нелегалы-рабочие, которые готовы выжить с территории кого угодно, но главное — на его стороне местная власть, которая позволяет предпринимателю жить по тем правилам, которые устанавливает он сам, даже если они идут вразрез с российскими законами. А какая сила на стороне старушки, ветерана труда? Правда? А кому она нужна? В Новой Усмани правда, видимо, у каждого своя.

Комментарий эксперта

Андрей Згонников, первый заместитель директора Центра правовой поддержки «Феникс», преподаватель кафедры гражданского права и процесса ВГУ, доцент кафедры гражданского права центрального филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук: 

— Судя по фактам, приведенным в материале, собственник кафе «Джамбул», вероятно, допустил следующие нарушения.
Жилой дом, в котором расположено кафе, является трехэтажным и должен отвечать требованиям Свода Правил №30-102-99»Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Согласно п. 5.3.8, расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.

Как утверждает владелица «Каскелена», расстояние между ее кафе и кафе «Джамбул» — чуть более метра. Вероятно, тем самым нарушены положения ст. 75 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с п. 3 ст. 75 противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к закону № 123-ФЗ — минимальное расстояние между зданиями, сооружениями и строениями варьируется от 6 до 15 м в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Согласно п. 4.1.6. Свода Правил №30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» освещение территорий и помещений малоэтажной застройки должно быть непрерывным — 3 часа в весенне-летний период или 3,5 часа суммарно. В соответствии с п. 5.9. этого же Свода Правил продолжительность освещения должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4- и более- комнатных квартир.

Как отмечает Мария Вагина, собственники соседнего земельного участка постоянно складируют на ее территорию бытовые отходы, а также сбрасывают неочищенные воды. Это нарушение ч.1 ст. 22 ФЗ № 52 — ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пп. 2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Также на основании п. 8.2.5. СанПиНа 2.1.2.2645-10 для утилизации мусора должны быть установлены контейнеры, располагающиеся на специальной площадке с твердым покрытием.

Следует отметить, что в соответствии с п. 6.3.5. СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» в малоэтажных жилых строениях могут размещаться учреждения и предприятия, в частности кафе, преимущественно в первом и цокольном этажах. При этом их общая площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
В любом случае, все приведенные факты должен подтвердить или опровергнуть суд, который и примет окончательное решение по этому конфликту.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру