Силы небесные: как живет один из воронежских создателей отечественного лунохода

По инерции 82-летний Анатолий Малахов пока остается «человеком мира», хотя в облике сегодняшнего пасечника и садовода трудно представить человека, имевшего отношение к созданию большинства отечественных летательных аппаратов, которые бороздили небесные орбиты. Сегодня Малахов — обычный пенсионер, для которого теперь «трава у дома» гораздо ближе «земли в иллюминаторе». Хотя так было не всегда — космической отрасли он отдал целых 33 года своей жизни.

Силы небесные: как живет один из воронежских создателей отечественного лунохода

Сегодня земля держит его крепко-накрепко, потому его нынешние устремления связаны с пчелосемьями да липовой рощей, которую пенсионер пару лет тому назад начал высаживать на краю своего участка, расположенного в одном из недалеких к Воронежу районов.

— Роща — моя давняя мечта, — поясняет Анатолий Михайлович. — Во-первых, там будет, где разгуляться пчелам, а во-вторых, липовый воздух — это вообще волшебство. Я человек уже немолодой, и потому хочется что-то оставить после себя. Раньше все мое наследство составляла небесная — космическая тема, а теперь хочу, чтобы земная роща шумела на ветру и радовала людей.

В космонавтику Анатолий Михайлович, можно сказать, попал почти случайно. Потомственный казак родом из Сальских степей Приазовья, с 10 лет еще мальчишкой работал погонщиком в колхозе, хотя всегда мечтал стать шофером. В 1954 году пытался было поступить в Харьковский авиационный институт (ХАИ), получил на вступительных экзаменах четыре «пятерки» и две «четверки», а во время прохождения мандатной комиссии ни к селу, ни к городу ляпнул про отца, что тот в годы войны был в плену.

— Батя всегда учил меня говорить правду, не увиливать. Вот я и проявил себя как последний болван, — до сих пор сокрушается пенсионер. — Ответил бы на вопрос о том, воевал ли отец утвердительно, и все. Кто бы там все это проверял? А отец попал в плен в самом начале войны, оказался в лагере и заметил, что немцы относительно мягко относятся к военнопленным — украинцам. А мы же, ростовские, всегда «трохи размовляли» на «суржике» — южнорусском диалекте, состоящем из смеси русских и украинских слов. Вот и решили они с приятелем сказаться украинцами. Начали друг с другом «балакать», немцы поверили и просто отпустили их на все четыре стороны. Пошли вслед за наступающими фашистами в сторону Дона, шли ночами, прятались днем. В общем, вернулся Михаил Сергеевич Малахов домой летом 1943-го и сразу стал колхозным бригадиром. Особисты его тогда не тягали, так и закончилась война для моего бати…

Переговорный процесс

Так что вместо ХАИ пришлось поступать Анатолию в Новочеркасский «политех» на специальность «Автоматика и телемеханика». Хотя перед этим парень собирался было подавать документы в летное училище, да только из-за проблем с правым глазом, видевшим далеко не на «все сто», и туда ему путь оказался заказан.

— Небо мне не светило, — и сегодня постоянно повторяет Анатолий Михайлович, который именно из-за своего непопадания в летчики, образно говоря, обрел свое небо на долгие годы здесь, на земле. — Окончил я институт по специальности «инженер-электрик». В 1960 году приехал в ОКБ при воронежском электромеханическом заводе на преддипломную практику, после которой и остался тут работать — сначала инженером, потом — начальником бюро технического контроля.

Коллектив ОКБ при воронежском электромеханическом заводе, 1963 год.

А с 1964-го я уже работал начальником опытного отдела предприятия, все новые изделия которого проходили через наш отдел. В те годы было понятно, что мы заметно уступаем США именно в современном измерительном оборудовании. И когда пришло время буквально с нуля создавать опытный завод — НИИ электромеханики — перед нами встала практически неразрешимая проблема — чем его начинять, откуда и где брать приборы. Сверху нам постоянно присылались отписки, в которых преобладали слова «нет возможности». И тогда я решил будь что будет и в 1968 году отправился в Москву, чтобы попасть в Госплан. Но там услышал те же самые отговорки, что и раньше были в отписках.

И тогда Малахов буквально наобум решил прорваться в Совет министров СССР, председателем которого тогда был Алексей Косыгин. Эта история действительно выглядит фантастичной, но Анатолий Михайлович как-то умудрился пересечься со старшим референтом аппарата Сов­мина СССР Александром Назаровым, долго рассказывал ему о том, что в космической отрасли мы пока уступаем США во многом именно из-за оснащения. Назаров снял трубку, кому-то позвонил, и на другой день уже Малахов встретился с нужными людьми. Итогом этих коротких переговоров стала доставка в Воронеж 293 единиц очень дефицитного тогда оборудования.

Секретные материалы

— Если говорить упрощенно, то наше воронежское предприятие делало электромашинные преобразователи для всех отечественных спутников, которые запускались в то время, — поясняет Анатолий Малахов. — Разрабатывали и электропитание для станции «Мир», которая была запущена в 1986 году. (Кстати, в Воронеже были изготовлены те самые преобразователи для первого отечественного спутника Земли, запущенного в 1957 году). Наше предприятие делало в год до 20 научных разработок, а за луноход, двигатели для тележки которого мы также делали в Воронеже, я был удостоен ордена «Знак Почета».

Награда от Федерации космонавтики СССР.

Об этом самом двигателе Малахов может рассказывать часами, да только дилетанту мало что скажут специальные термины. За десять минут разговора на эту тему журналист «МК в Воронеже» понял, что речь идет о принципиально новом бесщеточном электродвигателе, который при работе не дает опасной искры.

— Тот самый «Луноход-1», запущенный в ноябре 1970 года, проработал на Луне почти 11 месяцев и проехал за это время на нашем воронежском двигателе 10 540 метров. Понятно, что во времена «холодной войны» СССР и США по мере сил старались добыть всевозможные космические секреты друг у друга. Ясно, что спецслужбы делали свое дело, но даже главный конструктор нашего предприятия Эвальд Лодочников как-то отправился на выставку космической техники в Канаду по чужим документам! А однажды нам доставили для изучения американский радиоуправляемый снаряд «Гремучая змея», двигатель которого мы изучили вдоль и поперек.

Рассказал Анатолий Малахов и о том, как погиб в апреле 1967 года летчик-космонавт Владимир Комаров, пилотировавший новый космический корабль «Союз-1». История эта известна всем, но в ней есть свои малоизвестные нюансы.

— Он благополучно сошел с орбиты и начал снижаться, и когда у спускаемого аппарата выпустились два парашюта, из-за отказа системы ориентации они замотались вокруг корабля, который на высокой скорости вошел в плотные слои атмосферы и сгорел там. Так он падал больше 20 минут, Комаров понимал, что погибает, и все это время отчаянно матерился во весь эфир!

Вообще в небесной отрасли всегда было место мистике.

— Однажды в мае 1988 года мы работали над «Бураном», — вспоминает Анатолий Михайлович. — На небольшом испытательном полигоне под Воронежем проводились испытания одного из источников питания электродвигателя. В этот день я был на даче, и вдруг звонок — срочно приезжай! Оказалось, что взорвался пиропатрон, и само изделие (не слишком большая потеря!) было уничтожено. Но самое любопытное было в том, что именно эта авария приснилась за несколько дней до того, как она произошла! Помню, я проснулся тогда и сразу подумал: «Хорошо, что во сне!». А вышло так, что через несколько дней явь догнала этот странный космический сон.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру