Как богема ополчилась на воронежский Дом актера

Скандал с празднованием в Воронеже юбилея Иосифа Сталина, казалось, подошел к своему закономерному финалу: 21 декабря мероприятие в Доме актера имени Людмилы Кравцовой не состоится. Директор площадки Вера Ильяшенко сообщила о расторжении договора с местным отделением КПРФ — коммунисты якобы не предупредили заранее о характере вечера.

Как богема ополчилась на воронежский Дом актера
Фото: Блокнот Воронеж

В прошлом выпуске мы уже коснулись этой щекотливой темы и не станем вновь рассуждать об идеологической составляющей подобного торжества. В подобной дискуссии каждый вправе иметь свою позицию и свой взгляд на историческую фигуру «вождя». Вместо этого интересно рассмотреть другие аспекты — как местечковый скандал смог раскрутиться до общероссийского уровня, и почему крайним в нем стал несчастный Дом актера, на который общественность поспешила повесить всех собак?

Здесь все друзья

Увидев билборды с усатым лицом Иосифа Сталина, ведущий актер Камерного театра Камиль Тукаев отреагировал молниеносно и остро — на своей странице он отчитал Веру Ильяшенко за проведение «политического» мероприятия под крышей Дома актера. Такое событие, по мнению артиста, неумышленно вносит серьезный раскол в ряды общественности, в том числе — театральной. Стоит отметить, что публикация Камиля Тукаева, ставшая отправным перроном для «поезда либерального гнева», теперь стороннему читателю недоступна.

Вслед за господином Тукаевым «выстрелил» художественный руководитель Никитинского театра, бывший актер Камерного Борис Алексеев. Молодой худрук разместил в интернете пафосное письмо директору Дома актера, где говорилось: «…жители города Воронежа, представители театрального сообщества, культурного сообщества, предпринимательского сообщества, люди иных профессий, граждане РФ, а также жители других городов и, возможно, стран, крайне обеспокоены планируемым проведением торжества по случаю юбилея И.В. Сталина в воронежском Доме актера 21 декабря 2019 г.». И так далее, с тем же настроем.

Воронежский «лидер» прогрессивной культуры, глава Камерного театра Михаил Бычков известием был опустошен. Произошедшее назвал позором и сообщил, что, когда приедет в Воронеж, лично посмотрит в глаза Ильяшенко.

«Всем миром» завалили

Импульса «справедливости» и хороших знакомств в околотеатральной среде оказалось достаточно, чтобы вывести скандал на федеральный уровень, собрав в короткие сроки под письмом около полутора тысяч подписей. К инициативе присоединились авторитетные московские театралы. Казалось бы, повод того вообще стоил? Регулярно проходит огромное количество куда более спорных мероприятий и многие из них на прогрессивных театральных площадках. Поди попробуй против такого высказаться — через секунду заклеймят «совком», ханжой и людоедом.

Что оставалось делать Вере Ильяшенко, на которую накинулись с расспросами и обвинениями, и самому Дому актера, оказавшемуся под таким прессингом? Пришлось отменить мероприятие. Площадка постаралась пережить разразившуюся бурю с достоинством. Хладнокровие продемонстрировали и представители реготделения КПРФ, воздержавшиеся от резких высказываний. Хотя забавно выходит: коммунистам не следует праздновать что-то в Доме актера, построенном при власти коммунистов, когда Бориса Алексеева еще в проекте мамы и папы не было.

Сладкий вкус победы

Узнав об отмене вечера, в одном из своих интервью Михаил Бычков порадовался и заявил: «…Очень важно, что воронежское и российское театральное сообщество активно и мобильно заявило о своей позиции. За этот Год театра мы натренировались консолидироваться…»

Смущает такой момент — консо­лидировались-то в этот раз против кого? Против своих коллег по цеху, которым не повезло так же сытно устроиться и проникнуть в «важные кабинеты»? Каждый знает, что Дом актера — далеко не самая богатая организация. Они не могут выписывать сами себе бесконечные гранты, им не дают космических субсидий и не развязывают руки во всех вопросах. Чтобы оставаться на плаву, они вынуждены зарабатывать — предоставлять свою сцену в аренду для проведения сторонних мероприятий. Дом актера имени Кравцовой ничем не заслужил стать мишенью «либеральных репрессий», равно как не заслужил имиджевых и финансовых потерь. Богема объединилась, чтобы слабого товарища заклевать?

Да и кто консолидировался? Околотеатральная тусовка, давно живущая по принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»? Устали, вестимо, уже друг друга нахваливать за каждый чих, надо бы и растоптать кого-то для пущего эффекта — продемонстрировать свою силу и уровень влияния на общественное мнение. Как подчеркнул Борис Алексеев, число подписавших письмо больше, чем число тех, кто мог бы разместиться в зале Дома актера. Для господина Алексеева, наверное, будет откровением, сколько жителей города и области в принципе не знают про существование Никитинского театра. Если им навещать с три короба про выдуманный «ад», что там творится, письмо за закрытие площадки подпишет в сто раз больше человек, чем количество его постоянных зрителей. Вывод делать нужно?

А самое забавное во всей истории — ничего еще не закончилось. 17 декабря на портале «Вести Воронеж» появилась новость: торжество в честь юбилея Сталина перенесли в Воронежский театр оперы и балета. И состоится оно на день раньше — 20 числа. Такое заявление сделали на своей пресс-конференции представители КПРФ. Коммунистам, видимо, удалось договориться с теми театральными деятелями, которые далеки от «прогрессивной» тусовки и не боятся действовать самостоятельно.

Посмотрим, чем дело кончится. Ждем еще больше воплей и разоблачений «неверных» коллег. Консолидируйтесь дальше, господа. Пишите письма.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 18 декабря 2019

Заголовок в газете: Демонстрация силы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру