Городской гламур

С чего начинается комфорт: с благоустроенных дворов или показного глянца?

Не так давно архитектурное будущее Воронежа обсуждалось в программе «Вести Интервью», и гостем студии был разработчик нового Генплана Воронежа Александр Колонтай (заместитель гендиректора института Генплана Москвы). Не прозвучало откровением его мнение о том, что в центре города самая дорогая земля, и он является наиболее инвестиционно привлекательным. А вот слова о том, что город надо «вывернуть наизнанку», вынуть его сердцевину и заменить ее другой, вызвали легкое недоумение. Что значит вывернуть наизнанку?

С чего начинается комфорт: с благоустроенных дворов или показного глянца?

То, что центр активно благоустраивается, видно и так. Всегда ли с одинаковым восторгом публика воспринимает эти работы, другой вопрос. Пример — новый сквер у оперного театра, на реконструкцию которого город выделил 38 миллионов рублей. Был ли прежний скверик настолько плох? Вряд ли. Он был ухоженный и чистенький, вполне достойный того, чтобы располагаться в самом центре города. Однако зону решили, видимо, довести до совершенства.

В интервью ВГТРК Александр Колонтай сказал: «Наш заказчик — население, хотя контракт мы заключили с мэрией. Наша задача объединить точку зрения воронежцев с мнением профессионалов, чтобы сделать город удобным».

Звучит, согласитесь, очень правильно. Также правильно, как любое благоустройство, как ночные иллюминации «а-ля Лас-Вегас». Но насколько эти модные штучки и красивости совпадают с тем понятием об удобстве, которое есть у самих горожан? Кто-нибудь вообще спросил их, где начинается понимание благоустройства и удобной городской среды для обычного воронежца?

Иллюминацию могли увидеть не все, а только те, кто гулял поздним вечером по центру. Скверик у оперного театра тоже будет перед глазами далеко не каждый день. Если вообще будет, учитывая, что власти не исключают перспективы сноса самого театра. Зато каждый день, выходя из своих квартир, мы неизбежно оказываемся во дворе — зоне, которая уже традиционно является территорией между небом и землей. Между домом и городом. И далеко не каждый воронежский двор вообще пригоден для того, чтобы его можно было пересечь в приличных туфлях.

В рамках городской программы было благоустроено множество придомовых территорий. Но как благоустроено? Каждый день я хожу на работу через двор одного многоэтажного дома, в котором недавно проводился ремонт. И ходить по этому маршруту приятно, асфальт положили просто идеальный, гладкий, как пасхальное яичко. Во дворе моего дома, буквально в пяти минутах ходьбы, тоже якобы шло какое-то благоустройство. Приехали спецмашины, забросали ямы щебнем, и на этом сочли работы законченными. И если раньше в нашем дворе была только одна глобальная яма, которая роднила территорию с рельефом Аргунского ущелья после бомбежки, то теперь весь двор стал непригодным для выхода в хорошей обуви. Исполнитель таких разных видов благоустройств один и тот же — Ленинская управа, однако качество проведенных работ абсолютно несравнимо.

Другую нашу городскую беду мы ощущаем, когда идет дождь. В городе практически отсутствует нормальная ливневая система. Та, что еще держится, полностью устарела — и морально, и технически. Водоемы разливаются в самых разных районах города, на тротуарах, улицах, во дворах и между домами. Сильный дождь каждый раз превращается чуть ли не в стихийное бедствие. Если спросить воронежцев, что им важнее: ночная иллюминация в центре или сухая земля под ногами, как вы думаете, что они ответят? Если задать им вопрос: что имеет для них большее значение: скверик рядом с площадью Ленина или ровный асфальт в своем дворе? Думаете, они выберут сквер?

Почему же власть так много внимания уделяет благоустройству видовых мест в то время, как в городском хозяйстве еще так много нерешенных проблем первоочередной важности?

Как ни крути, тот же скверик у оперного театра — на пути следования всех вип-персон, посещающих наш город. И им нужно предъявлять товар лицом. Показывать, как хорошеет Воронеж. Но тогда нужно называть вещи своими именами: если благоустройство центра ведется в презентационных целях, то не нужно говорить, будто это делается для блага горожан. Комфорт городской среды начинается не в парках и заключается не в пышных клумбах. Он начинается с дворов. С возможности передвигаться по городу вне зависимости от капризов погоды.

Мне кажется, что воронежцы довольно благосклонно отнеслись к желанию городской власти сделать город «умным». Начался проект с умных светофоров, на очереди были умные остановки, умные дворы, и звучало все это весьма впечатляюще и очень современно. Но и тут оказалось все не так гладко. На днях глава города принял спешную отставку директора Центра организации дорожного движения Юрия Трофимова, который как раз отвечал за ввод и эксплуатацию «умных» светофоров. Но по-быстрому уволился господин Трофимов не просто так, а после того, как попал в поле зрения силовиков, заподозривших его в получении отката от организации, претендовавшей на муниципальный контракт. Стыдно теперь поди перед японцами-то. Проект хоть и полуяпонский, но вот подходы — типично российские…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру