Статистика с бодуна: правда ли, что россияне стали меньше пить

В минувшую субботу на НТВ в программе «Центральное телевидение» показали сюжет, в котором говорилось о том, что в России чуть ли не в два раза снизилось потребление алкоголя. Ведущий программы и сам недоуменно пожимал плечами — с чего бы вдруг? И правда — с чего бы? Россияне внезапно стали приверженцами здорового образа жизни? Почувствовали отвращение к традиционным напиткам? Перестали собираться компаниями?

Статистика с бодуна: правда ли, что россияне стали меньше пить

А тут еще одно: ученые Московского педагогического университета выдали прогноз о том, что употребление алкоголя в России в 2020 году снизится в сравнении с 2016 годом аж в три раза! Не на три процента, чему еще можно было бы поверить, а в невозможные три раза! Это же целая революция. Что должно было произойти в обществе, что треть потребителей алкоголя внезапно и кардинально изменила свои привычки и вкусы? И главное — какое подтверждение мы видим этой сногсшибательной информации в окружающей нас действительности?

В сетях алкомаркетов и пивных

Популярность розничной алкогольной сети растет с каждым днем. Не будем рекламировать эту сеть, но магазины с яркой эмблемой размножаются с невероятной скоростью. Они стали столь же «шагово» доступны, как и самые распространенные сети гастрономов. О чем это говорит? О том, что россияне стали меньше пить? Скорее, наоборот — о том, что относительно недорогой алкоголь пользуется колоссальным спросом. Или о падении спроса на спиртное говорит расширение сети пивных маркетов, которые еще более «шагово» доступны, чем гастрономы и алкомагазины? Они есть в каждом дворе любого высотного жилого дома. Иногда диву даешься: зачем нам столько пивнушек? Неужели все это раскупается? Видимо, раскупается. Иначе они бы закрывались, а не размножались. Или, может быть, о внезапном отрезвлении населения говорит число «разливаек», которые тоже множатся день ото дня?

Государственная Дума уже рассматривает закон об ограничении их деятельности — до того достали жителей многоэтажных домов бесконечные алкогольные сейшны вокруг этих бесхитростных заведений. Пивнушки, разливайки, тотальное расширение сети алкомагазинов — все это говорит о том, что россияне стали в три раза меньше пить? Или, может, ученые, которые готовят официальную статистику, не ходят по улицам и ничего этого не видят? Или просто статистика к реалиям жизни не имеет никакого отношения?

Причем тут педагоги?

Странный прогноз на 2020 год сделали ученые из столичного педагогического вуза. Почему этими изысканиями занимался вуз такого профиля и как подобные исследования связаны с проблемами педагогического характера — не совсем понятно. В сегодняшней России школьники жестоко избивают друг друга, снимают это на телефон и выкладывают в сеть. Нежные детки изощренно унижают своих сверстников, доводят их до психических расстройств, но эти изыскания почему-то не становятся предметом глубокого научно-педагогического анализа. Непонятно, почему педагоги изучают алкорынок.

Вера в российскую статистику умерла давно. Государство, конечно, может предъявлять какие-то нелепые цифры под видом научно обоснованных данных, но верят ли в них люди? Верят воронежцы в то, что средняя зарплата в регионе в 2020 году составит 40 тысяч рублей? Эти данные, недавно опубликованные в СМИ, широко обсуждают в соцсетях. Над ними откровенно смеются, кому не до смеха — ругаются, не стесняясь в выражениях. А еще — люди глумятся над продажностью статистики, раскладывают по полочкам механизмы статистического вранья. Не верит никто! Спрашивается, какой смысл во лжи, у которой нет легковерной публики?

Научные изыскания о снижении потребления алкоголя — это не статистика, это пропаганда чистой воды. Нам уже давно преподносят лозунги под видом научно-обоснованных данных — такой сейчас тренд в пропагандистском бизнесе, работающем на государство. Такие установки у крутых пиарщиков и агитаторов. Но эти установки не работают, а пиарщики — бездарные, жадные и плохо отрабатывают свои гонорары. Им давно пора придумать что-то более жизненное, более реалистичное. Если в России и уменьшились продажи алкоголя, то только по одной причине — покупать в магазинах стало дорого, люди стали потреблять самогон.

Почему самогон?

Сегодня самогон пьют не только деревенские алкаши. Недорогой самогонный аппарат стоит около 5 тысяч рублей. Крутой — от 30 до 50 тысяч. Но зато на этом серьезном аппарате умеющие люди производят качественные напитки. У меня есть друг — адепт такого вида «народного творчества». Он очень обеспеченный человек, и мог бы купить все, что захочется в самом дорогом магазине. Но не хочет. Он говорит, что все, что продается в наших сетях — «разбодяженные» концентраты, и относится к ним с брезгливостью. Он — точно не алкоголик и никакой зависимости от спиртного у него нет. Он, как нормальный русский мужик, просто любит в хорошей компании поднять рюмку-другую. И уже несколько лет предпочитает, чтобы эти рюмки наполнялись тем, что он изготовил сам. Он легко заразил своим увлечением друзей и знакомых, и даже совсем малопьющие люди с его подачи стали творить — создавать какие-то новые композиции из ягод и трав, а потом хвастаться друг перед другом. Устраивать дегустации, которые ничего общего с банальными пьянками не имеют. Мы привыкли считать, что пить самогон — удел деревенских алкоголиков или городских бедняков, но сейчас этот стереотип перестал работать. В статистику он вписался? Нет.

И зачем нам вытрезвители?

Вот еще одна вещь, которая точно не вписывается ни в какую статистику, ни в какие научные прогнозы. Если россияне перестали активно обниматься с зеленым змием, то с какого перепугу Государственная Дума решила возобновить работу вытрезвителей? Или может даже правильнее сказать — с какого такого бодуна депутаты решили это сделать?

Для кого, спрашивается, будут работать заведения, которым пока не придумали ни статуса, ни правовой основы, ни источников финансирования? И, главное, для чего это нужно в принципе, если россияне якобы дружно трезвеют? То есть, в годы, когда над Россией нависла грозная туча «алкоголизации населения» (термин, надо думать, сочиненный теми же учеными), без вытрезвителей как-то обходились. А теперь, когда все стали дружно трезветь, они срочно понадобились. Может быть, проблема в том, что наши государственные ведомства распределяют пропагандистские функции как-то нерационально? Не следят, чтобы концы с концами сходились, и одна статистика соответствовала другой? Может, им надо просто навести порядок на своих рабочих столах?

А между тем у государства есть один простейший способ заставить народ верить в статистику. Надо просто перестать заставлять статистиков бесконечно и беззастенчиво врать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру