Уже на закате своей карьеры игрока, в 1996 году Сергей Васильевич появился в «Факеле», который в том сезоне занял третье место в первой лиге, завоевав на следующий год право сыграть в элите российского футбола.
В том самом сезоне Сергей Волгин провел в составе «Факела» 28 матчей, забив пять мячей. Именно его опыт во многом помог тогда воронежцам попасть в число сильнейших российских команд. Потом Волгин уже в качестве тренера работал в подмосковном «Сатурне», «Уралане», а с 2005 по 2015 год тренировал команды Казахстана, выведя некоторые из них в элитный дивизион чемпионата республики.
И вот Волгин снова в «Факеле». О карьере игрока и тренера в воронежской команде он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «МК в Воронеже».
Базовые ценности
— Сергей Васильевич, сколько лет вы не были в Воронеже?
— В 2005 году я вернулся из России в чемпионат Казахстана, редко приезжал в Воронеж, где живет мой младший сын Антон, работающий тренером в воронежском футбольном клубе «Труд». Он живет в той самой квартире, которую я, как футболист «Факела», получил в 1996 году за решение задачи выхода в высшую лигу. Последний раз я был здесь в 2012 году.
— Так вы сейчас все-таки больше воронежец или алмаатинец?
— Думаю, и то, и другое. В Казахстане у нас с женой жилье и, скорее всего, я застрял где-то между Воронежем и Алма-Атой.
— Если брать 1996 год, когда вы играли здесь, и нынешний 2018-й, как изменился Воронеж?
— Город явно похорошел, сегодня его просто не узнать по сравнению с теми временами. На последнем домашнем матче «Факела» против «Химок» инспектором матча был Николай Объедков из Санкт-Петербурга, а сам он из Казахстана. После игры мы поговорили с ним, он долго восхищался городом.
— А если брать чисто футбольную инфраструктуру, кажется, что она замерла здесь с конца прошлого века. Например, на базе «Факела» почти ничего не поменялось.
— Полностью согласен с вами. Кардинальных изменений на базе команды с того самого 1996 года я не заметил.
Карточка за звезду
— Вспомните, как вы тогда оказались в «Факеле», все-таки полузащитнику Сергею Волгину было уже 36 лет — возраст по футбольным меркам вполне преклонный.
— В 1995 году мы доигрывали в Камышине, было понятно, что мощная ткацкая фабрика, которая содержала «Текстильщик», испытывает трудные времена, перспектив особых не было вообще. Из той команды в Воронеж пригласили братьев Морозовых, потом и мне поступило предложение перейти в «Факел» под решение задачи выхода в высшую лигу. Вообще, в те годы много известных футболистов переходило из Воронежа в Камышин и обратно — Саша Минаев, Андрей Карпенко, Андрей Юдин, а Сергею Павлову помогал тренировать «Текстильщик» воронежец Сергей Савченков. Он-то мне и позвонил и пригласил в Воронеж. Тогда по именам «Факел» выглядел очень мощно, кроме упомянутых ребят ворота защищал Валера Городов, плюс талантливые воронежские спортсмены — Гена Семин, Слава Чуриков и другие. Тогда мы просто не имели права не решить задачу повышения в классе.
— В Воронеж вы приехали после выступления вместе с «Текстильщиком» в Кубке УЕФА, где в матче 1/16 против французского «Нанта» схлопотали красную карточку, не удержав в первом же матче будущую звезду Клода Макелеле, выступавшего после «Нанта» в лучших клубах Европы — «Челси» и «Реале».
— Да, было дело. В 1994 году мы в первом матче уступали в гостях 0:2, Клод пробросил мяч мимо меня, чтоб убежать, я инстинктивно поднял руку, поймал мяч, и мне дали желтую карточку, ставшую для меня второй в игре, и второй домашний матч, где мы уступили 1:2, я пропускал.
В Казахстане были бы в пятерке
— А через полтора года вы были уже в «Факеле». Помню тот самый 1996 год — тогда уровень децибел с трибун воронежского стадиона был куда мощнее, чем теперь.
— Конечно, сейчас на матчах «Факела» этих эмоций трибун нашей команде явно не хватает, пока для Воронежа это небольшая аудитория болельщиков. Спасибо тем, кто сегодня приходит на матчи нашей команды, но в 1996 году их было куда больше. Понятно, что надо возвращать людей на трибуны, создавать в Воронеже коллектив, способный решать высокие задачи.
— Но постоянной борьбой команды за выживание в ФНЛ болельщика на трибуны не вернешь…
— Согласен с вами! Нынешний сезон для «Факела», думаю, будет промежуточный. Нам надо понять цели, задачи, определиться с составом команды, если перед нами будут стоять достойные цели — будем стараться повыситься в классе. Для этого все предпосылки есть — глава региона Александр Гусев недавно приезжал на клубную базу, проводил совещание о перспективах «Факела», спикер облдумы Владимир Нетесов несколько раз встречался с командой. Ребята говорят, что раньше чиновники такого уровня не баловали их своим вниманием. Понятно, что многое зависит от финансирования, но и здесь, как мне кажется, ситуация выправляется.
— Сегодня «Факел», мягко говоря, середняк ФНЛ. С каким уровнем то ли союзной первой лиги, то ли высшей лиги чемпионата Казахстана, которую вы хорошо знаете, сегодня можно сравнить класс воронежской команды сегодня?
— Думаю, сегодняшний «Факел» в высшей лиге чемпионата Казахстана боролся бы за места с третьего по пятое.
— А футбольную инфраструктуру Казахстана можно сравнить с российской?
— Европейский уровень в этом плане только у «Кайрата», остальные клубы далеки от этого. Если сравнить финансирование, то в России есть команды, которые содержат частные лица или госкорпорации, а в Казахстане частный владелец только у «Кайрата», а остальные сидят на бюджетной игле.
Двухкамерная тема
— Сергей Васильевич, вспомните самый яркий эпизод выступления в Воронеже футболиста Сергея Волгина.
— В 1996 году мы дома принимали «Дружбу» из Майкопа, победили 1:0, победный мяч я забил после подачи углового, и спонсоры команды подарили мне за этот мяч сертификат на импортный холодильник. Этот огромный двухкамерный холодильник, примерно с меня ростом, я приобрел буквально через несколько дней, и до сих пор — все 22 года — тот самый холодильник стоит в моей воронежской квартире, где живет сын. И все это время он отлично работал и пашет до сих пор без единой поломки!
— «Факел» в том году тоже отработал дай боже! Играя в Воронеже, вы прикидывали варианты развития своей карьеры в дальнейшем?
— Видел себя только футболистом! Мой старший брат играл в Казахстане в классе «Б», я любил эту игру с детства и точно знал, что без нее никогда не останусь.
— В 1996 году в Воронеж вы приходили почти что звездным игроком. Сейчас вы вернулись сюда же как опытный тренер. Когда было легче? В том статусе или в нынешнем?
— С 2014 года я в Казахстане тренировал детей, мы развивались, росли. В «Факел» я пришел по приглашению Игоря Пывина, которого хорошо знал по 1996 году, он позвонил еще в конце в 2017 года, спросил меня — соглашусь ли ему помочь. У него нет тренерской лицензии PRO, позволяющей официально быть главным тренером команды ФНЛ, а у меня она есть. Мы делим с ним нашу работу, он больше тренирует, за мной в основном — теория. Когда легче было — не знаю, но в Воронеже сейчас мне интересно. Когда я начинал тренерскую карьеру, работал в разных командах помощником у лучших российских тренеров — Сергея Павлова и Леонида Слуцкого. Последний теперь в чемпионате Голландии возглавляет «Витесс», но мы регулярно находимся на связи, поздравляем друг друга с праздниками, советуемся. А что касается моего второго появления в «Факеле», то я вернулся в команду моей молодости — рядом работают люди, которых я хорошо знаю по 1996 году — Сергей Савченков, Игорь Пывин, Александр Щеголев. Это — огромный плюс.