«Моя Родина — Россия, край Воронежский» — это масштабное мероприятие, и проводится оно в преддверии 425-летнего юбилея Воронежа. Одобрение и активную поддержку проекту оказывают глава города Сергей Колиух и председатель Воронежской городской думы Александр Шипулин. Основная цель подобных путешествий — познакомиться с историей, традициями, достопримечательностями родного города.
Всего разработано шесть экскурсионных маршрутов, одним из которых и является «Литературная прогулка». Путешествие ребят по местам, связанным с жизнью и творчеством воронежских писателей и поэтов, началось с центра-музея имени Андрея Платонова «Голубая глубина» (название одного из поэтических сборников). Музей писателя находится в одноименной гимназии, которую в свою очередь тоже можно отнести к изюминкам Воронежа. Это тем более символично, что сейчас в Воронеже проходит Платоновский фестиваль.
Гимназия — одно из самых молодых, но уже известных общеобразовательных учреждений города. Кроме учебного процесса, здесь большое внимание уделяют как общему развитию, так и психологической разгрузке школьников. Прямо в холле гимназии устроен «антистрессовый уголок», где устроен зимний сад и не один год живут питон, черепаха, рыбки и птицы.
Музей изначально был определен как литературно-краеведческий. Его экспозиции посвящены творчеству, окружению Андрея Платонова. Ребят встретили гиды и руководители центра, они и рассказали мальчишкам и девчонкам о воронежском периоде жизни писателя. Михалева Софья Андреевна, один из руководителей центра-музея имени Андрея Платонова «Голубая глубина»: «Андрей Платонов писал не только взрослые повести и рассказы, в конце жизни из-под его пера выходили детские рассказы и сказки. Творчество писателя так интересно, что произведения переведены на многие иностранные языки: английский, немецкий и даже японский».
«Я сам читал сказку Платонова «Неизвестный цветок», — поделился с нами своими впечатлениями Никита Чепрасов, ученик школы №1, — здесь мне очень понравилось, потому что рассказали много нового и интересного. И вообще, нужно всем чаще выбираться на такие экскурсии, особенно детям, чтобы знакомились с литературой и хотели читать».
Помимо теоретической части, экскурсантам показали предметы старины, вещи 20-х — 50-х годов прошлого века: утюги, швейную и печатные машинки, лампы, столы и многое другое. На входе в эту комнату выстроилась настоящая очередь, но прежде экскурсоводы ответили на многочисленные вопросы ребятни. Музей стал центром жизни всей гимназии. Кроме уроков и «дней творчества», ученический театр здесь ежегодно ставит новые спектакли.
«Больше всего экскурсия запомнилась тем, что мы получили много новой информации о человеке, которого знали еще наши родители, бабушки, — рассказал Даниил Подорванов, ученик школы №1, — Андрея Платонова знает весь мир. Мне интересно было узнать о жизни самого автора, а не только о его произведениях. Я думаю, что такие экскурсии, музеи очень нужны для школьников, было бы хорошо, если бы они были по всей стране».
В холле гимназии было людно. Нам удалось поговорить с ученицей гимназии им. А.Платонова Ульяной Боевой. Как оказалось, гимназисты уже совершили путешествие по литературным местам Воронежа: «Нам всем понравилась экскурсия, тем более что мы учимся в филологическом классе с уклоном в русский язык и литературу. Приняв участие в «Литературной прогулке», я действительно узнала много нового и интересного о поэтах и писателях, живших в городе, о том, как сложились их судьбы. Знаете, мне кажется, что любые экскурсии нужны и важны, потому что каждый должен знать свой город. Нам осталось пройти только по двум маршрутам: «Под сенью садов твоих» и «Воронеж индустриальный». Мне очень хочется посмотреть наши парки».
После посещения центра-музея имени Андрея Платонова автобус с ребятами отправился дальше; конечно, не обошлось без остановки у памятника Платонову, не остались без внимания и остальные литературно-исторические достопримечательности Воронежа, как то: памятник Пушкину, Троепольскому, Кольцовский сквер, Бунинская аллея.
«В наш быстрый, технологический век мы не успеваем познакомиться не только с новинками литературы, искусства, но и с классическими произведениями. Поэтому такие экскурсии необходимы для того, чтобы дети могли более глубоко и подробно узнать о наших писателях и поэтах, — делится наболевшим Наталья Ивановна Сотникова, экскурсовод. — Мы должны знать еще и об истории основания нашего города, его улицах, зданиях, парках. О том, какие исторические личности посещали Воронеж, а это и Петр I, и Екатерина II. Наш город, которому в этом году исполняется 425 лет, достоин того, чтобы совершить по нему экскурсию, и не одну».