Нездоровый ажиотаж: какая судьба ждет стационар в Сомово

Почти все воронежские СМИ облетел пресс-релиз, в котором говорится, что депутат Государственной думы Аркадий Пономарев взял под личный контроль вопрос о дальнейшей судьбе сомовской больницы. И хотя в департаменте здравоохранения пока никаких решений, касающихся этого стационара, не принимали, ситуация приобрела черты настоящего скандала. Шутка ли: чиновники хотят закрыть больницу, слава о которой распространилась далеко за пределы не только Сомово, но и области? Чтобы понять суть вопроса, стоит оставить в стороне эмоции.

Нездоровый ажиотаж: какая судьба ждет стационар в Сомово
Воронежская городская клиническая больница №11 в Сомово

Сомовская больница действительно получила широкую известность благодаря коллективу нейрохирургов, которые там работают. И вопрос этот имеет свою историю, которая началась еще в далеких 90-х, когда завод электровакуумных приборов (ЭВП) решил сделать доброе дело жителям поселка — удивить их небывалой для неизбалованных сомовцев медсанчастью. Руководить ею пригласили легендарного человека, нейрохирурга Леонида Эмильевича Антипко. То, что Леонид Эмильевич хирург, как говорится, от Бога, знали все, но он оказался еще и хорошим организатором, сумевшим создать сильный коллектив.

Впоследствии Леонид Антипко перешел на работу в другое лечебное учреждение, но в сомовской больнице, которая, кстати, перестала быть медсанчастью завода, уже сложились собственные традиции. Здесь были годами наработаны и до блеска отточены методики лечения некоторых заболеваний позвоночника. Это одна сторона вопроса. Есть и другая.

Для узкого контингента

Нейрохирургическое отделение 11-й больницы территориально должно обслуживать не только сомовцев, но и всех жителей области, которые получили туда направление. По количеству койко-мест это вполне полноценное отделение — 80 хирургических коек и 30 реабилитационных — однако нейрохирургическая нагрузка у него невелика. Более того, недопустимо мала для стационара. Проще говоря, если человек, не дай Бог, сломает позвоночник или ему разобьют голову, скорая помощь не отвезет его в сомовский стационар. Экстренную помощь пациенту окажут в БСМП № 1, в «Электронике», в областной больнице… Но только не в Сомово.

В Сомово нет нейронавигационного оборудования, нет даже палаты реанимации, и тяжелому больному, нуждающемуся в срочной помощи, туда путь заказан. Нет в этом маленьком стационаре и необходимого диагностического оборудования, без которого функционирование «настоящей» нейрохирургии просто немыслимо: компьютерного томографа, С-дуги и даже круглосуточного ЭКГ. Создать там условия, которым должен соответствовать современный нейрохирургический стационар, невозможно. Здание постройки 60-х годов прошлого века изношено на 50 процентов, в нем нет круглосуточного лифта и вообще конструктивных возможностей для создания современного, оснащенного отделения. Поэтому в сомовской больнице не оперируют всех нуждающихся больных, а принимают только узкий контингент пациентов с определенными патологиями.

Однако затраты, которые «поглощает» нейрохиругический стационар, такие же, какие были бы при его полной загрузке.

«При том, что в отделении производятся только плановые операции, при том, что их число не соответствует заявленному количеству койко-мест, на затратах из бюджета это не отражается, — поясняет заместитель руководителя департамента здравоохранения Леонид Меремьянин. — Зарплата медперсонала, коммунальные платежи — это все те строки бюджета, которые не зависят от числа проведенных операций. В сомовском стационаре за год каждая койка не работала 56 дней. Загрузка отделения 34 процента, хотя норматив для плановой хирургии — 65–70 процентов. Количество пролеченных за счет средств страховой медицины пациентов просто не может обеспечить покрытие защищенных статей. Значит, на чем-то нужно экономить? На чем — на питании больных, на медикаментах, на мягком инвентаре? Так быть не должно, это неправильно и даже недопустимо. «Соседнее» с нейрохирургическим отделением — отделение нейрореабилитации, и оно тоже может принять далеко не всех, кто нуждается в этой специальной помощи. Того оборудования, которым оснащены в нашей области подобные реабилитационные центры, в Сомово просто нет. И установить его там негде. Не соответствует требованиям и состав специалистов: в отделении нет сосудистого хирурга, врачей УЗИ и функциональной диагностики, кардиолога и других специалистов, входящих в мультидисциплинарные бригады. Значит, реабилитация пациентов с заболеваниями позвоночника здесь может проводиться, а вот ведение больных, перенесших инсульт, уже нет. А это тоже нейрореабилитация, и отделение должно заниматься больными этого профиля».

Эмоции — лишний фактор

Сомовский нейрохирургический стационар в среде специалистов называют «кулуарным». Слово «камерный», наверное, тоже подошло бы, если бы употреблялось по отношению в медицинским учреждениям. Наверное, будь эта клиника частной, ее учредителям было бы и решать: какой быть нейрохирургии, пациентов какого профиля оперировать, какую нагрузку брать на себя. Но стационар государственный, значит, работать должен по правилам, общим для всех. Одним словом, не местные жители и уж точно не депутаты должны решать, как организовать процесс оказания медицинской помощи населению, как сделать так, чтобы она была одинаково доступна всем жителям региона.

Тем не менее напряженность возникла, значит, она имеет свои причины. Сомовская больница — хоть она и старенькая — дом родной для тех, кто живет в микрорайоне. Она обеспечивает рабочими местами сотрудников пищеблоков, охраны, частично и медицинского персонала, а они — местные жители, и им удобно работать рядом с домом. Сомовцам-пациентам тоже хорошо: они могут прийти в свое лечучреждение за разной надобностью, даже если это какая-то мелочевка. Но может ли позволить себе бюджет содержать стационар ради удобства столь ограниченного количества людей?

«Некоторое время назад мы столкнулись с похожей проблемой, когда речь шла о 18-й больнице и необходимости ее перевода на другой адрес, — рассказала заместитель руководителя департамента здравоохранения Наталья Нехаенко, — здание имело серьезные проблемы по части пожарной безопасности, и мы приняли решение перенести койко-места в хорошо оборудованную для подобных целей 5-ю больницу. И тоже столкнулись в бурей возмущения, хотя понимали, что инициировано оно, прежде всего, руководством больницы. Тем не менее переезд состоялся, и через полгода я решила поехать посмотреть на месте, как все получилось. И что же: те, кто еще вчера возмущались и нервничали, выражали свою благодарность. И за хорошие условия работы в современном здании, и за диагностическую базу, и за то, что оказались в условиях многопрофильного учреждения, и больных не нужно никуда перемещать. В общем, оказалось, что ситуация не стоила ничьих нервов».

Известно, что медицинские работники (как и педагогические коллективы) составляют агитационный костяк в работе любого предвыборного штаба, и для депутатов любого уровня работа с ними имеет особое значение. Вникать в их проблемы, конечно, нужно, и это правильно. Но стоит ли раздувать пожарища из вопросов, в которых эмоции — явно лишний фактор?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру