В последние недели «Факел», кажется, начал подавать признаки выздоровления. Сначала в 1/32 Кубка России в гостях со счетом 3:1 был обыгран белгородский «Салют». И, как следствие этого, в один из дней 25 — 26 сентября в рамках 1/16 Кубка России воронежцы на своем поле примут недавнего участника Лиги Европы — тульский «Арсенал».
После победы над «Салютом» последовал удачный выезд в рамках 11-го тура ФНЛ в Иваново, где «Факел» со счетом 4:1 обыграл дебютанта первенства «Текстильщика». В итоге воронежцы наконец-то покинули последнюю, 20-ю строку турнирной таблицы, где, как кажется, успели надолго прописаться.
Однако в субботу, 7 сентября, «Факел» скатал на своем поле безликую ничью 1:1 с «Енисеем», который до того замыкал турнирную таблицу, и так и не покинул зону вылета ФНЛ.
Политика нового клубного руководства «Факела» с самого начала показалась странной — гендиректор Роман Асхабадзе шарахается от журналистов, чего в Воронеже никогда не было.
Любой пишущий о футболе всегда мог напрямую позвонить «патронам» команды прежних лет — Леониду Воробью, Аркадию Можаитову, Константину Сарсании, Евгению Севергину, чтобы получить ответы на любые вопросы — эти люди никогда не прятались от журналистов. А Асхабадзе же дает интервью только клубной пресс-службе, мотивируя это тем, что с журналистами пока особо не о чем говорить. Хотя почти треть чемпионата уже позади.
Понятно, что пока «Факел» откровенно валится в турнире не из-за молчаливости своего гендиректора. У команды — море проблем, и главная из них (на что, кстати, на всех пресс-конференциях обращает внимание наставник «Факела» Сергей Оборин) — абсолютно новый коллектив, который собирался перед сезоном в течение нескольких недель. Игроки приезжали в Воронеж, находясь в разной степени физической готовности, и оттого, дескать, пока нет сыгранности и взаимопонимания. Те же мысли транслирует и гендиректор клубному сайту.
В связи с этим возникает вопрос к руководству — стоял ли над гендиректором и над главным тренером «Факела» злодей с заряженным пистолетом и заставлял подписывать трудовые соглашения с воронежским клубом?
И еще один вопрос — сколько еще месяцев причина комплектования команды «на флажке» будет выдвигаться в качестве главного оправдания ее провального старта в нынешнем сезоне? В скобках заметим, что к завершению трансферного окна (начало сентября) «Факел» по подбору футболистов вполне выглядит коллективом, претендующим минимум на место в первой «десятке», хотя вот уже много туров не покидает зону вылета.
Роман Асхабадзе появился в Воронеже после того, как губернатор Александр Гусев в мае нынешнего года побывал в Москве, где встречался с чиновниками РФС. Кто-то из них, видимо, и порекомендовал поставить в Воронеже «на хозяйство» временно оставшегося не у дел недавнего гендиректора столичного «Спартака».
Пока непонятно, за счет чего менеджер приличного, по российским меркам, уровня будет вытаскивать Воронеж из того футбольного болота, где он оказался в последние годы. Люди квалификации Асхабадзе не приходят в команды, ведущие борьбу за 10–12-е места в турнирах или за невылет в низший дивизион.
Однако повышение в классе «Факелу» в ближайшие годы точно не светит. Так для чего тогда затевалась вся эта клубная революция с приездом в Воронеж Романа Асхабазде, его правой руки — руководителя российского профсоюза тренеров и футболистов — Владимира Леонченко (сейчас он помощник главного тренера) и опытного наставника Сергея Оборина? Вы же не будете покупать «Мазератти», если живете в деревне с разбитым проселком и никогда не выезжаете на асфальт?
А пока все идет к тому, что «Факел» в очередной раз обречен на трудную борьбу за выживание в ФНЛ. Но можно ли этим напугать команду, которая два последних сезона вылетала по спортивному принципу из этого турнира, но по независящим от нее обстоятельствам все равно оставалась в нем на следующий год? Это ли не чудо, ставшее, правда, для Воронежа затертым до дыр?