Воронежский «Факел» стал одной из самых обсуждаемых команд в межсезонье

В клубе произошла очередная революция

Представьте себе ситуацию. Вы строите дом, наняли рабочих, которыми руководит прораб, вечно пахнущий перегаром. Мужики работают спустя рукава, кирпичи ложатся вкривь и вкось, а ко времени оговоренной сдачи дома выложен лишь его цоколь. Вы рвете с этими мастерами и в досаде решаете снести всю эту косорукость к чертовой матери, чтобы нанять других нормальных рабочих и строить с чистого листа.

В клубе произошла очередная революция

Снесли, нашли новых, которые обещали быстро построить все быстро и хорошо. И вдруг они привозят на платформе части полуразрушенных стен каких-то старых колхозных коровников и начинают их кое-как прилаживать друг к другу — раствором, металлическими стяжками и скобами. И тут вы понимаете, что предыдущие мастера, несмотря на свою косорукость, были-то получше новых…

Допрыгались!

Нечто похожее происходит сегодня в «Факеле» — старой команды уже нет, как и тренерского штаба, руководства клуба, считай, тоже, и выходит по всему, что в истории команды пишется очередная новая страница…

Эта страница какого-то комикса об удивительных метаморфозах, происходящих в некогда сильном и могущественном (напомним, что на стыке 20–21 веков «Факел» три года провел в российской футбольной элите) королевстве, которым сейчас правят странные люди, прилетевшие с другой планеты. Они мало что умеют и знают, принимают странные решения и очевидно, что и без того дышащий на ладан воронежский футбол, похоже, и вовсе перестает подавать признаки жизни.

«Факел» в межсезонье становится посмешищем всей футбольной России, как это было, например в 2002–2003 годах, когда команду возглавлял семейный клан Саенко. Тогда на тренировках футболистов заставляли надевать боксерские шлемы, залезать в них на деревья и прыгать вниз, чтобы преодолевать страх высоты.

На каком-то совещании в Москве известный на всю Россию футбольный остро­слов, весьма уважаемый тренер (ныне покойный) Арсен Найденов громко на весь зал спросил у вошедшего туда президента «Факела» Эдуарда Саенко: «Почему без шлема пришел?». Зал грохнул от смеха.

Болеют от футбола

Также фантастически выглядит и сегодняшний «Факел». Шутка сказать — команда два сезона подряд, сменив при этом пять(!) тренеров, вылетает из ФНЛ и оба раза остается в ней не по спортивному принципу из-за финансовой несостоятельности команд второй лиги (победителей своих зон) , отказывающихся подниматься в ФНЛ.

И вот сейчас странный орган под названием «попечительский совет клуба» явил болельщикам, которых в минувшем сезоне на стадионе собиралось от 600 до 1500 человек (антирекорд посещаемости за всю новейшую историю команды) новую модель строительства — сломать все, разогнать всех и начать с чистого листа, призвав для этого людей, не имеющих к Воронежу ни малейшего отношения, то есть, по большому счету, шабашников.

Да, в последние годы в Воронеже так и было — перед каждым новым сезоном в «Факел» завозили по 15–20 новых футболистов взамен ушедших после очередного сезона, а этих после нового чемпионата сменяли новые, пачками привозимые игроки…

Сегодня в футбольных командах мастеров России выступает порядка 25 воспитанников воронежского футбола. Они играют где угодно, только не в родном городе.

Специалисты знают — заклинания о необходимости комплектовать команду только местными воспитанниками всегда переводятся с футбольного языка на русский как «нет денег». Болельщику ведь все равно, где родился футболист, выступающий за его команду, только тогда, если человек выходит играть и делать результат, а когда результат нулевой, то всегда начинаются разговоры о патриотизме.

Восстание «Спартака»

Все тренеры, работавшие в Воронеже в последние годы, так или иначе имели отношение к нашему городу: Павел Гусев тренировал «Факел» еще в начале 2000-х; Сергей Волгин, будучи игроком, выходил с командой в высшую лигу в 1996 году; Игорь Пывин — вообще воспитанник воронежского футбола; Сергей Булатов играл в Воронеже на рубеже 2000-х.

И вот теперь в «Факеле» очередная революция, а болельщики на всех углах твердят о происходящем, чередуя слова «афера» и «бардак» с непечатными тирадами. С клубного сайта сегодня исчезли все фамилии клубного руководства, а все потому, что новым гендиректором команды на рубеже июня–июля официально станет 36-летний Роман Асхабадзе — одна из самых загадочных личностей российского футбола. Асхабадзе начинал в московском «Спартаке» переводчиком, а в 2013 году стал гендиректором клуба, в 2015-м он был уволен, и о причинах этого слухи ходят разные, но дело тут, скорее всего, в каких-то финансовых заморочках.

Асхабадзе тесно связан с одной из крупнейших агентских структур российского футбола, а в Воронеж он попал, как говорят знающие люди, по протекции бывшего главы региона, а ныне заместителя председательства правительства России Алексея Гордеева, который просто попросил губернатора Александра Гусева пристроить рекомендованного ему, в свою очередь, кем-то сверху Романа Асхабадзе.

Неформальный президент клуба — спикер областной Думы Владимир Нетёсов в этой связи ушел в тень, зато из нее неожиданно выплыл 62-летний Сергей Оборин, назначенный главным тренером «Факела» (его ассистентами остались непотопляемые Руслан Аблаев и Александр Щеголев). Это крепкий профессионал, строивший в свое время самобытный (ныне канувший в Лету) «Амкар», однако смущает тот факт, что с 2008 года Оборин вообще(!) не имел тренерской практики.

Однако история появления Оборина в «Факеле» куда понятнее, чем явление Асхабадзе — безработных тренеров сейчас пруд пруди, все они как-то стараются «заинтересовать» РФС, который «рекомендует» тем или иным командам взять своего человека, обещая взамен какие-то преференции на финише сезона. А условные 7–10 тыс. евро в месяц (средний оклад наставников команд ФНЛ) тоже по нынешним временам неплохие деньги для тренера, перед которым вообще (!) не ставится никаких задач на сезон.

А вас попрошу остаться!

По нашей информации, перед «Факелом» в новом чемпионате, стартующем 7 июля, стоит трудноразрешимая задача — не вылететь во вторую лигу! Хотя, как показывает практика двух последних сезонов, как бы воронежская команда ни выступала, в ФНЛ она остается при любом раскладе!

Изначально Роман Асхабадзе якобы обещал привлечь инвестиции в воронежский футбол, но во время переговоров с теми, кто доверил ему управлять «Факелом», уточнил, что его инвестициями станут бесплатно привлеченные в команду футболисты. Представляете себе уровень игроков, которые ничего (или почти ничего) не стоят на трансферном рынке?

По информации «МК в Воронеже», бюджет «Факела» на новый сезон может быть на уровне прошлогоднего — порядка 130–150 млн рублей, это при том, что ФК «Тамбов» в минувшем чемпионате вышел в премьер-лигу за 300–330 млн рублей. То есть, воронежский футбол будет снова биться за места с 15 по 20-е в ФНЛ.

И зачем тогда «Факел» нужен вообще? Если власть говорит о футболе, как о важной социальной функции, то с каким настроением и с какими словами болельщики очередной год подряд будут покидать трибуны воронежского стадиона, переживая очередную вполне ожидаемую неудачу своих любимцев? Кого будут винить люди во всем происходящем, как не областные власти, которые в очередной раз вместо того, чтобы консультироваться со специалистами (которых в Воронеже больше, чем в любом другом городе ЦФО), ставят управлять бывшим флагманом черноземного футбола очередную бригаду варягов, приглашающих таких же варягов — футболистов весьма сомнительного уровня? Понятно, что они после очередного провального сезона снимутся и улетят «развивать футбол» в другие города России.

Очевидно, что областному руководству футбол сегодня малоинтересен, и чтобы поставить очередную «галочку» в графе «исполнено», и была проведена очередная тихая революция в «Факеле», который стал футбольным посмешищем в глазах всей России!

Вы так считаете?

Сейчас в футбольных кругах усиленно муссируются слухи о возвращении «на хозяйство» экс-президента «Факела» Евгения Севергина, чтобы тот приглядывал за расходованием Романом Асхабадзе средств, выделяемых на команду. Напомним, что в свое время Севергин стал президентом клуба только из-за того, что энергосбытовая компания, которой он руководил, была основным спонсором команды. Во времена Павла Гусева «Факел» купался в деньгах и по уровню финансирования вполне мог выйти в премьер-лигу, но в самые важные моменты команда словно бы притормаживала…

Теперь денег в «Факеле» будет примерно втрое меньше, и их расходование, вероятно, будет курировать Севергин. Если это так, то что вообще привязывает Романа Асхабадзе к Воронежу, кроме «высочайшей» просьбы, адресованной губернатору региона, трудоустроить Романа Гурамовича именно здесь?

Сейчас вокруг «Факела» — сплошные тайны и загадки, клуб максимально закрыт для общения. Дело дошло до того, что недавний контрольный матч со своим дублем (на стадионе «Факел») , который основная команда выиграла со счетом 2:1 был проведен в закрытом режиме, чтобы не дай бог никто из болельщиков не прорвался и не подсмотрел тактические новинки тренера, который уже 11 лет не работал в командах мастеров!

…Говорят, что основатель воронежского «Факела» — академик Александр Конопатов, как-то проводя планерку на КБХА, ответил инженеру, который поднялся с места и начал сетовать на то, что заводские итээровцы пашут, как бобики, и получают гроши, а в «Факеле» людям без образования платят большие деньги.

Мэтр отечественного ракетостроения ответил примерно так:

— Таких инженеров, как вы, я могу найти сотни, а игроки, которые бегают по полю, собирают по 20 тысяч болельщиков на трибунах, и после каждой победы «Факела» на другой день у нас резко поднимается производительность труда! Потому они и получают больше вас.

Интересно, что поднимается у 600 болельщиков, посещавших матчи «Факела» в минувшем сезоне, если люди выходили с трибун и плевались в сторону тех, кто сегодня ежемесячно получает за свою работу по 120–160 тысяч рублей?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2019

Заголовок в газете: Поле брани

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру