В Воронеже испытали медицинский экзоскелет из Сколково

Роботизированное устройство поможет пациентам восстановиться после инсульта

Неврологи Воронежской областной клинической больницы испытали экзоскелет нового поколения, который разработали в центре Сколково. Роботизированное оборудование позволяет заметно ускорить реабилитацию пациентов с нарушениями двигательных функций после инсультов, черепно-мозговых травм и повреждений спинного мозга.

Роботизированное устройство поможет пациентам восстановиться после инсульта
Испытания экзоскелета в ВОКБ №1. Фото пресс-службы департамента здравоохранения Воронежской области.

Экзосклет представляет собой механический каркас, который надевается на тело человека и повторяет его биомеханику за счет интегрированных стимуляторов — имитирует движения, походку, механику суставов и заставляет мышцы работать.

Испытания прошли успешно, и несколько пациентов благодаря роботизированному механизму сумели сделать первые шаги после длительного периода обездвиженности.

— Это замещающая функция, которая помогает человеку привыкнуть и адаптироваться к ходьбе, — говорит главный невролог Воронежской области Светлана Чуприна. — Экзоскелет позволяет пациенту правильно держать спину, бороться с боязнью упасть, особенно тем, у кого есть трудности с переносом веса тела с одной конечности на другую. Обычно мы тратим на это очень много времени, и новый аппарат заметно нам его экономит. Но не стоит ожидать, что человек, у которого полностью парализованы ноги, встанет и пойдет с помощью экзоскелета. Чудес не бывает.

По словам воронежских медиков, использовать экзоскелет в качестве постоянного протеза теоретически можно, но это сопряжено с неудобствами — чтобы надеть громоздкий механизм, требуется помощь минимум двух человек. Кроме того, для рядового пациента роботизированное устройство будет не по карману — его цена более трех миллионов рублей. Поэтому на данном этапе сколковские разработчики планируют поставлять аппараты в региональные клиники. Воронежские специалисты также уточнили, что экзоскелет нуждается в некоторых незначительных доработках, которые как раз связаны с эргономикой устройства — разработчику предложили облегчить систему, чтобы аппарат было проще надевать и снимать.

Подготовка устройства к работе

Проценты быстрой смерти

Тем не менее для реабилитации пациентов этот экзоскелет — заметный рывок вперед. Как отмечает Светлана Чуприна, сегодня в рамках государственной программы снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний основной упор делается именно на реабилитационные мероприятия. Вопреки сложившемуся стереотипу, что инсульт или инфаркт чаще всего приводят к летальному исходу, реальные цифры более оптимистичные.

— Сегодня в Воронежской области умирают 16,4 процента пациентов с острым инсультом. Это достаточно низкая цифра, — поясняет главный невролог. — Для сравнения, в РФ — 20,2 процента. Если говорить о программе снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, то изначально, когда все только начиналось 11 лет назад, основной целью было снизить летальность до показателя менее 20 процентов. Новые планы Минздрава — снижение до 14 процентов к 2024 году. Вы можете находиться рядом с человеком и не знать, что у него был инсульт, и даже не один. Инсульт далеко не всегда приводит к параличу, асимметрии носогубной складки, затруднениям речи и прочим последствиям, которые принято считать типичными для этого заболевания. Это не совсем так.

Когда возможна реабилитация

По словам Светланы Чуприной, сегодня программа реабилитации пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), вышла на качественно иной уровень в сравнении с периодом 20-летней давности. А систему, которая действует в Воронежской области, на недавнем Госсовете признали лучшей в РФ.

— Наша особенность заключается в том, что мы смогли равномерно обеспечить реабилитационными койками территорию региона, — рассказывает Чуприна. — Мы начали внедрять их параллельно с открытием первичных сосудистых центров и делали это постепенно. Если говорить непосредственно о реабилитации, то она обычно проходит в три этапа и начинается со вторых суток с момента заболевания. На первом этапе работают мультидисциплинарные бригады, которые занимаются пассивной вертикализацией, кинезитерапией (одна из форм лечебной физкультуры. — Прим. ред.), это механотерапия, психотерапия, работа с логопедом и так далее. Далее уже около 30 процентов пациентов, которые нуждаются в посторонней помощи, направляются на второй этап. И там в сосудистых центрах такие же бригады с такими же специалистами начинают с ними работать, но уже ставят перед пациентами более перспективные цели и задачи. На третий, амбулаторный этап направляются те, кто может самостоятельно передвигаться и добраться до поликлиники. В перспективе планируется внедрение удаленной реабилитации по закрытым интернет-каналам. Пока этот вопрос прорабатывается на федеральном уровне. Но идея имеет смысл, поскольку восстановлением после недуга люди смогут заниматься дома, под удаленным контролем врача, а не бегать по клиникам. Кроме того, у нас есть регулирующий орган — это ежедневный видеоселектор, который позволяет в онлайн-режиме с медицинскими организациями региона отслеживать судьбу всех пациентов с острым инсультом и острым коронарным синдромом. Конечно, это позволило нам более адекватно и качественно проводить их реабилитацию. Также добавлю, что эффективное восстановление, как правило, возможно в первый год с момента заболевания. Когда человек 20 лет лежит и хочет встать на ноги — это здорово, но надо реально смотреть на ситуацию. Есть люди, которых не берут на реабилитацию — помочь им невозможно, как бы медики ни старались…

Как отмечает главный невролог региона, на эффективность восстановления после ОНМК также влияют множество факторов, которые от врачей не зависят. В первую очередь, это желание самого пациента, а также участие родственников в его судьбе.

— Многое зависит от того, куда дальше отправится человек — домой к родным или на койку в социальное учреждение. Одиночество — неблагоприятный фактор. Также сильно осложняют реабилитацию хронические заболевания, особенно с интоксикацией — например, сахарный диабет. Серьезно влияет социальный статус — чем он ниже, тем у пациента обычно меньше стремления чего-то достигнуть, бороться. Составляющих очень много — вплоть до немытой головы у женщин и небритости у мужчин. Поэтому в отделении мы бреем бороды, несмотря на сопротивление некоторых пациентов. Это затрудняет работу логопеду, эрготерапевту и другим специалистам. И это определяет реабилитационный потенциал.

Молодой недуг

По данным ВОЗ, сегодня сердечно-сосудистые заболевания — основная причина смертности во всем мире. По оценкам всемирной организации здравоохранения, ежегодно от ССЗ на планете умирают около 17 миллионов человек. В Воронежской области диагностируют около 12 с половиной тысяч инсультов в год. Медики констатируют печальную тенденцию: инсульт помолодел.

— По данным НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта, за последнее десятилетие это недуг помолодел примерно на 10 лет. В Воронежской области порядка 8 процентов наших пациентов — это люди моложе 45 лет, — говорит Светлана Чуприна. — Примечательно, что это происходит на фоне всеобщего увлечения ЗОЖ. Молодые люди практикуют здоровый образ жизни, но при этом факторы риска меняются. Если раньше мы говорили о повышении артериального давления, атеросклерозе, повышенном холестерине, то сегодня появляются новые причины инсульта. У нас выросло целое поколение людей, которые считают, что можно безнаказанно работать по 12 часов в сутки, спать мало и ездить отдыхать на другой конец света на 5–7 дней. Работать больше 8 часов вредно. Второй фактор — какой был средний отпуск в советское время? 21 день. А не семь, как сегодня. Нам еще в институте объясняли, что если человек меняет климатическую зону, у него должно быть несколько дней на акклиматизацию. Поэтому очень многие неприятные случаи происходят с людьми как раз при резкой смене погодных условий — человек к этому не готов, тут же декомпенсируются все хронические заболевания, что нередко провоцирует инсульт. Кроме того, мы все чаще сталкиваемся с так называемой диссекцией сонных артерий. Диссекция — это расслоение стенки внутренней сонной артерии или средней мозговой артерии. Очень часто это происходит в результате травм. Например, если не пристегиваться ремнями безопасности во время езды. В случае ДТП происходит резкое изменение положения головы и тела, так как нет фиксации ремнем, и фактически рвется и расслаивается внутренняя сонная артерия.

Ну и один из извечных факторов развития инсульта, который упомянула Светлана Чуприна, связан со злоупотреблением алкоголем. Причем злейшим врагом невролог называет… пиво.

— Ситуация, когда в каждой многоэтажке есть по несколько пивных точек — это безобразие. Пивной алкоголизм формируется значительно быстрее, чем какой-либо другой, зависимость от пива очень высокая, а интоксикация организма, которая приводит к нарушениям сердечного ритма, — сильная, — говорит эксперт.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру