Речь идет об участке трассы протяженностью 82 км. Дорога пройдет по территории трех районов — Бобровского, Павловского и Верхнемамонского (633–715-й километры «Дона»). По данным «Автодора», в первые пять лет эксплуатации интенсивность движения на участке составит примерно 14–16 тысяч автомобилей в сутки, расчетная скорость будет примерно 120 км/ч, а тариф за проезд — порядка 1,6–2 рубля за километр. Сегодня в летние месяцы здесь ежесуточно проходит около 40–50 тыс. автомобилей, а длина пробок на этом участке достигает порой 10–20 километров.
И все было бы хорошо, да только из-за введения в эксплуатацию этого платного обхода вся сервисная инфраструктура села Лосево будет практически полностью разрушена.
Сегодня около 1,5–2 тысяч жителей Лосево и окрестных сел — Ерышовки, Ливенки и других — так или иначе вовлечены в придорожный бизнес. Лосево расположено не только точно посредине между Москвой и Новороссийском, но и на этом почти 1500-километровом участке является единственным местом, которое предлагает водителям и пассажирам полный спектр услуг — начиная от еды и ночлега до ремонта электрооборудования и пневмоподвесок импортных тягачей, не говоря уж о более банальных поломках.
И сегодня жители Лосево, так или иначе связанные с трассой, разрезающей село на две части, не знают, что будет с их бизнесом и торговлей, когда заработает новый платный участок. На старом после его открытия уже вряд ли что-то заработаешь: им будут из экономии пользоваться лишь некоторые водители фур да пенсионеры повезут этим путем овощи со своих огородов на рынок…
— Наше Лосево в народе люди называют «Лось-Вегас», — рассказала «МК в Воронеже» одна из предпринимательниц, имеющая свой бизнес у трассы. — Это из-за того, что мы работаем круглые сутки, — магазинчики, кафешки, мастерские. Раньше у нас работал завод «Металлист», но он приказал долго жить, и теперь только трасса кормит людей.
Несколько лет назад руководство Павловского района, к которому территориально относится Лосево, вскользь упоминало о возможном переносе местного рынка на платный участок, который пройдет примерно в 7–8 километрах от села. Но сегодня эти разговоры больше не ведутся. Да и как преодолеют эти версты местные пенсионерки, составляющие 20–30 % от численности здешних продавцов?
Если учитывать, что через Лосево ежегодно в летние «пиковые» месяцы проходит по 40–50 тыс. автомобилей в сутки, то можно прикинуть, что введение в эксплуатацию обхода сократит пассажиропоток, идущий по селу, примерно на треть.
На всех четырех платных участках М-4, проходящих по территории региона, придорожный сервис находится, мягко говоря, в зачаточном состоянии. На этих платниках общей протяженностью порядка 110 километров сегодня практически нет кафе, туалетов, полноценных мест отдыха водителей, гостиниц, здесь почти нет и АЗС. А если учесть, что многочисленные автобусы с пассажирами, проезжающие весной-летом со стороны Москвы до Новороссийска и Адлера (и обратно), гарантированно пойдут по этим, фактически необустроенным в плане придорожного сервиса платным участкам, то такая «логистика» может оцениваться ниже нулевой отметки.
И не станет ли отсутствие элементарных удобств на платных участках «Дона» не меньшим, чем опостылевшие здешние пробки камнем преткновения для людей, едущих на юг с детьми? А что до развития всей этой инфраструктуры, то насколько лет она растянется — большой вопрос. Хотя и вполне решаемый.