В Воронеже обсудили вопросы развития речи школьников

Участники межрегионального семинара посетовали на отсутствие интереса к чтению у учащихся

01.05.2019 в 15:24, просмотров: 414

Как заинтересовать детей чтением? Как побудить их к вдумчивому, осмысленному изучению русского языка и литературы? Какими современными методами можно развить речь у самых юных учеников? На эти и множество других вопросов постарались ответить участники межрегионального семинара на тему «Развитие речи обучающихся как средство повышения качества образования».

В Воронеже обсудили вопросы развития речи школьников

Научный форум прошел на площадке Воронежского института развития образования (ВИРО) в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка по государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

Семинар собрал экспертов из разных регионов страны — педагогов начальных классов, специалистов, курирующих вопросы развития русского языка. Участники обменялись опытом и выступили с докладами на такие темы, как «активные методы обучения как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы», «совершенствование компетенции педагогов по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения», «педагогические особенности развития речи младших школьников средствами технологии формирования смыслового чтения», «развитие речи младших школьников средствами активных методов обучения» и др.

Многие участники семинара отметили ключевую проблему, с которой сегодня сталкиваются практически все педагоги при обучении школьников русскому языку и литературе. Речь идет об их слабом интересе к чтению. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, лишь 28 % детей до 15 лет регулярно читают книги. Среди подростков 11–17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1 %. Это катастрофически мало: литературу детям заменили гаджеты, соцсети и интернет-форумы. Уровень кругозора подрастающего поколения стремительно падает. Речь, изобилующая так называемыми «мемами», скудна. Подчас дети не могут в устной форме выразить даже простейшие мысли, поскольку «обитают» в интернете, где общаются посредством набора примитивных символов и сокращенных лингвистических клише.

Как изменить сложившуюся ситуацию? Решение одно: заинтересовать детей. По мнению учителя начальных классов воронежской гимназии № 2 Виктории Яровенко, привить любовь к чтению возможно. И для начала следует приучать малышей к смысловому чтению — когда ребенок должен не просто читать, а понимать, о чем он читает.

— В давние времена мы просили детей читать, запоминать и пересказывать. Сейчас мы проводим работу на уроке для того, чтобы ученики осмысливали прочитанное с помощью разных приемов, методов, средств, — прокомментировала Виктория Александровна. — Действительно, дети читают все хуже и хуже. Причина — незаинтересованность ребенка в этом. Да, сейчас первое место занимают гаджеты, но, по моему мнению, большое значение играет еще и семья. Поэтому мы проводим на родительских собраниях круглые столы, общаемся с родителями, для того чтобы совместно и дома, и в урочное, и во внеурочное время привлечь ребят к чтению. Как раз на этом семинаре мы говорили о том, что необходимо увлечь, заинтересовать, удивить ребенка. И, конечно же, в начальной школе мы проводим разные типы уроков по литературному чтению: квесты, круглые столы, групповая работа. Пытаемся давать интересные домашние задания, для того чтобы читали не только на уроке, но и дома, со смыслом. Просим родителей выполнять задания примерно следующим образом: ребенок позавтракал, полстраницы прочитал, пообедал или поужинал, еще несколько предложений прочитал. Даем определенные вопросники для совместного разбора со школьником.

Воронежские специалисты уже могут поделиться успешными практиками повышения мотивации к изучению русского языка и литературному чтению в начальной школе средствами музейной педагогики и театральных постановок. Заинтересовать юных участников образовательного процесса можно и разыгрывая проблемные диалоги или даже занимаясь с детьми мультипликацией.

Но, как отметили участники форума, работа по развитию речи младшего школьника должна быть в первую очередь систематической. Необходимо ежедневно использовать технологии активного обучения, включая методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.