Невольные добровольцы: как в Воронеже студентов загоняли в волонтеры

В течение двух дней подряд, 5–6 марта, в Воронеже на всех остановках общественного транспорта можно было видеть мерзнущих мальчишек и девчонок с листами в планшетах, блокнотами и карандашами в руках.

Невольные добровольцы: как в Воронеже студентов загоняли в волонтеры
Фото группы «Подслушано ВГТУ» ВКонтакте

Это студенты ВГТУ помогали мэрии собирать данные об общественном транспорте для создания новой комплексной схемы дорожного движения в Воронеже, разработка которой началась на период до 2032 года.

На это мэрия собирается потратить порядка 16 млн рублей, но сначала нужно проанализировать пассажирские потоки города, чтобы понять, как дальше реформировать общественный транспорт.

Руководство воронежского вуза официально сообщило, что все волонтеры — из научных рот, что они абсолютно добровольно помогают городу, пресс-служба ВГТУ также отмечала, что решение совершеннолетних студентов является самостоятельным, и что оно «закроет» им три дня весенней и летней практики. Однако сами студенты в соцсетях упоминали о «добровольно-принудительном» характере их работы, жаловались, что на улицу они пошли не по своей воле.

Как это будет на практике

Ребятам надо было начинать свое дежурство на остановках с 6:00 (самые добросовестные приезжали на такси, которое, вуз, разумеется, им никогда не оплатит) и заканчивать в 20:00. Двухсменный график выглядел так: 6:00 — 11:00 и 16:00 — 20:00. А каким образом даже городским студентам, не говоря уже о ближайших пригородах — Масловке, Никольском и т.д., можно было попасть на остановку в шесть утра, а уехать домой вечером, когда маршруток в городе остается единицы, — непонятно.

Ребята зачастую стояли на таких остановках, где поблизости нет фастфудов с горячим чаем и бутербродами, а также никакого туалета, кроме соседнего двора.

Соцсети в эти дни были полны сообщений о том, что противники этих дежурств боятся неприятностей, а некоторые реанимировали универсальную формулировку советских времен: «государство делает вид, что платит нам, а мы делаем вид, что работаем». Так, некоторые ставили в своих талмудах цифры, как бог на душу положит, брали их буквально с потолка, в итоге рождались данные, которые для дальнейшей обработки вряд ли будут пригодны. И уж тем более не смогут лечь в основу серьезного городского исследования об эффективной организации транспортных потоков.

По словам специалистов, не имеющих отношения ни к мэрии, ни к упомянутому вузу, для этой цели можно было бы использовать специальные счетчики, которые вешаются над дверями хотя бы трети автобусов одного маршрута — общее представление о пассажиропотоках исходя из этого можно получить. Можно также покупать обезличенные данные о перемещении телефонов жителей разных районов города у мобильных операторов, как это, например, в свое время было сделано в крупных городах России. В Воронеже это стоило бы порядка 15–17 млн рублей. В мэрии сообщили, что эти методы также будут использованы для подсчета пассажиропотока.

Скорая помощь

Волонтерство — дело, несомненно, нужное. На западе, например, разными его видами занимается, по некоторым данным, от 40 до 60 % трудоспособного взрослого населения, не считая подростков, в России — порядка 10–14 %. В нашей стране волонтерство — это прежде всего помощь тем, кто не рассчитывает на поддержку государства или когда она явно недостаточна. Например, когда речь идет о больных детях.

В Воронеже, например, существует около десятка направлений волонтерства, где всегда требуются добрые сердца и умелые руки — помощь одиноким старикам, больным детям, животным, бездомным, поиск пропавших и т. д.

О волонтерстве в масштабах всей страны много говорилось в декабре 2018 года вице-премьером Татьяной Голиковой в ходе Международного форума добровольцев в Москве.

Голикова сообщила, что на проведение мероприятий по поддержке добровольчества в России с 2019-го по 2024 год будет выделено 7,4 млрд бюджетных рублей. На этой же встрече прозвучали цифры — в школах России сегодня функционирует порядка 6,5 тысяч детских волонтерских объединений и более 350 вузов по всей стране имеют в своей структуре волонтерские центры.

И все было бы хорошо, если бы не одно «но», заложенное в самом определении понятия «волонтерство». (Напомним, кстати, что слово «волонтер» происходит от латинского voluntarius — добровольный). Не может волонтерство управляться государством, на него не должны выделяться бюджетные средства, а волонтерские мероприятия не могут и не должны значиться в каких бы то ни было официальных планах, в том числе и учебных.

Люди, которые хотят помочь кому бы то ни было, всегда найдут способ самоорганизоваться без всяких указаний сверху.

Выполнили ли свою функцию волонтеры воронежского вуза, мерзнувшие два дня на остановках, — очень большой вопрос. Нельзя быть добровольцем по принуждению, у многих это может вызвать ответный протест — и качество подсчетов, которые сдадут студенты для дальнейшей обработки, будет чисто условным.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру