История с повышением транспортных тарифов в Воронеже обрастает новыми слухами

Когда и насколько подорожает проезд в маршрутках

В понедельник, 15 июля воронежские СМИ отработали горячий инфоповод: в областном правительстве состоялось совещание у вице-губернатора Виталия Шабалатова с участием руководителей транспортных предприятий. Речь шла о грядущем повышении цен на проезд. Заседание прошло в закрытом режиме, прессу туда не пригласили.

Когда и насколько подорожает проезд в маршрутках

После чего сразу несколько крупных изданий со ссылкой на свои собственные источники в облправительстве привели конкретные цифры. Большинство СМИ написали, что проезд в общественном транспорте подорожает до 23 рублей, и произойдет это уже осенью. Портал moe-online опубликовал более пессимистичный прогноз: по «неофициальной информации» их источника, стоимость проезда может вырасти в два этапа: осенью нынешнего года до 23 рублей, а после выборов в 2020 году – аж до 27 рублей.

В ответ пресс-служба регионального правительства распространила сообщение: «Никаких решений по повышению стоимости проезда в общественном транспорте Воронежа облправительство еще не приняло. Сейчас мы по-прежнему ожидаем недостающие документы перевозчиков для регионального управления по тарифам, которые должны обосновать разные варианты нового тарифа. Ожидается, что на это может уйти около одной недели».

«Корректировка неизбежна»

О повышении транспортных тарифов в областном центре всерьез заговорили в июне - впервые за несколько лет. Поводом стала акция перевозчиков, которые предъявили мэрии ультиматум: или цена на проезд повышается, или транспортные компании устраивают забастовку, и водители не выходят на маршруты. Тариф в 17 рублей назвали экономически нецелесообразным. В тот же день, 19 июня, глава города Вадим Кстенин встретился с активистами, и стороны договорились «не рубить с плеча». В итоге руководители транспортных предприятий заверили, что саботажа не будет. И подчеркнули, что хотят «конструктивного и открытого диалога с властью». Вадим Кстенин тогда заявил, что «корректировка тарифа в будущем неизбежна – плата за проезд в Воронеже ниже, чем во всех других крупных городах страны». Он также подчеркнул, что рост тарифа возможен только вместе с повышением качества перевозок.

А в начале нынешнего месяца в Воронеже прошла пресс-конференция с участием руководителя областного управления по регулированию тарифов Евгения Бажанова, первого вице-мэра Сергея Петрина и председателя совета руководителей городского пассажирского транспорта Дмитрия Крутских. Никакой конкретики представители власти, опять же, не озвучили. Евгений Бажанов отметил, что окончательное решение об индексации стоимости проезда пока не принято и заявил, что «необоснованного повышения цен мы не допустим». А Дмитрий Крутских посетовал, что техническое обслуживание автопарка с каждым новым сезоном требует все больших финансовых вливаний. В итоге после пресс-конференции у журналистов осталось больше вопросов, чем ответов.

Непрозрачная схема

О повышении качества перевозок в Воронеже говорят уже не первый год. Власти анонсировали транспортную реформу - обновление подвижного состава, продление графика работы автобусов, упорядочение схемы маршрутов и т.п. Но пока в реальности ситуация особо не изменилась. Уехать из центра города в некоторые районы после 10 часов вечера – тот еще квест, и большинство воронежцев предпочитают вызывать такси, а не дожидаться маршрутки, которая может приехать через полчаса, а может и вовсе не приехать. Автопарк частично обновили, чадящие «гробы» родом из 80-х исчезли, но количество убитых «Пазиков» на магистралях города по-прежнему зашкаливает. О «культуре» вождения воронежских маршруточников и говорить нечего, на ум приходят только непечатные выражения.

- Сейчас идет очень серьезный торг. С одной стороны, есть аппетиты частников, с другой – администрация, с третьей - управление по тарифам, - комментирует депутат Воронежской гордумы Константин Ашифин. - И меня эта ситуация сильно тревожит. Я боюсь, что под очередные разговоры об улучшении качества перевозок, которое сложно чем-то конкретно измерить, нам «под сурдинку» просто увеличат тариф, причем раза в полтора.

По мнению Ашифина, вся проблема Воронежа в том, что у нас почти уничтожен муниципальный транспорт. 12 из 13 маршрутов принадлежат частникам. И они спокойно диктуют свои условия.

- У наших соседей в Липецке около 50 процентов объема – муниципальные перевозки, - продолжает депутат. - Это напрямую влияет на качество жизни горожан. Какие бы мантры ни пели представители бизнеса о социальной ответственности, мы понимаем, что основная задача любого частника – заработать деньги. Да, мы можем привлекать коммерческие предприятия в каком-то объеме, и это подстегнет МУПы некой конкуренцией, но отдавать в частные руки почти все перевозки - это беда. Так вот, в Липецке руководство города говорит, что МУП не может быть эффективным, если объем перевозок меньше 50 процентов. У крупного предприятия другие накладные расходы, у них производственные мощности, базы, в штате медики, инженерно-технический состав, который регулярно проверяет состояние транспорта. И мы можем быть уверены, что автобус обслужен, вымыт, водитель трезвый и адекватный. С частником такой уверенности нет. Да, власти регулярно проверяют коммерческие предприятия, но это показные кампании… в ходе рейдов постоянно находят нарушения, кого-то ловят, но потом проходит время, и ничего не меняется. 

«Выгнать» частные компании из сферы перевозок в Воронеже сегодня не получится – ситуация сложилась именно так, и действовать теперь приходится в имеющихся навязанных условиях. Что можно изменить в лучшую сторону? Как уверен Константин Ашифин, первое, что необходимо сделать в рамках пресловутой транспортной реформы – полностью перейти на безналичный расчет при проезде в общественном транспорте. Это позволит сделать финансовые потоки прозрачными.

- При наличном расчете мы никогда не поймем – какими суммами распоряжаются частные перевозчики. И нам приходится верить им на слово, - говорит Ашифин. – Они могут «нарисовать» любую экономику. Заявить, что цена проезда должна быть, например, 30 рублей. Может быть, это действительно так. А может, и не так. Истинных объемов никто не понимает, никто не знает, куда идут эти деньги, каким образом  проследить за тем, чтобы они шли на улучшение качества перевозок. При «безнале» манипулировать деньгами не получится.

Немного арифметики

Сегодня терминалы в городских маршрутках действительно есть, но по факту водители нередко заявляют, что система не работает. Люди предпочитают не спорить и платят наличными. Чтобы изменить ситуацию, нужно сделать оплату дифференцированной – когда проезд по карточке стоит дешевле, чем за наличные. Тогда пассажиры поймут, что им это выгоднее, и будут настаивать именно на безналичной оплате. Такая схема действует в воронежских троллейбусах, но их доля в общем объеме городского транспорта ничтожна.

А теперь немного арифметики. Во сколько в среднем обойдется проезд в маршрутке в месяц при подорожании до 23 рублей? Берем две поездки в день – на работу и домой – 46 рублей. Умножаем на 20 рабочих дней – 920 рублей. Если речь идет о семье с мамой, папой и одним школьником, который добирается на учебу на маршрутке, умножаем эту цифру на три. Получаем 2760. Весомо это или нет для кошелька – на этот вопрос каждый воронежец может ответить себе сам.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру