В Воронеж приехали гигантские тигры

Как дрессировщик Николай Павленко справляется с хищниками при помощи дирижерской палочки

В минувшие выходные воронежский цирк открыл свои двери после отпуска. Новый сезон начался с программы «Шоу гигантских тигров».

Как дрессировщик Николай Павленко справляется с хищниками при помощи дирижерской палочки

На премьере яблоку негде было упасть, а в конце воронежцы аплодировали стоя. Это неудивительно, ведь в наш город пожаловал народный артист России, лауреат государственной премии, обладатель высшей награды всемирного фестиваля в Монте-Карло — дрессировщик Николай Павленко.

У маэстро 12 суматранских тигров прыгают сквозь огненное кольцо, укладываются на манеже веером и по одному мановению дирижерской палочки Николая Карповича садятся на задние лапы, словно нашкодившие котята. Еще один из эффектных трюков — «нападение» двух разъяренных хищников на дрессировщика. Артист пресекает агрессию животных, волевой командой заставляет их подняться на задние лапы и в таком положении пятиться, как бы отступая, до самой ограды.

Говорящие попугаи и интеллигентные клоуны

Впрочем, в новой программе собрано много номеров разных жанров, которые заслуживают внимания. Ольга Хотим показывает высшую школу верховой езды, воздушная гимнастка на корд-де-пареле Кристина Фитилева выделывает под куполом цирка такие трюки, что дух захватывает, а заслуженный лауреат международных конкурсов, эквилибрист Максим Минасов показывает в номере «Император» чудеса гуттаперчевости. Прекрасны и номера Семена Брюханова «Колесо Сира» и «Мадемуазель Ди-Ди» принцессы российского цирка Дианы Грачевой, которая под задорную музыку жонглирует булавами, а в финале исполняет рекордный трюк — ловит 9 колец одновременно! Также воронежцы увидели уникальный аттракцион канатоходцев «Бал на высоте» под руководством Сергея Карпова.

Хорошее настроение зрителям дарит клоунский дуэт заслуженных артистов России Артура и Светланы Минасовых «Стелла и Арто». Он стоит особняком, и шутят артисты очень по-доброму. «Мы с самого начала поставили задачу выгодно отличаться от наших собратьев. Поэтому на манеже у нас нет ярких костюмов, аляпистого грима, красного носа. Основная наша фишка — интеллигентная подача того материала, который у нас имеется, — рассказывает Артур Минасов. — У нас есть иллюзия с живым огнем, есть интерактивная работа со зрителями, к которым мы относимся, как к партнерам, с большим уважением.

Светлана Минасова когда-то работала акробатом на шарах, и когда супруг предложил ей заняться клоунадой, она поначалу испугалась. «Ей не хотелось ходить в нелепых костюмах, падать и кривляться. И тогда мы придумали для нее совершенно новый образ — наша Стелла выходит на манеж в экстравагантных нарядах», — говорит Артур.

Кроме того, в программе — множество белоснежных пушистых шпицев под руководством Анастасии и Максима Минасовых и «Шоу перуанских попугаев», которые привели в восторг детвору.

Испытание на прочность

О главном аттракционе — «Королевских тиграх» — стоит рассказать поподробнее. Он уникален тем, что, во-первых, Николай Павленко — единственный в мире дрессировщик, который работает с такой большой группой тигров. На манеже под дирижерскую палочку выполняют сложнейшие трюки 12 полосатых хищников! Павленко производит впечатление не столько укротителя, сколько маэстро, виртуозно и бестрепетно повелевающего слаженным оркестром, где каждый исполнитель — яркая индивидуальность! Яркая и опасная, ведь Павленко «дирижирует» коварными хищниками, подстерегающими каждое движение человека в клетке. А человек этот скользит по манежу с неслышной грацией дикой кошки и подчиняет тигров тому музыкальному ритму, в котором существует сам. Его звери безукоризненно вышколены, превосходно знают свои партии, спешат выполнить трюк как бы по собственной воле, но при этом ни в коем случае не производят впечатление ручных кисок или забитых, безучастных ко всему невольников.

Тигры Николая Павленко доставляют зрителю и эстетическое удовольствие — уж очень они хороши собой! Блестящая шерсть, тяжелые когтистые лапы, ленивая грация и текучие движения, полные внутренней силы. Порой создается ощущение, что некоторые из «полосатой труппы» пытаются испытать дрессировщика на прочность — скалят клыки, рычат, хорохорятся… Апофеозом становится превращение грозных хищников в милейших кисок, которые становятся перед дрессировщиком на задние лапки, застенчиво подгибая передние.

Свою цирковую деятельность Николай Карпович начал в 1960 году на Донбассе. А в 64-м впервые приехал в Воронеж — в парке «Живых и мертвых» работал со зверинцем.

— Мы отодвигали могильные плиты, которые были разбросаны повсюду, ставили зверинец и работали. У меня тогда был слон, собаки, обезьянки, пони, — вспоминает Николай Павленко. — Я прекрасно помню то время — город был чистый, шикарный... И парк замечательный. Мы были здесь в июле-августе. А после я попадал сюда всегда зимой, когда грязно. Я даже помню, что именно в Воронеже, в 64-м году, я в первый раз смотрел картину «Судьба резидента». У нас вся жизнь в разъездах, и, приезжая в тот или иной город, только и вспоминаем — в этом было то-то, а в этом — то-то... С Воронежем у меня вообще многое связано — я сшил здесь множество фраков для себя и костюмов для труппы, а еще тут живет мой большой друг — известный дрессировщик, бывший директор воронежского цирка Борис Константинович Бирюков. Мы с большим уважением относимся друг к другу, и в этот приезд я уже успел навестить его. Я очень горд, что дружу с этим человеком, это настоящая легенда цирка!

Народный артист России и обладатель множества самых престижных цирковых наград (в том числе и высшей — «Золотого клоуна» в Монте-Карло) в жизни довольно скромный человек. На вопросы журналистов о том, какие же трюки выполняют его подопечные, Николай Карпович всегда скромно отвечает: «Запомните одну вещь — ни у кого из дрессировщиков за последние 100 лет ничего нового не делалось! И не будет. Я имею в виду не только тигров, а всех животных, которые только есть в цирке. Дрессура родилась в 1890 году — тогда, когда была изобретена круглая клетка, опоясывающая манеж. И до 25–30-го года прошлого века люди исчерпали все: они все узнали о возможностях каждого вида животного, и что они могут сделать — сделали. Не способен тигр стоять на передних лапах или на голове, это может сделать медведь, слон. Не может лошадь ходить на передних ногах, она ходит только на задних и будет ходить, сколько бы тысячелетий ни прошло! У каждой биологической особи есть свои физиологические возможности. И я не хочу издеваться над животными, учить их тому, чему научить невозможно».

Николай Карпович никогда не использовал в работе ни шамберьера, ни рогатины — не любит звука хлыстов, они его раздражает. Он выходит на манеж в смокинге, с бабочкой — в такую интеллигентную подачу шамберьер явно не вписывается.

Реклама

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру