Пытка голосованиями: воронежцы несколько лет выступают против «ярмарки» на Димитрова

Завершился очередной этап народного волеизъявления на тему нужности мини-рынка на Димитрова, 61 рядом с Левобережной автостанцией. В этот раз воронежцам предложили высказаться в цифровой форме — на площадке «Активный электронный гражданин».

Пытка голосованиями: воронежцы несколько лет выступают против «ярмарки» на Димитрова
Концепция благоустройства, за которую голосовали жители в 2018 году.

По официальной формулировке, публичный опрос проводился в целях изучения мнения граждан по вопросу использования пространства с возможностью выбора: благоустройство зоны отдыха с элементами озеленения для жителей и гостей города или размещение ярмарочной площадки на 55 торговых мест. Вариант с благоустройством победил безоговорочно, набрав в 13 раз больше голосов.

Значит ли это, что вопрос решен? Ни в коем случае. На сайте указано: «Объект, за который жители Воронежской области отдадут наибольшее количество голосов, будет рассматриваться как приоритетный». Рассматривать его будет областная межведомственная комиссия. Дата заседания пока неизвестна. Но у «приоритетного» варианта есть и контраргумент — результат общественных обсуждений, прошедших в управе Левобережного района. А там абсолютное большинство присутствовавших проголосовало за «ярмарку».

В материале позапрошлого номера мы рассмотрели непростую «ярмарочную» ситуацию и привели мнение, направленное на защиту интересов предпринимателей. Теперь настало время взглянуть на проблему с противоположной стороны. Для того, чтобы понять позицию воронежцев, живущих по соседству с торговыми местами, мы побеседовали с жильцами дома № 79 по улице Димитрова. Их окна выходят ровно на будущее «благоустройство».

Почему мы против?!

Собеседники издания подчеркнули: мини-рынком они сыты по горло. За долгие годы законного, полузаконного и незаконного существования предприниматели успели немало попортить жизнь жильцам близлежащих домов. По мнению местных, искусственно создаваемый образ «честных людей, скромно зарабатывающих себе на кусок хлеба» далек от истины насколько это возможно. В основном на рынке процветали грязь, хамство и незаконная торговля сомнительным товаром.

В холодное время года работники торговых точек не гнушались греться крепкими напитками. Их поведение после было соответствующим: нужду ходили справлять во двор дома, а всех, кто делал замечания, не стеснялись посылать по матери, подчас сопровождая это угрозами. Лотки занимали большую часть пешеходного пространства, создавая ничтожно узкий коридор для насыщенного людского потока. Половину этого прохода покрывали лед и слякоть — когда арендаторы все же решались навести там порядок, они запросто долбили наледи ломом, повреждая и кроша плитку. С лужами и потоками воды с навесов пешеходам предлагалось смириться.

С палаток торговали товаром, качество которого установить было невозможно. О возвратах, соответственно, не могло быть и речи. Торговые точки не раз горели: когда это происходило ночью, пожарных приходилось вызывать самим жильцам. Произойти это могло из-за замыкания электропроводки. Собственники квартир уверены — торговцы «втихаря» использовали чужую электроэнергию, вся схема была на «скрутках».

Так по соседству с «несчастными предпринимателями» люди жили год за годом. Сообщения о сносе мини-рынка и грядущем облагораживании территории принесли жильцам домов облегчение. В марте 2018 года они с готовностью поддержали предложенный городскими властями проект благоустройства улицы Димитрова — от пересечения с Брусилова до Ленинского проспекта. Этот проект победил по результатам голосования в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», обойдя два других предложения. На представленных иллюстрациях голосовавшие наблюдали зеленые лужайки, удобные пешеходные зоны и полное отсутствие ларьков любых видов. Благоустройство участка было включено властями в план мероприятий соответствующей программы, являющейся частью нацпроекта «Жилье и городская среда». Граждане высказались и были услышаны.

А потом понеслось по новой. Последовавшее спустя месяцы известие, что «ярмарку» хотят реанимировать, встретило закономерное непонимание и недовольство. Жильцы голосовали совсем за другое. Их власти «заманивали» сквером, а чертежи в документации контракта на благоустройство участка говорили о возвращении киосков. Люди, которые так хотели видеть за окном комфортный современный город, недоумевали — зачем возвращаться к наследию 90-х с уличной торговлей? В благообразие «ярмарки» жители дома № 79 не верят, да и кто может гарантировать на мини-рынке идеальный порядок, как только право пользования получит новый предприниматель-арендатор?

Дьявол в деталях

После того, как СМИ и горожане заметили, что власти противоречат сами себе и кардинально меняют свои планы «на лету», начался новый этап пресловутого изучения общественного мнения. Апофеозом стало проведение 31 июля в управе Левобережного района общественных обсуждений, в которых, согласно официальной информации, приняли участие «…не менее 66 человек». В течение двух часов все желающие смогли высказать свое мнение по вопросу создания «ярмарки» — гласит информация на сайте мэрии.

Почему слово «ярмарка» мы берем в кавычки? Потому что сам этот термин не подразумевает постоянной круглогодичной торговли на одном месте. Само слово говорит о периодичности мероприятия. В определенное время и на определенном месте устраивается торг, на котором бывают различные увеселения. Несмотря на то, что «увеселений» за годы противостояния воронежцы наблюдали немало, о какой периодичности идет речь при организации стационарных ларьков? Не может до конца определиться и официальная сторона: обсуждение прошло по поводу ярмарки, а голосовать в интернете предлагают уже за или против «ярмарочной площадки на 55 торговых мест».

Интересная деталь кроется и внутри классификации публичных мероприятий по обсуждению: существует разница между «публичными слушаниями» и «общественными обсуждениями». Эти термины могут быть синонимичны в ряде случаев, но они не взаимозаменяемы. Обсуждения предполагают более широкое информирование населения по вопросу с использованием информационных систем и интернета, но конкретные показатели не определены. Слушания в свою очередь регламентированы — существует решение Воронежской городской Думы от 27 июня 2018 года об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городском округе город Воронеж. Там указаны сроки информирования горожан, порядок организации, проведения и прочее. 31 июля в Левобережной управе проходили именно «общественные обсуждения», информация о которых появилась на сайте мэрии… 31 июля. Причем в анонсе они позиционировались «гибридно»: публичные обсуждения. В отписке управы на обращение жильцов фигурировали уже и «гражданские» и «публичные» слушания.

О том, что туда пришли только предприниматели, жильцы домов сказали не случайно. О встрече они узнали уже пост-фактум или за пару часов до проведения. Как заметили собеседники издания, на сход удалось прорваться одному из их представителей — юноше, которого в лучших традициях воронежских «общественных обсуждений» собравшиеся торговцы перебивали и оскорбляли.

Можно ли сказать, что жильцам дома № 79 заблаговременно сообщили о проведении мероприятия, где принимается решение, напрямую затрагивающее их интересы? Вряд ли, особенно учитывая, что у гражданина в нашей стране нет обязанности ежечасно обследовать сайты органов власти — вдруг там чего опубликовали.

Обеспокоенные жители привлекли внимание прокуратуры, попросив проверить законность подобных обсуждений. Результат мы знаем — прокуроры попросили мэра Кстенина применить весь арсенал полномочий для решения конфликтной ситуации. Частью этого арсенала стала организация нового голосования — того самого на ресурсе «Активный электронный гражданин».

Изюминкой голосования являются иллюстрации: вариант с благоустройством сопровождается изображением из той самой концепции, за которую люди уже проголосовали в начале 2018 года. То, что подрядчик уже соорудил на территории, сильно отличается от этой картинки. Никакими газонами и не пахнет, участок «закован» в бетон.

Так выглядит участок сейчас - территорию замостили тротуарной плиткой.

Результаты волеизъявления жильцов не удивляют. Они отметают все подозрения в «накрутке», заявляя прямо — зарегистрировались и голосовали все, кто смог. Только в доме № 79 проживает около 800 человек. Рядом стоят многоэтажки, где живут еще тысячи воронежцев. Удивляет собеседников совсем другое — кто в здравом уме мог серьезно рассматривать подписи за сохранение торговых мест, которые собирали на улице предприниматели. Они опрашивали случайных прохожих, которые не оставляли никаких паспортных данных, а только иногда — номер мобильного.

Получается странное: власти всем пообещали разное. Предприниматели услышали, что сохранят рабочие места и якобы добровольно снесли постройки. Жители домов увидели проект современного зеленого сквера и проголосовали за него. А как теперь выпутываться официальным лицам? Пытаясь совместить несовместимое? Увы, так не бывает.

.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру