Создание медицинской централизованной лаборатории в Курске может стать «аферой века»

Создание медицинской централизованной лаборатории в Курске может стать «аферой века»

Что связывает Курскую область с Пермским краем, а курских чиновников с крупным фармбизнесом? Ответы на эти вопросы корреспонденты «МК Черноземье» получают в ходе проводимого расследования.

На днях наше издание рассказало о том, как онлайн-конференция заместителя губернатора Курской области, курирующего здравоохранение, Андрея Белостоцкого, завершилась фиаско и как участники этого «шоу», транслируемого в Интернете, не смогли дать конкретных исчерпывающих ответов на вопросы курян. Некоторые вопросы, поступившие в чат этой конференции, касались создания централизованной лаборатории.  Эту тему уже несколько месяцев муссируют в соцсетях, ее обсуждают и среди общественников, и в профессиональном сообществе медиков. 

Ранее власть пыталась дать какие-то комментарии по этому поводу. Есть подтвержденная самими региональными чиновниками информация о том, что лабораторию создают на базе областного клинического онкологического диспансера и что она начнет работу уже в начале следующего года.

«Создаваемая лаборатория будет цифровой, граждане смогут в электронном виде получать результаты анализов, а система здравоохранения вести тщательный мониторинг», - рассказал во время одного из выступлений замгубернатора Андрей Белостоцкий.

Сам губернатор Роман Старовойт тоже активно поддерживает эту идею,  реализация которой, на первый взгляд, кажется,  принесет только благо. Ан нет! Эта история имеет множество подводных камней и, несмотря на утверждения главы региона и его зама о том, что лаборатория будет исключительно государственной, есть тут интересы и частных лиц, о которых говорить вслух почему-то не принято. Но обо всем по порядку.

…В мае нынешнего года в Курской области появился новый замгубернатора Андрей Белостоцкий, прибывший покорять Курск из столицы. В узких профессиональных кругах он известен как бывший руководитель дирекции по координации деятельности медорганизаций Департамента здравоохранения Москвы и как теперь уже тоже бывший старший вице-президент группы компаний «МедИнвестГрупп», где проработал около пяти месяцев, а потом, по всей видимости,  был «командирован» в провинцию, в том числе, как ходят слухи, и  для контроля за реализацией крупных коммерческих проектов этой компании.

И уже  спустя месяц после появления на курской земле господина Белостоцкого регион посетил создатель компании «МедИнвестГрупп» Виктор Харитонин. Курским элитам он больше знаком как владелец компании «Фармстандарт».

Напомним, в начале 2000-х американская фармацевтическая компания ICN, решив избавиться от своего российского бизнеса, продала сразу несколько отечественных предприятий Роману Абрамовичу и его компаньонам из «Сибнефти», среди которых и был Харитонин.  Очень скоро предприятия бывшей американской компании стали работать под вывеской «Фармстандарт». А примерно десять лет назад Харитонин выкупил долю у акционеров «Сибнефти» и сам стал крупнейшим частным владельцем «Фармстандарта». Говорят, что про Харитонина можно книги писать, в том числе и детективные.

В бизнес-кругах сложилось мнение, что хозяин «пилюль» вхож в семью  экс-главы Минпромторга Виктора Христенко и вице-премьера правительства Татьяны Голиковой. Эта связь, по всей видимости,  может быть важна при  решении вопросов, возникающих у подопечных Харитонина, например, таких, как курский замгубернатора Белостоцкий.   

Но вернемся к событиям июня этого года, когда Виктор Харитонин  в статусе исполнительного директора АО «Фармстандарт», как его официально представили, встретился с курским губернатором  Романом Старовойтом.

«Стороны обсудили реновацию фармацевтического завода, находящегося в Курске, - сообщалось на сайте обладминистрации. - Компания планирует направить на обновление производства порядка миллиарда рублей».

Кстати, реновацию владельцы «Фармстандарта», начали еще до этой встречи, в сентябре 2019 года, когда, по всей видимости, стало очевидным, что на выборах губернатора победит именно Старовойт. Причем, тогда обновление курского предприятия начали с кадров. Тихо, без лишнего афиширования   с должности гендиректора предприятия «Фармстандарт-Лексредства»  был снят почетный гражданин Курской области Евгений Прохода, а назначен человек из команды   Харитонина – Владимир Крейман. Судя по официальным документам, Крейман, помимо Курска, руководит еще и аналогичным предприятием в Уфе.

На июньской встрече с губернатором Харитонин как раз и заговорил о создании на базе областного онкодиспансера государственной Единой централизованной службы забора и обработки анализов, той самой централизованной лаборатории.

«Мы сейчас делаем централизацию лабораторных служб примерно в 10 субъектах страны, среди которых Подмосковье, Пермь, Омск, Дагестан, Челябинск. Эту работу проводим в рамках государственно-частного партнерства, - отметил исполнительный директор АО «Фармстандарт» Харитонин. – У Курской области своя ситуация - на базе онкоцентра уже есть хорошая лаборатория, которую нужно дооснастить. Мы в этой части готовы поделиться своим опытом».

После этой встречи работа закипела. В Курске то вспыхивали, то затихали недовольства медработников, понимающих, что не все так чисто в истории с созданием централизованной лаборатории, как ее преподносят власти.

Корреспонденты «МК Черноземье», взяв на вооружение слова владельца компаний «Фармстандарт» и «МедИнвестГрупп», отправились в Пермь, чтоб узнать, как там создавалась лаборатория и что стоит ожидать курянам от этого проекта.

Нам удалось пообщаться с представителем одного из медучреждений, который на условиях анонимности согласился рассказать нам пермскую историю централизованной лаборатории.

«Готов предупредить сразу! Тот, кто из курских чиновников или руководителей медучреждения, где создается эта «афера века», подпишет договоры или документы о создании централизованной лаборатории, одномоментно подписывает себе путевку в следственный изолятор. В Перми «добро» на начало работы этой лаборатории дал губернатор Дмитрий Махонин, потому что, во-первых, проект начали реализовывать еще при его предшественнике Максиме Решетникове.  А во-вторых, на момент ее открытия Махонин прибывал в статусе врио главы региона и на кону был вопрос о его избрании. И теперь «Фармстандарт», «МедИнвестГрупп» и их хозяева, по большому счету, рулят пермским здравоохранением. Думаю, пермскому губернатору еще будут задавать вопросы не только медики, но и правоохранители. Но вот зачем курскому губернатору Роману Старовойту такая головная боль, не понимаю», - поделился своими мыслями пермский врач.

Он же рассказал и о первых итогах работы больниц в составе новой централизованной лаборатории.

«В отличие от Курска, где централизованную лабораторию хотят сделать на базе онкодиспансера, в Перми ЦКДЛ состряпали в лаборатории перинатального центра в Пермской краевой клинической больнице.  Бардак начался с первых дней ее существования, зимой этого года. Никакой оперативности и современного подхода не вышло. Целые скандалы разгорелись из-за задержки получения результатов анализов, то и дело возникающей путаницы, сбоев.  Более того - заметно увеличились расходы на лабораторные услуги, - вспоминает именитый доктор пермского медучреждения. - Мы с коллегами ранее уже давали разъяснения местным СМИ и сейчас я повторюсь, чтобы был понятен масштаб бедствия, на которое обрекают курян власти региона. Суть проекта заключалась в том, что все лаборатории в Пермском крае необходимо объединить в одну (централизованную клинико-диагностическую лабораторию), а в стационарах оставить лишь экстренные, которые бы работали в виде «отделений» или «филиалов».

Власти убеждали главврачей больниц согласиться на этот эксперимент, поскольку, как они говорили, оборудование в больничных лабораториях все устаревшее, отсюда возникающие ошибки в результатах анализов, а ради  жизни и здоровья пациентов  мы должны  были принять дар в виде современной лаборатории.

В июле прошлого года, если не ошибаюсь, наш краевой Минздрав выпустил документ, приказывающий организовать централизованную клинико-диагностическую лабораторию. В этом приказе были прописан перечень медучреждений, которые войдут в централизованную лабораторию, список исследований, порядок взаимодействия медучреждений и центральной лаборатории – ЦКДЛ.

В перечень медорганизаций, в которых закрывались собственные лаборатории и вместо них открывались «филиалы» ЦКДЛ, вошли городские и центральные районные больницы. Для этих филиалов был утвержден и перечень исследований, но включены туда не все виды лабораторных анализов.

Главврачей озадачили провести разъяснительную работу в коллективах и без скандалов произвести сокращение сотрудников лабораторий в возглавляемых ими медучреждениях. Хотя до этого наши власти били себя в грудь и обещали, что ни один работник лабораторий не будет уволен, всех трудоустроят, а при необходимости - и переобучат».

По словам нашего собеседника, изначально чиновники говорили, что лаборатория будет государственной (то же самое сейчас утверждают и курские руководители регионом – прим. авт.). Но в итоге на базе госучреждения появилась «частная лавочка».  

«Жители Курской области, если согласятся участвовать в таком же проекте, в который вляпались мы в Перми, должны знать, что сотрудники экстренных лабораторий, так называемых «филиалов ЦКДЛ», которые действуют при больницах, не являются штатными работниками больниц, руководство, скажем, ЦРБ не имеет права вмешиваться в их работу. Получается, что на территории больниц будут находиться посторонние люди. Но это еще не самое страшное.

Медучреждения должны назначить ответственных за проведение исследований, которые должны следить за соблюдением технологии, принятием срочных клинических решений, контролировать обоснованность и количество назначенных исследований. Доставка контейнеров с биоматериалами — это тоже зона ответственности медучреждения, а не ЦКДЛ. А Централизованная лаборатория, в свою очередь, отвечает только за обеспечение работников необходимым оборудованием, хранение талонов, формирование реестров и счетов, выполнение исследований и отправку результатов.

При этом оборудование в лабораторию будет частично поставлено частной компанией, частично – приобретено за счет госзакупок. Вырученные деньги ежемесячно придется отдавать бизнесу, которому ЦКДЛ перейдет в рамках «частно-государственного партнерства» с напитыванием частника бюджетными деньгами без контроля конечного результата, без конкуренции, без обратной связи.

Если меня не дезинформировали источники в Москве, бизнесмены рассчитывают получать от курской ЦКДЛ не менее 500 млн рублей в год.  Контракт, насколько знаю, заключат на два года.  По истечении этого срока, частная фирмочка, близкая владельцам компаний «МедИнвестГрупп» и «Фармстандарт», заработав миллиард и демонтировав оборудование, что будет дозволено контрактом, покинет Курск.  А руководство онкодиспансера останется расхлебывать возникшие в связи с этим проблемы. 

В Перми уже давно пришли к выводу, что авторы проекта создания ЦКДЛ, который так усиленно рекламируют владельцы «Фармстандарта», всего лишь на всего - продавцы воздуха».

Мы задались вопросом, откуда возьмутся у лаборатории такие заработки?

«Все просто. Тарифы регионального ФОМС, по которым предстоит оплачивать услуги централизованной лаборатории станут гораздо выше. В Перми – они в два раза выше того, что было в лабораториях при больницах. В Курске, думаю, будет точно так же, а то и дороже,- ответил собеседник. - Понимаете, изначально обоснования целесообразности создания ЦКДЛ были туманны, ее никто не просчитывал и открыто не обсуждал с медиками. В Перми этот вопрос решался в кулуарах. В Курске пришел новый «министр» здравоохранения, потом приехал его «хозяин», убедили не пойми в чем губернатора, и – вуаля, лаборатория и у вас вот-вот начнет работу. Вот увидите, все доводы и убеждения противников централизованной лаборатории до ее открытия власть будет игнорировать. Потому что на кону – деньги, большие деньги.  Мои коллеги считают, что медучреждения Пермского края подсадили на «аутсорсинговую иглу». Та же самая ситуация ждет и Курск, если губернатор не проявит самостоятельность и не скажет «стоп!» всем инициаторам создания централизованной лаборатории».  

А если курский губернатор не скажет «стоп!», то уже в ближайшие месяцы в рамках первого этапа централизации биоматериал в лабораторию станут направлять из Поныровской, Золотухинской, Дмитриевской, Курской, Железногорской центральных районных больниц и медучреждений города Железногорска. 

Кстати,  мы общались с пермским  медиком сразу после того, как  по краю распространилась информация: «Из Курска в Прикамье отправлены​ «Арбидол» и «Азитромицин» от производителя «Фармстандарт». Получить оперативно крупную партию лекарств стало возможным благодаря личным договоренностям губернатора Пермского края Дмитрия Махонина с компанией». 

«Вот видите, хозяин «пилюль» нас не только проблемами с лабораториями связывает, но и «Арбидолом», - с иронией отметил доктор.

Уверены, что фактами, изложенными в материале, заинтересуется прокурор Курской области Алексей Цуканов, ведь эта  история  с созданием централизованной лаборатории хранит в себе еще много тайн, которые нам только предстоит раскрыть в рамках журналистского расследования. Продолжение следует…

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру