Один из старейших храмов Воронежа отметит престольный праздник

Введенская церковь появилась в городе в начале XVIII века

«Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой». Так описывал почти сто лет назад один из красивейших православных храмов Воронежа известный архитектор Юрий Иванович Успенский.

Введенская церковь появилась в городе в начале XVIII века

Но все-таки главным украшением храма стала его колокольня. Трехэтажная, устремляющаяся ввысь башенка украшена небольшими колоннами. Звонницу на самом верху обрамляют полукруглые с ломаным профилем фронтоны. В стилизации даже не самой постройки, а архитектурных украшений специалисты признают элементы модного в XVIII веке стиля барокко. И даже приписывают авторство проекта одному из учеников Бартоломео Растрелли.

Речь идет о Введенской церкви, располагающейся ныне на ул. Освобождения Труда. Каменный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии существует в Воронеже почти два с половиной столетия, а сегодня отметит двадцатилетие со дня нового освящения.

Название и явление

4 декабря православные христиане отмечают один из самых значимых (двунадесятых) праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. По библейскому преданию, по достижении Девой Марией трех лет ее родители Иоаким и Анна решили посвятить дочь Господу и отправились для этого из Назарета в Иерусалим. Мария, не оборачиваясь, взбежала по ступеням культового сооружения, а настоятель — святой Захария, удивленный таким поступком, ввел ее в «Святая святых» (помещение Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета). Дева Мария осталась жить при нем в келье, посвятив себя Богу. Праздник Введения установлен в IV веке. А в XII веке византийская церковь включила его в число великих.

Введенская церковь появилась в нашем городе в начале XVIII века. В 1700 году несколько воронежцев — посадских людей обратились с просьбой к государю о вырубке леса для строительства новой Успенской церкви, так как старая находилась уже на территории корабельных верфей. Храм вскоре был построен, однако епископ Митрофан, освятивший его, выступил категорически против появления в городе второй церкви Успения Божией Матери. Храм нарекли Введенским.

В конце 60-х годов XVIII века из-за ветхости постройки и малой вместимости деревянная церковь была заменена каменной двухпрестольной. Церковный придел во имя святого Иоанна Воина был освящен в 1771 году. Окончательное же строительство завершили только к лету 1780 года. Главы церкви и колокольни были увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. В трапезной появился еще один алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. На звонницу установили девять колоколов. Самый большой — благовест — весил более 160 пудов.

Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. Также почти сразу у нее установился стабильный приход. В 1805 году он насчитывал 74 двора, где проживали 533 человека. Целый век не внес никаких перемен: в 1905 году приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов с населением в 555 человек. Прихожане отличались «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма. В ограде церкви хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В основном это были представители трех родов: Елисеевы, Кошкины и Вяхиревы.

В печально известные годы

Отголоски революционных событий 1917 года не пощадили столетний храм. В начале 1920-х годов церковь якобы добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. Малый некрополь сравняли с землей, а двор оказался надолго завален мусором. Окончательное (в советский период) закрытие храма произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех артель промысловой кооперации.

В 1943 году после освобождения Воронежа возвратившиеся в разрушенный город люди использовали здание церкви как жилье. Комнатушки появились в алтаре и трапезной. Историки пишут, что даже в нефе освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия. Но со временем жилищный вопрос был решен, и полуразрушенная церковь опустела. Восстанавливать ее никто не собирался, но и окончательно сносить не решались. Здесь устроили, выражаясь языком Остапа Бендера, «храм спаса на картошке». Следующим хозяином здания стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило в основном помещении производственный цех и склады, в колокольне хранился цемент.

В 1970-е годы храм якобы был признан памятником архитектуры и его решили восстановить. Однако энтузиазма хватило только лишь на принятие решения. Многолетняя, проводившаяся от случая к случаю реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела. В 1990 году Введенскую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии.

Новая жизнь

Епархиальное управление, располагающееся, кстати, по соседству с Введенским храмом, не оставили один на один с серьезной проблемой. При содействии прихожан в первую очередь была благоустроена вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания. А 4 декабря 1999 года в восстановленном храме прошла Божественная литургия — первый раз после долгих десятилетий запустения.

Уже двадцать лет, как храм приписан к Алексиево-Акатову монастырю. С тех пор каждое воскресенье, в двунадесятые и великие праздники здесь совершаются ранние литургии, а в течение всей седмицы — требы: крещение, венчание, отпевание. В феврале 2002 года на колокольню были подняты колокола, отлитые на пожертвования прихожан обители. С весны 2002 года постановлением городской администрации улицу, на которой расположен храм, стали вновь именовать Введенской, наряду с ее прежним названием.

Сегодня церковь закрыта на внутреннюю реставрацию.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру