Тролли на площади Ленина

Воронежские власти ратуют за появление в городе «арт-объектов» с героями мультфильмов

На прошлой неделе в городской администрации прошла встреча мэра Вадима Кстенина с руководством анимационной студии «Wizart Animation». На повестке дня стоял важный вопрос: повышение туристической привлекательности Воронежа. По словам градоначальника, столице Черноземья «…не хватает интересных инсталляций, ярких привлекательных объектов — город нуждается в новых точках притяжения для воронежцев и туристов».

Воронежские власти ратуют за появление в городе «арт-объектов» с героями мультфильмов
Эскиз инсталляции «Wizart Animation»

За помощью в решении этой задачи Вадим Кстенин обратился к «Визарт». К совещанию успели подготовить подробную презентацию скульптурных и графических композиций, героями которых стали персонажи мультфильмов студии. Руководитель «Wizart Animation» Владимир Николаев сообщил, что его подчиненные отобрали около 80 эскизов. Их разбили на несколько категорий — мэру представили проекты скульптур, инсталляций и граффити.

Эти «арт-объекты» предполагается разместить в парках, скверах и дворах, постаравшись вписать их в городскую панораму. Ровно так же, напомним, планируется органично интегрировать в облик центра города Дом Анимации для той же самой студии. Согласно выбранной концепции, здание за 300 млн рублей напротив Центрального рынка будет выглядеть, как замок Снежной королевы — персонажа картин «Wizart Animation». Если еще вспомнить открывшуюся под эгидой «Визарт» в Воронеже школу анимации, которая регулярно поставляет студии новые кадры, создается впечатление, что местные власти с энтузиазмом оказывают фирме поддержку вообще в любых вопросах. Каким же образом коммерческая компания, занимающаяся производством и дистрибуцией анимационного кинопродукта, за несколько лет добилась такого благоволения?

Это, как водится, реклама

Сразу стоит определиться: в совокупности «Wizart» — не такая уж и маленькая контора. Живет она «на два дома» — в Воронеже и Москве, где, согласно открытым сведениям, располагается ООО «Визарт Фильм» — учредитель воронежского ООО «Визарт Анимэйшн». Отдельные команды внутри конгломерата занимаются продажами, продвижением картин на российском и международных рынках, поиском перспективных партнеров. Денежные вопросы решаются в «Визарт» на высоком профессиональном уровне.

Первым крупным успехом команды стал полнометражный мультфильм «Снежная королева», в 2012-м вышедший в российский прокат аккурат под Новый год. Продюсером картины с бюджетом в 7 миллионов долларов стал Тимур Бекмамбетов, знаменитый своим утрированно-коммерческим подходом к созданию кино. Озвучивать роли пригласили звезд: Нагиева, Охлобыстина, Нюшу. Продукция Бекмамбетова сильно ориентирована на иностранную аудиторию — неудивительно, что сделанную по голливудским лекалам «Снежную королеву» планировали продавать за рубеж.

А некоторое время спустя Тимур Бекмамбетов приехал в Воронеж, чтобы 29 мая 2013 года лично встретиться с губернатором Алексеем Гордеевым. Влиятельного продюсера приняли радушно — глава региона даже поддержал идею Бекмамбетова использовать город как съемочную площадку. Гость сообщил Алексею Гордееву, что высоко оценивает деятельность и развитие воронежской студии. Встреча не прошла даром, впереди «тройственный союз» ждало многолетнее плодотворное сотрудничество — любое начинание на воронежской земле у «Визарт» спорилось. Были или нет достигнуты какие-либо договоренности вне объективов камер — наверняка неизвестно. Стороны подошли к процессу прагматично: продукт должен быть коммерчески выгоден и решать поставленные задачи. Заработал конвейер сиквелов.

Полностью в такие рамки вписалось продолжение мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова», которое «Wizart Animation» создала по заказу Алексея Гордеева. Губернатора посетила мысль, что новая обертка сможет вдохнуть новую жизнь в образ, который власти считают «визитной карточкой» города. Мультфильм обязан был помочь привлечь в Воронеж туристов — проект стал имиджевым, важным. Ждали его с нетерпением. К удивлению зрителей, в получившемся сиквеле-ремейке, забитом под завязку городскими достопримечательностями, обнаружились еще и фирменная «бекмамбетовщина» –неприкрытая реклама. Объектом вожделения котенка Василия стала бутылка молока «Вкуснотеево», а животных Австралии в Воронеже встретила яркая вывеска «Заречное».

Кадр из мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова 2»

Искусство коммерции

Вот так, если описывать вкратце, «Визарт» уверенно занял востребованную нишу. Фирма четко осознает, к чему стремится, и активно продвигает свой продукт, осваивая новые рынки сбыта. Здесь есть за что похвалить подразделение «Wizart Distribution»: одна только франшиза «Снежная королева» была показана в 150 странах, — заявляет компания на своем сайте. Мультфильмы студии показывают рекордные для российских проектов результаты в китайском прокате. С коммерческой составляющей все прекрасно. С технической стороной — тоже недурно. А что с художественной?

С этим аспектом все не так гладко. Хоть требования к детскому кино, особенно под Новый год, нельзя назвать завышенными, творения воронежской студии получили очень противоречивые отзывы. Во всех картинах, начиная с 2012 года, критики отмечали заимствования образов из западных лент и невнятный сценарий. Со временем ориентированность на западную аудиторию стала доминировать в проектах — зрители стали сетовать на откровенный идиотизм мужских персонажей на фоне безупречности женских, а также на размытую гендерную принадлежность некоторых героев и обилие шуток «ниже пояса».

Тут же пора объяснить, почему выше по тексту слово «арт-объект» использовано в кавычках. Это термин достаточно расплывчатый: что имеет право называться арт-объектом, а что нет — предмет повсеместных споров. Но в любом случае, это образец искусства, вещь уникальная и неутилитарная. Можно ли такой ярлык вешать на вторичные образы, на тиражировании которых зарабатывает коммерческая организация, — еще более спорный вопрос. Здесь прослеживается некоторое лукавство.

Город-сказка

Мэр Вадим Кстенин выразил уверенность, что работы студии и герои мультфильмов уже стали частью имиджа города. Появление персонажей картин «Wizart Animation» на улицах Воронежа станет, по его мнению, логичным шагом. Учитывая обилие форм и цветов, вопрос интеграции объектов в городское пространство — задача не из легких, требующая вдумчивого подхода. Особенно учитывая, какие дискуссии уже вспыхивали в прошлом после появления различных арт-объектов в центре столицы Черноземья.

Речь здесь идет о скульптуре «Царь-рыба» на улице Карла Маркса и бронзовом памятнике быку там же — возле жилого комплекса «Солнечный Олимп». Эти объекты вызвали противоречивую реакцию горожан и экспертов, хоть их владельцы и руководствовались благими целями — сделать городу подарок, украсить его уличным арт-объектом, который мог бы стать центром внимания воронежцев и туристов. В итоге рыбу пришлось переделывать, а бык в какой-то момент вообще очутился на помойке. Достаточно нейт­ральные скульптуры, не имеющие вокруг себя ореола коммерции, в дизайн-регламент города уложиться не смогли. Насколько уместно на улицах будут выглядеть аляповатые герои анимационных франшиз, на которых «Визарт» зарабатывает деньги?

Неоднозначно здесь и рассуждение о туристической привлекательности предлагаемых проектов. Необычные инсталляции и статуи, безусловно, могут в какой-то степени привлекать к себе внимание. Но удобно ли будет гостям Воронежа любоваться ими в атмосфере фекального запаха, лавируя между собачьими испражнениями и ямами на тротуарах? С этого ли нужно начинать продвижение туристического потенциала?

Только в проекте?

Глава города Вадим Кстенин подчеркнул, что прошедшая встреча — лишь первое установочное совещание по возможной реализации проекта в будущем. Предстоит детально проработать как варианты использования образов и графических решений в конкретных местах, так и вопрос финансирования. Мэр отметил возможность привлечения внебюджетных средств: проект могли бы поддержать предприятия, расположенные рядом с общественными пространствами.

Одним из перспективных проектов была названа установка фигуры Котенка с улицы Лизюкова в сквере у вокзала Воронеж-1. По мнению первого вице-мэра по городскому хозяйству Сергея Петрина, там ему самое место, ведь многие впервые приезжающие спрашивают про известную воронежскую достопримечательность и очень удивляются, что она находится так далеко от центра. В представленном «Wizart Animation» эскизе красуется «новый» котенок из сиквела — тот, который мечтал о бутылке молока «Вкуснотеево». «Старый» Василий из Северного микрорайона, стоит заметить, на днях не досчитался одного из антивандальных усов. Видимо, на «визитную карточку» города покусились хулиганы.

Опираясь на мнение граждан

На совещании прозвучал ключевой тезис: выбрать необходимо те объекты, которые понравятся горожанам. С этой целью в официальной группе администрации города в «ВКонтакте» появился публичный опрос: «Стоит ли использовать образы героев мультфильмов в украшении Воронежа?». На момент написания материала большинство голосов (43,69 %) отданы за обтекаемый вариант «Интересная идея! Можно широко использовать, но обязательно нужно учитывать имеющиеся архитектурные решения и необходимость сохранения исторического облика». Вариант этот идеально созвучен с тем мнением, которое высказали власти. Среди проголосовавших за него замечены и сотрудники администрации.

Картину волеизъявления нарушает маленький «косяк»: проценты проголосовавших за разные варианты, опять же — на момент написания, не сходятся в искомые 100 %. Вместо этого результата при сложении получаются необычные 106,76 %. Такая же странность и с числом респондентов: счетчик указывает, что проголосовали 856 человек, а сумма всех вариантов выходит 914. Возможно, это изъян платформы голосования.

Опрос воронежцев в «ВКонтакте»

Отдельный разговор — комментарии воронежцев под записью. Пополам со словами одобрения в адрес мэрии звучат не самые лестные высказывания, цитировать которые не позволяют приличия. Если сгладить углы: горожане просят не расставлять «микимаусов», а заняться реальными насущными проблемами. В том числе — избавить Воронеж от мусора и вони. Наиболее остроумные пользователи предлагают поставить на площади Ленина фигурки троллей из «Снежной королевы».

При всех аргументах «за» и «против» инициатива по украшению Воронежа героями «Wizart Animation» для города беспрецедентна. Первые поползновения в этом направлении вызывают множество вопросов. Почему обратились к коммерческой анимационной студии, а не к известным воронежским художникам и скульпторам? Можно ли вообще вписать такие оригинальные объекты в исторический облик города с богатой историей? С этого ли нужно начинать благоустройство города-сада, жемчужины Черноземья и бывшей культурной столицы СНГ? Не станет ли Воронеж просто огромной площадкой для продукта «Визарт»? Ведь, по большому счету, все это называется коммерческой рекламой.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру