В Воронеже могут ввести единые электронные проездные

Реформу городского пассажирского транспорта обсудили на собрании экспертного сообщества

Во вторник, 3 сентября в городском парламенте публично презентовали проект новой маршрутной сети Воронежа. Ранее измененную схему опубликовали на портале мэрии.

Реформу городского пассажирского транспорта обсудили на собрании экспертного сообщества

Основное новшество – отмена 30 маршрутов (ранее сообщалось о 29, но забыли учесть 91-й). Как прокомментировали в мэрии, это планируют сделать «для оптимизации сферы перевозок». Останутся 69 маршрутов, еще на 33 изменят схему движения.

Предлагается ликвидировать маршруты №№ 3, 6М, 11, 14В, 15А, 16В, 18, 20, 20Б, 20М, 22, 23К, 28, 33К, 37, 42, 49А, 52АВ, 58, 59, 59АС, 64, 64А, 68, 69 Т, 70А, 77К, 88А, 91 и 93.

Предполагаемая отмена маршрутов вызвала шквал критики со стороны горожан, после чего мэрия запустила обсуждение проекта на своей странице ВКонтакте. На данный момент свои комментарии под постом оставили около двух тысяч воронежцев, в основном это негативные отклики. Люди назвали новую схему «сырой, непродуманной и антинародной».

Теперь маршрутную сеть обсудили «представители экспертного сообщества». На собрании в гордуме выступили разработчики сети, свои мнения высказали мэр Вадим Кстенин, спикер гордумы Владимир Xодырев, делегаты от транспортных компаний, общественники.

«Каннибализация» трафика

Итак, что же сообщили докладчики. Как рассказал начальник управления транспортного планирования «РосдорНИИ» (организация, которая занималась разработкой проекта) Владимир Пащенко, пассажиропоток проанализировали и пришли к выводу: более половины существующих маршрутов полностью дублируются. Максимальное дублирование наблюдается на Московском проспекте, Кольцовской, проспекте Революции, Ленинском проспекте, Ворошилова, Южно-Моравской, Новосибирской, Лебедева и 20-летия Октября. Соответственно, на указанных магистралях водители устраивают гонки и активно конкурируют в борьбе за пассажиров, происходит «каннибализация» трафика – когда одни пытаются «откусить» у других. Именно поэтому часть маршрутов решили убрать, а у части изменить схему движения. При этом планируется замена маршруток малой вместимости на средний и большой класс.

К этой идее с сомнением отнеслись не только воронежцы, но и сами маршрутчики. Как отметил председатель инициативной группы перевозчиков Владимир Георгиевский, если внимательно посмотреть на предложенную схему, то становится понятно, что, исключив дублирующие маршруты на окраинах, проект все равно оставляет дублирование на магистральных улицах.

Второе. Замена маленьких маршруток на 10-метровые «сараи», не отличающиеся большой маневренностью, приведут к глухим пробкам и увеличению числа ДТП. Так что без выделенных линий и парковочных карманов для автобусов не обойтись. В прошлом городские власти пытались внедрить «выделенки», но реализация задумки провалилась. Сейчас администрация попытается вновь вернуть выделенные автобусные полосы на дороги, но как технически это будет осуществляться – пока неясно. По мнению Георгиевского, почти наверняка возникнут проблемы при согласовании в ГИБДД.

Третье, и самое главное. Как справедливо заметили многие из выступавших, воронежцы издавна привыкли ездить из конца в конец города без пересадок. Сокращение длины маршрутов вызовет вал возмущения, поскольку при пересадке пассажиру придется платить за проезд вдвое больше. Сейчас это 34 рубля при одной пересадке, а после неминуемого повышения тарифов, например, до 23 рублей, платить придется уже 46 руб. И это только в один конец.

- Да, мы, перевозчики, получим больше денег, но никакие прибыли не компенсирую того негатива, который обрушится на транспортников, в том числе и на самих водителей, - подчеркнул Георгиевский. – Отсюда следует вывод: пока у нас в городе не внедрены транспортные карты и единая автоматизированная система оплаты проезда, изменять существующую маршрутную сеть преждевременно.

Что такое автоматизированная система оплаты

Действующая модель взаиморасчетов между пассажиром и перевозчиком проста: человек платит водителю за посадку в маршрутку. Единая транспортная карта предусматривает так называемое тарифное меню – когда платить можно за определенный временной интервал либо за пробег.

- Система позволяет пользоваться различными вариантами: по количеству поездок, по времени, дает возможность пересадок в маршрутки разных перевозчиков без повторной оплаты, осуществлять короткие поездки на две-три остановки. Пассажиру неважно, куда он сел – везде принимают один и тот же билет, - пояснил директор компании по производству приборов для тестирования и навигации Сергей Леонидов.

По словам эксперта, единая транспортная карта позволит сделать систему расчетов и финансовые потоки прозрачными и исключит «клубок взаимного недоверия».

К слову, Воронеж – единственный из городов-миллионников, где до сих пор не внедрена автоматизированная система оплаты проезда. Специалисты даже узрели в этой ситуации некие плюсы: у нас есть возможность воспользоваться опытом других мегаполисов и не повторить их ошибок.

Леонидов довольно красочно описал преимущества единой системы. Мэр Вадим Кстенин отметил, что внедрение электронных транспортных карт должно стать одной из первоочередных задач при реализации транспортной реформы, причем желательно ввести их до изменения маршрутной схемы.

Автоматизированная система оплаты проезда тесно связана с так называемыми брутто-контрактами - когда вся выручка аккумулируется в бюджете, а затем распределяется между перевозчиками в соответствии с контрактами – исходя из пройденного по маршруту километража. Помимо пресловутой прозрачности при расчетах, это также позволит избежать гонок за пассажирами со стороны водителей.

Однако, как уточнил Вадим Кстенин, решение по брутто-контрактам пока не принималось.

- Способ расчетов с перевозчиками – это сложнейшее, базовое решение, которое только предстоит принять. Последствия могут быть совершенно непрогнозируемые, поэтому мы будем очень взвешенно подходить к этому вопросу, - подытожил мэр.

Обсуждение с участием простых воронежцев формат встречи не предусматривал: свои мнения горожане смогут высказать на общественных слушаниях, дата которых, впрочем, пока не назначена.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру