Виктора Ковалевского уволили из музея «Костенки» в связи с «утратой доверия»

Воронежцы создали петицию в защиту ученого

Департамент культуры Воронежской области расторг трудовой договор с директором археологического музея-заповедника «Костенки» Виктором Ковалевским. Приказом от 7 мая Виктор Николаевич был уволен с занимаемой должности по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Воронежцы создали петицию в защиту ученого

Как гласит пресловутый «седьмой пункт», договор может быть расторгнут работодателем «в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя». Мутная и растяжимая формулировка, учитывая, что в голове начальства могут быть любые соображения и основания. Доверие само по себе — штука хрупкая и субъективная.

Есть одно дельце

Ковалевский, напомним, в настоящее время проходит фигурантом по уголовному делу о растрате в крупном размере с использованием служебного положения. Месяц назад, 10 апреля областная прокуратура огласила неожиданные результаты проверки музея и заявила, что установлены факты неправомерной оплаты работ по исследованиям объекта археологического наследия «Стоянка Костенки-11». Оплата, по версии ведомства, осуществлялась за счет средств грантов, выделенных из федерального и областного бюджетов, но, при этом, фактически, работы ранее уже были выполнены — за счет других средств, выделенных департаментом культуры. Общую сумму причиненного государству ущерба оценили более чем в 700 тысяч рублей. В работу включилось следственное управление МВД.

Виктор Николаевич узнал об уголовном деле из СМИ и сразу же отверг обвинения, назвав ситуацию недоразумением. С искренним недоумением на подобную информацию отреагировали воронежские общественники, коллеги ученого и представители интеллигенции. Они считают репутацию Ковалевского безупречной и потому выступили в защиту директора «Костенок» в полной уверенности, что следствие во всем разберется и недопонимание вскоре благополучно разрешится. Но это было только начало громкой и слегка абсурдной истории, еще далекой от своего финала.

Массовое «Не верю!»

Неоднозначность ситуации подчеркивают несколько фактов. Для начала: исследование стоянки «Костенки-11» (Аносовка-2) началось в 2013 году и далеко от своего завершения — работа вполне может продолжаться еще годы. На протяжении прошедших лет проект имел все возможности финансироваться из множества источников. Во-вторых, Ковалевский подчеркнул, что следствие ведет речь о разных работах: гранты Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований были потрачены по назначению, о чем в сами фонды поступили соответствующие отчеты. Областные деньги, в свою очередь, были получены в 2014 и 2015 годах — они также пошли на исследования стоянки. Кроме того, каким образом якобы имевшая место «растрата» смогла стать неожиданностью для областного департамента культуры? Трудно поверить, что орган исполнительной власти, в чьем прямом подчинении находится археологический музей, не контролировал денежные расходы учреждения и распределение средств. Ведь это входит в обязанности ведомства.

Личность самого Виктора Ковалевского в этом деле тоже не на последнем месте. Представители культурной общественности в один голос характеризуют его как необыкновенно честного человека и талантливого ученого. Возглавив «Костенки» в 2013 году, он вдохнул в уникальное место новую жизнь — активизировались археологические исследования, были обнаружены ценные для науки находки, увеличился поток туристов. Ковалевский боролся с «черными копателями» и безвозмездно организовывал просветительские акции, принимая в них непосредственное участие.

Этими соображениями руководствовались и создатели петиции в защиту экс-директора, появившейся в интернете на общественной платформе Change.org. В обращении, адресованном губернатору Александру Гусеву, подписанты просят проверить законность увольнения Виктора Ковалевского и восстановить его в должности, приняв во внимание важность работы ученого для развития исторической науки и сохранения историко-культурного наследия. На момент написания материала свои подписи под петицией уже оставили полторы тысячи человек. В комментариях пользователи отмечают, что увольнение Виктора Николаевича — даже не тревожный сигнал для оте­чественной культуры, а знак настоящей беды.

Без собственного желания

Увольнение по статье, полностью «отвечающей» ситуации, не дожидаясь выводов следствия, — спорный, даже скандальный шаг. Здесь речь идет не о законности предпринятой меры, а о ее разумности и обычной логике. Шутка ли — выгнать авторитетного специалиста с безупречной репутацией, полностью преданного своему делу. Что стоит за решением поскорее избавиться от Ковалевского? Желание руководства культурного ведомства дистанцироваться от проблемы или совсем другое — некая «недобрая воля»?

Кстати, через несколько дней музей «Дивногорье» окончательно лишится своего бессменного на протяжении многих лет директора Марины Лыловой. После 28 лет работы она подала заявление, объяснив свое решение туманной фразой: «…у всего есть свой запас прочности, и мой, к сожалению, закончился». Произошло это 19 апреля, уже после возбуждения дела в отношении Виктора Ковалевского, причем сведения об увольнении в СМИ разнятся: то ли «по собственному желанию», то ли «по соглашению сторон». Шокированным коллегам Марина Ивановна обещала сообщить истинные причины ухода 20 мая.

Глава департамента культуры Эмилия Сухачева, как сообщается, уже нашла Лыловой замену — ее место займет замдиректора Софья Кондратьева. Для начала в статусе исполняющего обязанности, а дальше будет видно — Эмилия Александровна пообещала «всячески помогать» новому руководителю. Обязанности Виктора Ковалевского в «Костенках» меж тем переложат на главного научного сотрудника музея Ирину Котлярову.

В своем недавнем коротком интервью Сухачева обещала «не отрывать голову» Ковалевскому, но взвешенно проанализировать материалы прокуратуры и МВД. Слово не сдержала — оторвала, не буквально, конечно. Ведь на текущий момент получается так: вина не доказана, обстоятельства более чем сомнительны, но доброе имя специалиста уже запачкано, в то время как сам он оторван от дела всей жизни.

Чем закончится скандальная история и что осмелится рассказать Лылова — покажет время. А пока лишь грустную улыбку вызывает парадоксальный факт, что об утрате доверия ведет речь департамент культуры, сам в глазах общественности давно лишившийся пресловутого доверия из-за бесконечных скандалов и одиозных решений.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 15 мая 2019

Заголовок в газете: Охота на «мамонта»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру