Нам неважно ваше мнение

Есть ли польза в бесконечных социологических опросах

На днях в лентах многих воронежских СМИ «всплыла» сенсационная новость: «треть горожан стали меньше выпивать». Первые сомнения в правдивости этих слов закрались сразу после прочтения заголовков, тем не менее, это заявление появилось не из воздуха.

Есть ли польза в бесконечных социологических опросах

Как было заявлено, оно опиралось на настоящее социологическое исследование. Насколько настоящее и насколько исследование - еще предстояло разобраться.

Провела эту работу независимая служба «Ваше мнение»: небольшая контора, выполняющая под заказ опросы общественного мнения и маркетинговую аналитику. На интернет-странице компании обнаружить упоминания об «алко-опросе» не удалось, что только укрепило подозрения. Беглый осмотр других опубликованных материалов дал занятный результат: оказывается, для подготовки аналитических выводов «Ваше мнение» обычно опрашивает аж 200 (!) человек. Кажется, такого количества респондентов маловато, когда мы говорим о миллионном городе. Есть мнение, что тут и нескольких тысяч будет недостаточно. Особенно в силу объективных социальных причин в опросах принимают участие более-менее благополучные слои населения.

Более того, когда речь заходит о щекотливой теме употребления спиртного и объемах этого самого употребления, можно ли заикаться о стопроцентной искренности ответов? Представьте, вы стоите в толпе на пешеходном переходе, к вам подбегает бойкая молодая девушка с планшетом и спрашивает: «Любите накатить?» Я, например, ни-ни! Вообще ни капли! Так же, судя по исследованию, заявили почти 20 процентов опрошенных. Это – вдобавок к тем, кто сократил возлияния. Ой, правда ли? Тут даже статистика Минздрава не всегда даёт верные цифры. Скорее – показывает благостную картину, в которую от всей души хочется верить.

Тысячи их

«Алкогольные откровения» – только один пример из бесчисленного числа опросов и анкетирований, заполонивших информационное поле. Всем важно и нужно знать именно ваше мнение. Без него – никуда. Почти как с выборами.

А теперь, внимание, вопрос: зачем постоянно обо всём на свете спрашивать рядового гражданина? Что даст полученная информация конкретно ему, как повлияет на его жизнь? Почему-то мнение людей по многим действительно важным вопросам никого не интересует, даже мэра выбирать запретили. Зато вот, из недавнего: воронежцы назвали размер желаемой зарплаты и рассказали, сколько денег им нужно для достойной жизни. Выяснилось – 61 тысяча рублей. И что теперь, всем резко подняли зарплату? Не замечено. Для работяги эти бесполезные знания станут лишь очередным поводом угрюмо пересчитать деньги, оставшиеся до получки.

Хотя здесь сразу стоит оговориться: многие опросы полезны! Только в подавляющем большинстве случаев не для респондента. Актуальные исследования рынка нужны предпринимателям, а текущие настроения общества интересуют власть при проработке внутренней политики. Это характерно для всех уровней принятия решений и любого масштаба поставленных вопросов. Продавцы узнают, на что вы скорее потратите деньги, а чиновники – получится ли продавить непопулярное решение или «поднимется вонь». Каждый из тысяч опросов проводится с конкретной целью, вот только говорить о них не принято. Вы, главное, отвечайте.

А иногда – не отвечайте, так даже удобнее. Отдельный сегмент «исследований» специально создаётся и прячется так, чтобы об опросе узнали немногие – что называется, «по наводке». В таких случаях речь заходит о самых щекотливых ситуациях, требующих скорых действий, которые грозят негативной реакцией общественности. Отвечающих или голосующих там немного. Ровно столько, чтобы заявить: «Ну, мы сделали, что смогли». По факту придраться действительно трудно: опрос был официально опубликован, кто-то в нём даже высказался. Но, всё-таки, из всех щелей сквозит дух иезуитства. Так по вопросу формируется искусственное общественное мнение, которое становится инструментом для оправдания всяких нехороших вещей. Тут уж ищите, кому выгодно.

Цифровая демократия

Из заоблачного уровня высшей российской политики была направлена установка на открытость и активное двустороннее электронное общение с народом. Вначале со скрипом, но потом всё увереннее местные власти начали работу в этом направлении. Теперь жители Воронежской области имеют возможность внести свои замечания по целому спектру управленческих вопросов. Для наиболее активных и сознательных есть возможность, приняв участие в очередном опросе, оценить эффективность работы руководителей органов местного самоуправления. Правда, для этого придётся зарегистрироваться через единую систему идентификации и аутентификации портала «Госуслуги». В стране с повальной технической неграмотностью это уже отсечёт львиную долю недовольных. Особенно – стариков, которым дай бог с пенсионной карточкой разобраться. Даже те, кто владеет «материалом», тридцать раз подумают, прежде чем потратить на это своё время, не имея гарантии результативности и безопасности «доноса».

Особенно рьяно общаться с горожанами жаждет мэрия Воронежа – на официальной странице муниципалитета в социальной сети «ВКонтакте» регулярно публикуют голосования и опросы, в которых может принять участие любой пользователь. Другой подспудной формой выражения частного мнения является возможность комментировать любую запись. Похвально, современно! К несчастью, подобная гласность иногда приводит к неожиданным результатам. В последнем опросе воронежцам предложили высказать свое мнение о судьбе Бринкманского сада: шумный и спортивный или тихий и культурный – каким лично вы хотите его видеть? И следом список вариантов наполнения сквера на любой вкус.

Но этот вопрос, вроде, уже был решён несколько лет назад? Тогда, если не изменяет память, на разработку концепции были выделены деньги, инициативу поддержал губернатор Алексей Гордеев, началась реконструкция. Объект в 2016 году, ещё будучи мэром, посещал Александр Гусев, остался доволен, а теперь все идет по новой?

Старый проект Бринкманского сада.

Может этот опрос кардинально повлиять на будущее Бринкманского сада – загадка. Опять же, какой процент горожан примет участие в «формировании общественного мнения»? В группе мэрии «ВКонтакте» состоят 4,5 тысячи человек, но в последнем крупном голосовании отметилось только девять с половиной сотен. Считается ли, что воронежцы высказались? Кажется, это выглядит слегка по-другому, как показала ситуация с театром оперы и балета. Там люди без всяких исследований встрепенулись – петицию в защиту здания подписали почти 10 тысяч горожан, зазвучали отклики в прессе и на улицах. И даже после этого до конца не понятно, чем закончится эпопея.

Апофеоз бесполезности

В любом случае, местным умельцам есть чему поучиться у настоящих мастеров, обитающих высоко на федеральном уровне. Например, кампания по переименованию аэропортов – как же много денег шелестит в воздухе при упоминании этой затеи общероссийского масштаба. Новости не сходили с телеэкранов, каждый день вспыхивали споры, в честь какой выдающейся личности назвать ту или иную воздушную гавань. Шутка ли, проект «Великие имена России» стал одним из самых масштабных в 2018 году, более 6 миллионов человек приняли участие в выдвижении имён и финальном голосовании по выбору победителей. Обещали, что окончательное решение будет принимать сам Владимир Путин.

А недавно выяснилось – не будет. Пресс-секретарь Песков в середине апреля сообщил, что такой работы в администрации президента не ведётся. Из новостей тема тоже пропала, как по волшебству. Изредка доносятся отрывки информации, что федеральное правительство что-то утвердило и куда-то направило. Когда именно завершится процесс присвоения имён аэропортам – вообще неизвестно. Куда же подевались весь пафос и помпезность? Хочется уже увидеть очередь к терминалу «Международного аэропорта Воронеж (Чертовицкое) имени Петра Первого», ведь как звучит! Недаром в напряжённой борьбе воронежцы отстояли кандидатуру императора, обставив Астрахань и сам Санкт-Петербург.

Есть подозрение, что праздник закончился, и теперь всё гладенько «спустят на тормозах». Свою задачу-минимум этот колоссальный опрос выполнил блестяще – отвлёк внимание населения от реальных проблем и позволил задействованным структурам освоить огромные средства. Граждане на время отвернулись от кошелька с холодильником и пенсионной реформы в сторону «Великих имён». Средства массовой информации, особенно государственные, помогали с редким энтузиазмом. Хрестоматийный пример «эффективного» социологического исследования. Посмотрим, чем дело с переименованием закончится. Жалко, если будет как обычно: несколько лет прошло, из памяти стёрлось, можно и по новой. Главное – не забыть народ опросить.

 

Сюжет:

Пенсионная реформа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру