Всего таких сценариев «Нашим регионом» было разработано пять. Варианты возможного развития событий не выглядят слишком уж фантастическими, вопрос только в том, могут ли они быть реализованы в современных условиях. Степень вероятности развития событий по тому или иному сценарию оценивалась экспертами (или считающими себя таковыми). И не один не дал за тот или иной вариант более 70 % вероятности. Хотя и эти проценты можно считать условными. С общественников — какой спрос? Им реалистами быть вроде бы не обязательно.
О будущем города замолвили слово
Итак, вариант первый — наименее фантастический. Он предполагает уплотнение города. А это означает рост мегаполиса ввысь и точечные застройки на уже освоенных территориях. С одной стороны, это должно привести к массовому обновлению «ветхих кварталов», с другой — к потере большого числа общественных пространств (парков, скверов, прогулочных зон и т. п.). Такой вариант развития событий организаторы назвали «Разрыв городской ткани». И, по мнению многих собравшихся, он подразумевает то, что торговые центры останутся главными для населения местами отдыха и обеспечения себя всем необходимым.
Вариант второй носит название «Взрывной рост». И если первый подразумевал максимальную интенсивность застройки, то второй делает ставку на экстенсивное развитие территорий. И такая ситуация в Воронеже наблюдается сейчас — город развивается вширь. А представленный вариант будущего предполагает расширение Воронежа за счет Рамонского и Новоусманского районов. Согласно этому плану, должно быть введено огромное количество жилых объектов, что приведет к увеличению населения на периферии и в новых микрорайонах. Здесь основной проблемой видится отсутствие транспортной (в первую очередь), социальной и энергетической инфраструктуры. Вероятность развития событий по такому сценарию также составляет около 70 %.
Другие сценарии оказались еще ближе к фантастическому жанру. «Альтернатива», например, обещает горожанам — ни много ни мало — изменение качества жизни (!). Якобы начнут восстанавливаться заброшенные территории, правда, непонятно каким образом и в каком направлении. Также возродятся промышленные объекты (на какие средства?) и будут обновляться объекты культурного наследия... (даже те, на месте которых уже выросли торговые галереи и жилые массивы?). Такому плану эксперты дали всего лишь 30 %, да и это, кажется, многовато. Проценты, щедро данные экспертами этому варианту, можно смело разделить на 10.
Сценарий № 4 — «Линейный город» (вероятность 20 %) предполагает сосредоточение всех городских ресурсов в образовании и промышленности, а именно формирование новых деловых кварталов, например, на левом берегу Воронежа, а также появление новых образовательных учреждений. Здесь сразу возникает вопрос: что такое «деловые кварталы» и на каких территориях конкретно они должны появиться? На территории современного парка Авиастроителей или стадиона «Буран»? В деловой потенциал этого микрорайона верится не очень, а вот парки там пока все-таки есть.
И, наконец, всего только 5 % набрал сценарий «Сжатие», по которому городские границы не будут расширяться, а его развитие будет происходить за счет грамотного рассредоточения функциональных зон, преимущественно в историческом плане (понятие исторического плана четко не определяется). А вот это уж точно фантастика. Такого не может быть, потому что не может быть никогда! Этому может помешать целый ряд объективных и субъективных факторов.
Что мешает достижению целей?
Россияне, и воронежцы не исключение, вот уже около ста лет пытаются приблизиться к перманентно удаляющемуся светлому будущему. Но каждый раз на этом пути их встречали трудности — некие камни преткновения, которые никуда не делись и по сей день. Поэтому с большой долей вероятности можно сделать прогноз о том, что ни один из заявленных вариантов (кстати, все они были предоставлены к сведению разработчиков Генплана на 2021–2041 годы) реализован не будет.
Может быть, проявится некая компиляция из идей, предусмотренных всеми пятью вариантами, а может, ситуация будет пущена на самотек, и так называемое развитие города осуществят по привычному принципу латания дыр.
Первый камень преткновения — это финансирование. Казна городского округа не слишком богата и очень сильно зависит от регионального бюджета, который, в свою очередь, питается от федеральных источников. Если, не дай Бог, что урежут, то вопрос будет стоять только о том, чтобы выжить.
Камень второй — транспортно-дорожная сеть. О недостаточном количестве дорог и неграмотной организации транспортной инфраструктуры говорят ежедневные пробки, возникающие на улицах города. А если вдруг Воронеж расширится, то куда денутся жители вновь построенных микрорайонов в Новоусманском и Рамонском районах? Как им добраться в центр? Улица Димитрова и Московский проспект — не резиновые.
Строительное лобби — это третий камень. «Архитектурный бандитизм», выявленный когда-то бывшим губернатором Алексеем Гордеевым, никуда не делся. Строительные компании бьются до крови и буквально зубами выгрызают заветные участки под застройку. Как их интересы будут соотноситься с развитием социальной инфраструктуры?
Так что сценарий реального развития событий представляется весьма туманным. Хотя, не скрою, очень хотелось бы получить достойное опровержение этим пессимистическим прогнозам.