Хозяин воронежского приюта для животных «Дора» готов к переезду

Юрий Шамарин согласен перевезти собак в Семилукские Выселки, но пока власти «молчат»

Приют для собак «Дора» легко найти, даже не зная его точного адреса. Туда приведут два четких ориентира: лай и запах. Нестерпимое амбре от левобережных очистных сооружений здесь перебивает стойкий собачий дух.

Юрий Шамарин согласен перевезти собак в Семилукские Выселки, но пока власти «молчат»
Фото группы приюта «Дора» ВКонтакте, Ольга Кардашова

Сегодня в приюте обитают около 700 животных — они ютятся на участке площадью чуть более четырех соток по адресу: ул. Добролюбова, 18а. Местные жители говорят, что от такого соседства скоро сами завоют, как собаки.

— Вонь стоит ужасная. Гавканье постоянное. Дышать нечем! — рассказывает пенсионерка Лариса Алексеевна. — За приютом — горы собачьих фекалий, просто тонны!

Часть собак живут в вольерах, часть — свободно разгуливают по участку. Иногда сбегают за территорию — уследить за всеми животными хозяин приюта Юрий Шамарин не в состоянии. «Вольные» псы периодически устраивают свары с «чужаками», облаивают прохожих.

— Мой золотой, очень трудно нам приходится! — жалуется местная жительница Валентина Петровна. — Они выбегают на улицу и сидят прямо перед моей калиткой. Я в дом боюсь зайти! Недавно сделали подкоп под забором и весь огород перемесили. Мы уже детей боимся отпускать гулять!

По словам соседей, однажды возле приюта произошла трагедия: собака бросилась на женщину, та от испуга шарахнулась на проезжую часть и попала под машину. Пострадавшая скончалась. Впрочем, эту причинно-следственную связь опровергают зоозащитники: «Там была ситуация, не зависящая от собак. В том районе крайне неудовлетворительная дорога, без тротуаров, но с поворотами. Собаки не при чем. Мы в свое время разбирались с этим. Это домыслы, — утверждает член совета ВРОО «Центр экологической политики» Анна Воронина, которая неоднократно бывала в приюте и знает о нем не понаслышке.

Жильцы говорят, что конфликт между ними и владельцем приюта длится уже несколько лет, но в последние годы противостояние заметно обострилось. Если раньше в «Доре» жили несколько десятков собак, и с этим как-то можно было мириться, то семь сотен псов — уже перебор. Похоже, это понимает и сам Шамарин — неслучайно на официальной странице «Доры» в соцсети «ВКонтакте» написано: «Животных больше не принимаем! Приют переполнен!»

Люди рассказывают, что неоднократно жаловались в различные инстанции, но ничего не добились. Власти разводят руками: мол, приют находится на частной территории, и хозяин волен делать все, что ему заблагорассудится. На диалог с соседями Шамарин якобы не идет, каждая попытка переговоров заканчивается руганью.

В мэрии Воронежа прокомментировали, что «расселять животных некуда — в городе на сегодняшний день отсутствуют приюты (государственные или частные), способные принять указанное количество».

— По информации специалистов управления ветеринарии Воронежской области, в приюте собаки не идентифицированы, из-за чего невозможно должным образом проводить их вакцинацию. Эта ситуация опасна возможностью возникновения бешенства.

В связи с отсутствием полномочий по контролю за ветеринарными объектами администрация городского округа неоднократно обращалась в управление ветеринарии региона, в департамент природных ресурсов и экологии для принятия мер воздействия по фактам незаконной эксплуатации приюта, захламления отходами прибрежной полосы Воронежского водохранилища. Указанной проблемой занимались также органы полиции и прокуратуры, однако несанкционированный приют продолжает функционировать, — сообщили в пресс-службе мэрии.

Травят и собак, и владельца приюта

Несколько лет назад ситуация вокруг приюта вновь накалилась: неизвестные подбросили через забор отраву. Десятки собак погибли. Поначалу возникла версия, что таким радикальным образом жители частного сектора попытались решить наболевшую проблему. Но, как выяснили зоозащитники, ядом животных накормили не местные.

Это было преступное сообщество — догхантеры, нам даже удалось возбудить уголовные дела, — вспоминает Анна Воронина. — Но до ответственности дело не дошло. А зря. Догхантеры — это сообщество, которое организовал киевский адвокат (его недавно поймали), его целевая аудитория — подростки, которых он попросту «вербовал», подсаживая на убийство животных, а затем выполнение других поручений. Обязательным требованием является выкладывание записи убийства — а это правонарушение. Догхантеры запрещаются или уже запрещены. Сайты их блокируют довольно давно.

В 2017 году «Дора» оказалась в центре информационного скандала, когда некоторые воронежцы обвинили руководство приюта в «непрозрачности отчетов». Суть в том, что организация существует за счет добровольных пожертвований. В сети появилась группа «Факты о Доре», где бывшие волонтеры обсуждают условия содержания собак и систему взносов на их содержание.

«Приют «Дора» существует в Воронеже более 20 лет. За все эти двадцать лет никакой четкой статистики по собакам, находящимся там, не ведется! Никакого учета нет, как по живым животным, так и по погибшим от инфекций, болезней и от зубов сородичей.

Нет также информации по обработкам, вакцинации и стерилизации, есть энное количество плодящихся сук прямо в самом приюте, количество щенков неизвестно. Привезенные щенки практически все умирают от инфекционной болезни — энтерита, но продолжают приниматься в приют в любом возрасте. Сообщество «Дора» банит людей за все неугодные вопросы, как о движении средств, переводимых жертвователями, так и об отдаче животных. Отчеты не прозрачны. Средства собираются на несколько карт и голодный телефон. Активно проводятся акции по сбору денег» — пишут администраторы группы «Факты о Доре».

В этой группе — сотни комментариев. Пользователи разделились на два лагеря и едва не доходят до взаимных оскорблений. Одни яростно обвиняют Шамарина, другие — активно защищают. Своя логика есть и у тех, и у других.

«Готов переехать хоть завтра!»

На первый взгляд, ситуация сложилась патовая. Усыплять или отстреливать собак запрещено законом (кроме случаев, когда животное представляет опасность для людей — например, болеет бешенством). Выгнать 700 псов на улицу — неприемлемый вариант. На это не согласятся ни власти, ни сам владелец приюта. Остается один путь: переезд «Доры» на другую локацию. Желательно, безлюдную. По информации мэрии, Юрию Шамарину предлагали варианты размещения приюта в районе проспекта Патриотов, на территории бывшего птицесовхоза «Воронежский» в Семилукских Выселках и на земельном участке, расположенном на ул. Землячки, 29. «Однако Шамарин Ю.И. от всех предложенных вариантов размещения приюта отказался», — говорится в комментарии администрации.

В телефонном разговоре с корреспондентом «МК в Воронеже» Юрий Шамарин опроверг эту информацию. И заявил, что готов к переезду в любое время. Действительно, он отказался от участка на ул. Землячки, поскольку он принадлежит ЮВЖД. Шамарин опасается, что компания может в любой момент продать землю, и новый владелец попросит «Дору» на выход.

— Что касается места в Семилукских Выселках, то мы двумя руками за! — уверяет хозяин приюта. — Мы написали о своем согласии в департамент земельных и имущественных отношений региона еще около трех лет назад, но в ответ — тишина! Мы ездили на тот участок, там груды мусора — стихийная свалка, но нас это не пугает. Людей мы найдем, пусть чиновники хотя бы техникой помогут, чтобы разгрести эти завалы. Но власти молчат. Сложилась непонятная ситуация — нам как бы вежливо говорят: мол, «отстаньте», нашу проблему спускают на тормозах. Хотя мы бы с удовольствием туда переехали. Что касается обвинений в том, что Шамарин жульничает со взносами спонсоров, то это абсурд. Я многим говорю: вы придите на мое место и поворуйте! За 25 лет у меня не было ни одного выходного. Я даже заболеть не могу. На карту, указанную в нашем сообществе, действительно приходят деньги, но мы платим сотрудникам — никто не придет просто так дерьмо убирать. Все отчеты и чеки мы выкладываем в группу. А лично я живу только за счет тех, кто отдает мне собак на передержку. С таких хозяев я действительно беру полторы-две тысячи в месяц.

Хозяин приюта Дора Юрий Шамарин

По словам зоозащитников и самого Шамарина, проблему с приютом можно решить. Было бы на то обоюдное, настоящее, а не только декларированное желание. Но, по мнению активистов, со стороны властей его пока нет.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 5 июня 2019

Заголовок в газете: Собачьи нерадости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру