Появятся ли велодорожки в Воронеже

Минтранс РФ утвердил методические рекомендации по развитию инфраструктуры велосипедного транспорта в городах

12.09.2018 в 15:34, просмотров: 703

Нынешний велосипедный сезон из-за погодных аномалий открылся с запозданием. Тем не менее к концу лета в Воронежской области зарегистрировано уже 76 наездов на велосипедистов, в которых 6 человек погибли и 76 ранены. Третья часть этих ДТП произошла в областном центре. Так часто велосипедисты не попадают под колеса автомобилей ни в одном из других регионов Черноземья.

Очевидно, что кроме активной популяризации этого вида транспорта нужно создавать и безопасные условия для передвижения велосипедистов, а также атмосферу взаимного уважения на дороге. В противном случае будем лишь констатировать цифры удручающей статистики.

Во всем мире велодорожки строятся для того, чтобы велосипедисты чувствовали себя полноправными участниками городского дорожного движения, а велосипед становился альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту. Вот и Воронежу остро нужны велодорожки. Не бутафорские, для отчета, а настоящие — для удобства и безопасности.

Появятся ли велодорожки в Воронеже

Хронология обещаний

Разговоры о строительстве велодорожек в Воронеже ведутся уже более 10 лет. В 2010 году была сделана первая попытка перейти от слов к делу: упоминание о велодорожках появилось в муниципальной программе повышения безопасности дорожного движения. С тех пор написано несколько новых программ, но ни одной полноценной велодорожки в городе нет до сих пор.

В этой связи уместно напомнить, что велодорожкой можно называть далеко не любой кусок асфальта, на который укажет чиновник. Согласно ПДД РФ термин «Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный соответствующим знаком.

К 2014 году нам обещали построить велодорожки на месте трамвайных путей по улицам Краснознаменной, Острогожской и Южно-Моравской. Годы прошли, рельсы с трудом убрали, но до велодорожек дело так и не дошло.

Зато с помпой открыли велодорожку на »Олимпике». Правда, лесная асфальтированная дорожка была построена еще лет 20 назад для тренировок лыжников в летний период. Так что все трудозатраты ограничились нанесением на существующее покрытие пиктограмм с изображением велосипеда. Теперь уж и они стерлись. Однако в любом случае езда по закрытой лыжероллерной трассе и участие в городском движении — это совершенно разные истории.

Тут же был презентован проект строительства велодорожек вокруг водохранилища до конца 2016 года. На этот раз кое-что получилось: уложили новый асфальт вдоль проезжей части улиц Остужева и Переверткина, а также на дамбе Чернавского моста. Свежий асфальт тут же облюбовали пешеходы, так как ни одного дорожного знака »Велосипедная дорожка» в этих местах так и не появилось.

А вот ремонт тротуара Северного моста начат только на прошлой неделе. До сих пор там был настоящий полигон для тренировок спортсменов-экстремалов, которые могли сквозь провалы в асфальте созерцать водную гладь воронежского моря.

В общем, на бумаге у нас уже более 10 км велодорожек, а на деле велосипедистам по-прежнему приходится рисковать жизнью на проезжей части дорог либо создавать неудобства пешеходам на тротуарах. Нет у нас велодорожек в том смысле, который заложен в этом термине Правилами дорожного движения.

Бальзам на душу

В 2014 году в ПДД РФ был полностью переписан раздел, определяющий дополнительные требования к движению велосипедистов. С тех пор »движение велосипедистов должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». При этом, правда, ни один закон не обязал муниципалитеты эти самые дорожки и полосы строить.

И вот недавно Минтранс РФ сделал первый шаг на этом пути. В июле были утверждены методические рекомендации по развитию инфраструктуры велосипедного транспорта. Теперь не только чиновники, но и приверженцы здорового образа жизни могут увидеть, как это должно выглядеть на самом деле.

В документе прямо указано, что предназначен он для применения органами местного самоуправления и должен использоваться в целях методической поддержки принятия управленческих решений. В общем, букварь для чиновников, занимающихся организацией движения.

В рекомендациях определены основные принципы формирования эффективной велотранспортной сети: безопасность, привлекательность, комфорт. Велодорожки должны связывать основные места начала поездок с местами назначения, быть непрерывными, однородными по условиям передвижения, иметь информационные указатели.

Протяженность городских веломаршрутов в зависимости от потребности и целей поездок может варьироваться от 10 км до 50 км. В числе приоритетных должны обустраиваться маршруты, связывающие жилые районы с центром города, зонами отдыха и пригородом.

Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать возможность двигаться с допустимой максимальной скоростью по качественному покрытию, исключение сложных маневров, минимальные помехи со стороны транспортных средств и пешеходов.

Общегородские веломаршруты должны обеспечивать велосипедистам скорость движения 25–40 км/час, межквартальные — 20–30 км/час. При планировании сети должны учитываться потребности и возможности различных категорий велосипедистов. Так, для детей велополосы должны прокладываться на тротуаре, а для взрослых — можно и на проезжей части с обязательным обеспечением мероприятий для успокоения транспортных потоков.

На магистральных улицах общегородского движения обустройство велосипедной инфраструктуры не допускается. На других улицах расположенные в пределах проезжей части дорог велополосы должны быть непрерывными, выделяться цветом или разметкой.

Сквозные автомобильные проезды в зонах жилой застройки рекомендовано преобразовать в улицы с преимущественным правом проезда велосипедистов. Дорожная разметка и знаки должны определять преимущество велосипеда, со снижением скорости автомобильного транспорта до 20 км/ч. При этом в самих дворах жилых домов велополосы не обустраиваются.

В целом документ довольно объемный и приятный глазу любителей велосипеда. На десятках страниц приведены конкретные варианты размещения велополос, примеры разделения велосипедных и автомобильных потоков в различных дорожных условиях.

Впрочем, все это не новость, а давно сложившаяся мировая практика. Я не раз видел реальное воплощение этих картинок и схем в телевизионных сюжетах из Голландии, Германии, Норвегии. Хочется поскорее увидеть и в Воронеже. Главное, чтобы местные организаторы движения не спрятали бумагу под сукно.