В Воронеже очередной строительный проект играет не по правилам

Яблоневые сады вновь оказались на пути крупного бизнеса

В очередной раз под угрозой уничтожения оказался воронежский яблоневый сад на Московском проспекте. Многострадальный, он, кажется, стал уже в городе знаменит не меньше чеховского вишневого. Вроде бы только недавно удалось вызволить его из незаконного владения частными строительными фирмами и вернуть государству, как возникла новая напасть.

Яблоневые сады вновь оказались на пути крупного бизнеса

В этот раз на территории сада распространяются аппетиты «Группы компаний Хамина» — застройщика, желающего возвести еще один грандиозный жилой комплекс. И сад, как обычно, стал лишь лакмусовой бумажкой в «кислотной» среде большого строительства. Как тут не вспомнить экс-губернатора Алексея Гордеева, который в свое время нашел крайне удачное определение — «архитектурный бандитизм».

Грандиозные обещания и реальность

Комплекс «МП Квартал» депутат и девелопер Евгений Хамин планирует разместить на двух земельных участках, расположенных на пересечении улицы Ломоносова и Московского проспекта. Площадь территории под строительство должна составить около 7,5 га. Земля была приобретена за более чем 600 миллионов рублей. Помимо пестрых многоквартирных домов от голландских архитекторов предполагается возвести и всю сопутствующую инфраструктуру — парковки, спортплощадки, коммерческие помещения. А на месте яблоневых садов «Группа компаний Хамина» обещает построить новые социальные объекты: школу на 2750 мест, два детских сада и немаленький спортивный комплекс. И это далеко не все — еще найдут место для поликлиники со станцией скорой медицинской помощи и дома детского творчества. Кроме того, параллельно разрабатывается модель развития дорожной сети микрорайона с выездами на крупные магистрали. Планы, безусловно, масштабные, но действительно ли все будет так радужно и грандиозно?

К сожалению, многие ключевые вопросы по интеграции такого титана в городское пространство до сих пор остаются без ответа. Как быть с уже переполненными местными детскими школами и садами? Текущая потребность в строящемся микрорайоне уже оценивается в 4 тысячи мест. И это без учета «человеческого муравейника» Хамина. Какова будет транспортная доступность нового жилого комплекса? Разумеется, добираться туда предполагается, в первую очередь, на личном автомобиле. Но въезд в город и так уже прилично загружен, воронежцы томятся в многокилометровых пробках. Не сломает ли окончательно спину верблюда еще одна увесистая соломинка? И что делать с нагрузкой на инженерные сети и окрестную инфраструктуру, если коэффициент плотности застройки первой очереди «МП Квартал» превысит допустимый на 17% — увеличится с 3 до 3,5?

Мнение «непредвзятой» общественности

На эти вопросы никто не спешил ответить и на общественных слушаниях, которые прошли в «Доме архитектора». Точнее даже будет сказать — вопросы никто не хотел и не позволял задавать. Некоторые воронежские СМИ охарактеризовали эту встречу как хорошо отрепетированный спектакль: в своих выступлениях заранее аккредитованные спикеры в красках описывали свою комфортную жизнь в уютных домах, построенных «Группой компаний Хамина». Успели высоко оценить архитектуру и технологичность, парковки, газоны, спортивные объекты и прочие достижения — словно по пунктам воображаемого буклета. Граждане даже воодушевленно одобрили повышение плотности застройки, что уж точно должно было вызвать некоторые разногласия. Именно публичное согласие с новым коэффициентом является одной из важных вех на пути получения разрешения на строительство. С этим «общественность» Хамина успешно справилась. Неудобные встречные вопросы зал старательно гасил криками, полными искреннего возмущения: тезисы не выслушивались, конструктивная критика отметалась, людей с иным мнением попросту затыкали.

Весь Воронеж — наш сад

Сейчас яблоневые сады — земля сельскохозяйственного назначения в федеральной собственности. Добиться этого городу было нелегко, а некоторым участникам незаконных схем после поражения пришлось отправиться за решетку. Но буквально на глазах эта территория может превратиться в зону многофункциональной общественно-деловой застройки, и тогда еще неизвестно — что там в итоге будет возведено. Вполне может быть, что очередной многоквартирный жилой дом, в котором по вечерам свет будет тускло гореть в семи-восьми окнах. Или наоборот — исполинский комплекс, автопарк жильцов которого парализует все прилегающие магистрали в час пик. Что из этого вообще будет лучше для воронежцев?

И дело даже не в яблоках — сад в очередной раз высветил хватку бизнеса. Крупным игрокам чужды моральные дилеммы, едва речь заходит о больших деньгах. Вложения обязаны приносить прибыль, а когда грозят финансовые потери, в ход могут пойти любые ухищрения. Как будет выглядеть Воронеж через 20 или 30 лет, если такой подход станет нормой? Сможем ли мы тогда его узнать?

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Сад преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру