В Воронеж приехал цирк Филатовых

Гастроли посвящены 70-летию всемирно известного аттракциона «Медвежий цирк»

В Воронежском цирке в минувшие выходные состоялась долгожданная премьера — в столицу Черноземья наконец-то пожаловал цирк Филатовых! Гастроли коллектива, посвященные 70-летию всемирно известного аттракциона «Медвежий цирк», продлятся в городе до 1 декабря.

Гастроли посвящены 70-летию всемирно известного аттракциона «Медвежий цирк»

Филатовы — артисты, заслужившие мировое признание, всегда нарасхват! Воронеж они посещают нечасто, примерно раз в 4–5 лет. Их представления всегда проходят с аншлагами, ведь Филатовы способны удивить даже самого искушенного зрителя. Кстати, основатель «Медвежьего цирка» Валентин Филатов тоже однажды выступал в нашем городе в далеком 1975 году.

Почти два века на манеже

Этой старейшей династии уже 180 лет, и сегодня на манеж выходит пятое поколение: у детей Татьяны Филатовой — Александра и Валентины — в спектакле главные роли. Дочь занята в иллюзионном номере «Семейка магов», а сын перенял аттракцион «Медвежий цирк» и уже более десятилетия занимается дрессурой медведей. Народная артистка РФ Татьяна Валентиновна Филатова, дочь своего легендарного отца, ушла из дрессуры, но до сих пор помогает детям на манеже. Она для них главный советчик, и это неудивительно, ведь опыт у артистки огромный. Татьяна Валентиновна, прошедшая школу Валентина Ивановича Филатова, не понаслышке знает, как лучше подойти к медведю, с какой стороны подать сахарок... И это тоже важно — массивные хищники очень восприимчивы к мелочам, если что-то пойдет не так, могут и накинуться.

Еще во время прошлого визита Татьяна Валентиновна рассказывала нам, что мечтает уйти на пенсию — осесть на даче, завести собак... Но вот прошло почти 5 лет, а она все еще на манеже. «Я выбрала себе очень хитрую должность — я теперь инспектор манежа и ведущая. Так что, я два с половиной часа стою в зрительном в зале и наблюдаю за происходящим. Все нюансы изучаю изо дня в день — что изменить, поправить, добавить», — говорит Татьяна Валентиновна, которая, помимо этого является директором и художественным руководителем программы, а также — автором спектакля.

В Воронеж Филатовы привезли абсолютно новую программу. Даже те номера, которые горожане уже видели: «Медвежий цирк», акробатический дуэт Насти и Сергея Золотухиных и еще несколько других выглядят совсем по-новому. К программе добавился балет, подготовлены новые шикарные костюмы. Маленьких зрителей особенно радует огромное количество животных — здесь и милые ламы, и холеные верблюды, и разноцветные дикобразы, и огромные пеликаны, носухи, голуби, собаки разных пород, шикарные аргентинские попугаи и конечно же — медведи! Кроме того, на представлениях устраивают розыгрыши призов, а в финале на зрителей сверху опускаются миллионы мыльных пузырей, создающих сказочное великолепие.

Семейка магов

Отдельно следует упомянуть номер внучки легендарного Филатова — Валентины, названной родителями в честь деда. Вместе со своим супругом они работают в невероятно любимом зрителями, но почему-то в последнее время незаслуженно забытом жанре иллюзии и трансформации. Номер «Семейка магов» завораживает с первых секунд: публика в изум­лении наблюдает за тем, как человека, помещенного в железный ящик, безжалостно протыкают шпагами, а после он появляется живым и невредимым. Или за чудесами левитации, когда маг одним лишь взмахом руки поднимает лежащую девушку в воздух. Ассистентка парит в пространстве без какой-либо минимальной видимой опоры.

Иллюзию сейчас редко встретишь в цирковых программах, аппаратура и реквизит для нее стоят немалых денег. Опять же — нужен партнер, ассистенты, сам маг должен быть технически грамотным. Валентина занялась иллюзией, можно сказать, случайно. В 2000 году девушка познакомились со своим будущим мужем Владимиром Максимовым, когда он уже работал с этим номером. Аттракцион придумала его мама Наталья Максимова, а создавали номер они вместе с сыном. Валентина Филатова вошла в него в 2001 году. Кстати, с номером, который раньше назывался «Семейка Адамс», Валентина и Владимир много работали за рубежом. Лучшие почерпнутые идеи оформления они воплотили в своей программе.

Что уж говорить, цирк Филатовых — это давно зарекомендовавший себя бренд. Артисты здесь не знают, что такое «халтура», они ежедневно оттачивают свое мастерство и стремятся идти в ногу со временем — используют современный свет, звук и другое оснащение. В Воронеж всего этого технологичного «добра» привезли целую фуру, и зрители, конечно же, по достоинству оценили оформление программы.

Медвежий бокс и ВИА «Ревущая берлога»

Медведи — это «изю­минка» новой программы. Ни у одного дрессировщика нет такой большой медвежьей труппы, как у Филатовых. На манеж выходят аж 15 косолапых! В новой группе помимо «старичков» можно увидеть несколько двухлетних малышей, очаровательно рассекающих по манежу на самокатах. Работа дрессировщика нелегка и требует много терпения: чтобы выучить с медведем один трюк, требуется больше года, а если речь идет о том, чтобы научить его кататься на велосипеде, — больше трех лет.

Но результат такого терпения, что называется, налицо. Многие приемы, которые выполняют медведи Филатовых, не может повторить ни один дрессировщик в мире. Косолапые артисты делают баланс, катаются на роликах, велосипедах (четверо одновременно и в разных направлениях!) и мотоциклах.

Есть у Филатовых и свой медвежий оркестр — группа «Ревущая берлога». Мишки рассаживаются на стульях, берут в лапы балалайку, бубен, тарелки и гармонь и начинают концерт. А их сородичи в этот момент пускаются в пляс: тут вам и цыганочка, и присядки, и русские народные танцы. А еще на манеже можно увидеть настоящий бокс. Когда Топтыжка и Торопыжка появляются на ринге и начинают «поединок», зрителям остается только гадать: как удалось научить зверей такому искусному трюку?

Из прошлого

За всю историю династии Филатовых у дрессировщиков накопилось немало забавных случаев, связанных с питомцами. Когда Татьяна Филатова еще работала в манеже, у нее была медведица Фонтанка, кличку ей дали из-за того, что медведицу взяли в Ленинграде. «Она была старенькая, 30 с лишним лет, — вспоминает Татьяна Валентиновна. — Когда наша пенсионерка не могла уже в силу возраста выполнять сложные трюки, мы решили посадить ее в наш «медвежий оркестр» — там она била в бубен. И вот, как-то на одном из представлений она уснула прямо как моя бабушка перед телевизором. Сидела-сидела на тумбе и вдруг сползла! В зале стоял просто гомерический хохот. Все думали, что это трюк — жаль, что такое невозможно повторить».

Бывали на представлениях у Филатовых и другие казусы: «Как-то работали мы в Москве, и в зал залетела птичка. А у нас трюк — медведица Люська идет по лестнице и должна встать в стойку. Вот Люська видит птичку, и для нее это становится такой неожиданностью, что она впадает в ступор! Естественно, ни о какой стойке уже и речи не идет. Люська сидит на ступеньках, смотрит на птичку и больше ни на что не реагирует. Еле спустили ее вниз, с помощью кусочков сахара».

У создателя медвежьего аттракциона Валентина Филатова были в карьере случаи еще более необычные. Татьяна Валентиновна вспоминает, как один из подопечных ее отца по имени Мальчик однажды умудрился выехать за ворота цирка на мотоцикле. Дрессировщику ничего не оставалось, как схватить другой мотоцикл и кинуться в погоню. Обогнав беглеца, ему удалось соблазнить его аппетитным кусочком сахара. Так и вернулись они обратно в цирк: Филатов, Мальчик, а за ним, тоже на мотоцикле, инспектор ГАИ… А одна медведица Валентина Филатова даже имела международные права на вождение мотоцикла — их ей вручили в Штутгарте, после того, как она решила немного покататься за пределами цирка. Во время «заезда» регулировщики перекрывали на ее пути перекрестки, поэтому медведица благополучно добралась до города, от которого цирк находился в 12 километрах. На въезде в Штутгарт ее и настиг дрессировщик. Уже на следующий день Филатова пригласили в полицейское управление и торжественно вручили ему права для медведицы — чтоб больше не нарушала!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру