От колокола до звонка: жители воронежского села молятся в бывших школьных классах

История необычного храма в селе Дракино

16.10.2019 в 13:37, просмотров: 773

О происхождении названия села Дракино Лискинского района, где сегодня проживает около 3 тыс. человек, существуют две версии. Первая — от глагола «драть», то есть очищать землю от кустарника и деревьев для пашни. Вторая связана с тем, что первые переселенцы, появившиеся в этих местах в конце 18-го века, были людьми, недовольными жизнью, которые по мере сил боролись с монастырскими властями и поднимали на эту борьбу других. В те времена такое противостояние часто заканчивалось стычками с монастырскими властями, что по тем временам являлось не борьбой, а дракой…

От колокола до звонка: жители воронежского села молятся в бывших школьных классах

Но, пожалуй, самые интересные события последних веков развернулись в этих местах вокруг здешнего Троицкого каменного храма, построенного в 1827 году, который в 2004-м был заново освящен как Архангельский храм. История этого культового сооружения по-своему любопытна хотя бы тем, что храм долгие годы был обычной сельской школой, и его возвратили верующим только в 2004 году.

— Ситуация вокруг нашей церкви необычна тем, что когда в 1930 году храм закрыли, его по советской традиции не стали полностью рушить (уничтожена была только часть), размещать в нем зернохранилище или склад для удобрений. Наоборот, кажется, власть в те годы сделала многое для того чтобы сохранить большую часть это здания (трапезную) для каких-то светских целей, — рассказала глава Дракинского сельского поселения Елена Атаманова. — И буквально через шесть лет — в 1936 году — в нем была открыта 7-летняя школа на 410 человек (возле бывшего храма были еще два школьных здания), которая просуществовала в этих стенах до 1988 года, когда в паре сотен метров от старой школы была возведена новая, которая работает и сейчас.

Настоятель храма протоиерей отец Михаил (Солодов) приехал сюда в самом начале 2004 года — с 1988-го в течение 16 лет школа-храм стояла закрытой, и лишь в начале 21 века здание вернули здешней православной общине, которая под руководством священника начала его восстановление.

Каменный век

И пришлось батюшке становиться не только настоятелем, но и мастером, и завхозом в одном лице — восстановление храма продолжается до сих пор. За все эти годы «всем миром» было собрано несколько миллионов рублей.

— Этот храм очень необычен по своей архитектуре, — рассказывает протоиерей Михаил, — изначально в нем были зимняя и летняя части. После закрытия в 1930 году летнюю часть разрушили (ее разобрали на кирпичи местные жители), и школа с 1936-го по 2004-й год находилась в трапезной. В этом храме изначально было три престола. Но самое необычное заключалось в том, что как такового фундамента в современном понимании у него не было — в этих местах такая почва, что требовалось как-то ее укрепить для возведения громадной церкви размером 70х25 метров.

В ходе строительства по всей этой площади был вырыт котлован глубиной 170 сантиметров, и весь он (заподлицо с уровнем земли!) был выложен кирпичом. То есть, церковь ставили на основание площадью почти 3 тыс. кубометров, и поэтому несложно посчитать, что под храмом находится основание примерно из 1,5 млн кирпичей!

Топором по фрескам

В годы войны в школе размещался эвакогоспиталь, а умерших советских солдат хоронили на сельском кладбище, которое начиналось прямо возле церковных стен. Когда строили новую школу, то план центральных улиц села был видоизменен, и на месте того кладбища теперь располагаются церковный и школьные дворы.

Специалист администрации Дракинского сельского поселения Татьяна Дидора и библиотекарь местного КДЦ Светлана Серикова учились в том самом храме, причем год выпуска Светланы стал последним для храмовой школы.

А сегодня Татьяна и Светлана — прихожанки храма.

— Бывшее помещение трапезной было поделено перегородками на 8 классных комнат и спортзал, в которых учились порядка 130–150 ребят, — вспоминает Татьяна. — Наши педагоги, конечно, знали церковную историю школы, мы, дети, тоже что-то слышали от взрослых об этом. Помню, был у нас один учитель по прозвищу Софрон, так он нас заставлял срубать топором храмовые фрески, которые проступали на его стенах после каждой побелки... Вот в этом месте храма был наш класс, я сидела за партой с Петькой Пивоваровым, и меня из-за того, что постоянно болтала с ним, учительница отсадила на последнюю парту, прямо над головой у меня тогда была проступающая из-за побелки фреска.

Школа спасла храм

После каждой побелки школы перед новым учебным годом на стенах проступали церковные фрески с ликами святых, их закрашивали, но на следующий год бородатые старцы снова смотрели со стен на изумленных ребят.

— Мне кажется, — поясняет Светлана Серикова, — что судьба нашего храма сложилась относительно благополучно — его не взорвали, не превратили в захламленный склад, — потому что когда в 1930 году он был закрыт, изначально власти думали устроить в нем школу. В те годы село росло, детишек становилось все больше, а старая уже не вмещала всех учеников. Именно школа спасла наш храм от разрушения!

— Не только школа, — вступает в разговор настоятель храма, — а еще и эвакуационный госпиталь, размещавшийся здесь в годы войны. Если бы храм просто стоял бы закрытым десятки лет, то рано или поздно его бы разрушили, а так он стал школой, потом госпиталем, потом снова в нем учились дети. То есть, выражаясь современным языком, само здание несло большую социальную нагрузку.

Сегодня в храме, который восстанавливается до сих пор, находится единственная икона, висевшая в нем еще до закрытия в 1930 году, — великомученицы Варвары. Ее сохранил кто-то из дедов-бабок сегодняшних прихожан этой церкви. А по стенам проглядывают пять старинных фресок. Хорошо было бы со временем отреставрировать их, но это долгая, а главное — очень дорогая работа, которую небольшой местный приход сегодня точно не потянет.

Кстати, дореволюционных изображений самого храма почти не сохранилось — в 30-х годах прошлого века в Дракино откуда-то приезжал художник, который прямо перед закрытием храма нарисовал несколько его изображений и раздал его дракинцам. Эти картины сегодня висят в домах нескольких жителей села.

Но теперь эти картины не особенно нужны — храм, которому через семь лет исполнится два века, сегодня, как и в старину, созывает своих прихожан церковным звоном на службы.

Фото Андрея Иванова