Воронежские антимонопольщики создали значимый прецедент

Откуда рекламодатели берут данные для SMS-рассылок?

18.09.2019 в 14:27, просмотров: 1042

12 сентября воронежские антимонопольщики обнародовали одно из своих решений, которое почему-то не стало не только сенсацией, но даже и широко обсуждаемым событием. А напрасно, потому что оно может иметь очень важное бытовое значение.

Воронежские антимонопольщики создали значимый прецедент

Речь о том, что воронежское УФАС оштрафовало супермаркет «Лента» за незаконную рассылку рекламы посредством смс-сообщений. Поводом для разбирательства стало смс-сообщение с текстом: «22 января – 40% на весь чай и весовые конфеты, кроме 365 дней», которое отослали некоему воронежцу. Честь ему и хвала, этому сознательному гражданину! Именно он не выдержал – первый из всех нас. Именно он не поленился и написал заявление в УФАС о том, что никогда не давал супермаркету «Линия» разрешения на рассылку по его адресу рекламных сообщений. Этот человек поистине молодец, благодаря ему может быть создана практика. Рассмотрев на заседании комиссии его обращение, в УФАС приняли решение, что рассылка сообщений без согласия получателя нарушает часть 1 статьи 18 «Закона о рекламе». Вместе с «Лентой» оштрафовано было и ООО «Раппорт». Скажете, сумма маленькая? Что такое 100 тысяч для гипермаркета? А сколько рассылок делает этот магазин? А сколько из них незаконных?  Тут надо еще очень хорошо посчитать, стоит ли навязываться людям, которые не очень лояльно относятся к такой рекламной прилипчивости?

На самом деле жертвами незаконной рекламы являемся все мы, редко кому удается этого избежать. Да, периодически мы действительно заполняем анкеты, необходимые при получении скидочных карточек в каких-то магазинах. И там мы письменно даем свое согласие на получение рекламы. Но вы замечали, где, в какой графе вы ставите галочку? Например, нам предлагается заполнить анкету и согласовать с продавцом, по какому каналу он будет предоставлять информацию об акциях, скидках или поступлениях новых товаров. Я всегда выбираю один канал – электронную  почту, смс-рассылку я исключаю всегда. Однако рекламные сообщения упорно приходят мне именно в виде смс-сообщений. И никогда на почтовый ящик. Если бы речь шла только о тех магазинах, чьи дисконтные карты я имею, еще можно было бы стиснуть зубы и потерпеть. Но лично у меня рекламный спам имеет объем, совершенно несопоставимый с числом дисконтных карточек в моем кошельке. Мне приходят сообщения и предложения от банков, пороги которых никогда не переступала моя нога. Магазинов, о которых я никогда даже не слышала. Это отвлекает от дел, раздражает, а иногда даже бесит.

Понятно, что незаконная торговля персональными данными идет в стране полным ходом и давно превратилась в огромный и совершенно неконтролируемый нелегальный рынок. Наши персональные данные представляют огромный интерес для организаций, которые считают нецелесообразной рекламу в СМИ и интернете, предпочитая пробиваться напрямую к потенциальному клиенту, независимо от того, хочет он этого или нет. Наверняка многие потребители реагируют на такое агрессивное продвижение товаров и услуг так же, как и я – отторжением. Если мой номер телефона оказался у какой-либо организации незаконно, я точно никогда не прибегну к ее услугам. Это уже принцип.

На протяжении двух лет мне регулярно звонили менеджеры компании по обслуживанию пластиковых окон. Начинали разговор всегда одинаково: «К вам уже приходил наш мастер? Или вы его пока ждете?» Я в этих услугах не нуждалась, и поначалу сообщала об этом довольно вежливо. По мере того, как учащались эти звонки, запас вежливости у меня уменьшался. Наконец, я в резкой форме потребовала у представителя компании исключить мой телефонный номер из списка ее потенциальных клиентов. Не помогло. Последний раз, когда меня спросили о том, приходил ли мастер, я потребовала у звонившей девушки сообщить, как называется их организация, ее адрес и каким образом они получили мой номер телефона. И объяснила – для составления официальной жалобы. После этого звонить мне наконец-то перестали. Иногда угрожать не обязательно, есть способы избавиться от навязчивой рекламы, если, конечно, компания, которая «достала», находится в рамках понятий о цивилизации. Так произошло у меня с торговой сетью, в которой я один- единственный раз сделала покупку и потом сто раз о ней горько пожалела. Мне начали регулярно звонить «знаменитости» – актеры и певцы. Когда эта атака стала носить раздражающий характер, я не выдержала. Зашла на сайт торговой сети, узнала телефон менеджера, отвечающего за рекламу, и передала ему требование исключить мой номер из рассылки. Исключили. То ли штрафа не захотели,  то ли просто поняли, что возмущенный потребитель никогда не станет покупателем, и нет смысла тратить на него ресурсы. Если бы это понимали все…

Не всегда мы платим за агрессивную рекламу своим раздражением, не всегда она отвлекает от важного дела в самый неподходящий момент. Бывает, что расплачиваться приходится рублем в самом прямом смысле этого слова. На днях моему мужу пришло смс-сообщение из банка, клиентом которого он никогда не был. Ну пришло и пришло… Однако оператор мобильной связи тут же сообщил, что за получение этого сообщения со счета был снят один рубль. Сумма, конечно, невелика, но дело не в размере, а в принципе: с какого такого перепугу человек должен оплачивать сообщения, адресатом которых он является? Лиха беда начало. Если такой финт пройдет, то завтра нам всем начнут приходить смс, за которые мы будем  платить сначала по рублю, а потом, может, и по десять? Кто-то будет очень неплохо на этом зарабатывать, но я не хочу давать такую возможность никому. Зарабатывайте, пожалуйста, не за мой счет.

Воронежское УФАС создало прецедент, который имеет, на мой взгляд, огромное значение. Теперь мы знаем, что перед раздражающей агрессивной рекламой мы не так уж и беззащитны. Надо просто не полениться и написать заявление. Если такие штрафы войдут в практику, торговые сети сами откажутся от незаконных рассылок, им просто станет это слишком дорого.