Там, «за речкой»: к 30-летию вывода войск из Афганистана

Тем, кому довелось побывать «там», нет необходимости объяснять, о какой реке пойдет речь. Водораздел, разделивший мирную жизнь и вой­ну, перевернувший все реальные и мнимые ценности, расколовший надвое.

Там, «за речкой»: к 30-летию вывода войск из Афганистана

Вернувшиеся «оттуда» уже не были теми пацанами, кто с испугом и надеждой пересекал тогда границу СССР. Возвращались они совсем другими людьми: кто-то угрюмее, кто-то ожесточеннее, кто-то — с большой любовью к жизни и к людям. Вода той реки словно прополоскала их души. Вода реки Пяндж.

Один из нескольких тысяч

Мне доводилось видеть его живым. Мне, первокласснику, он казался огромным: густые волосы, темные глаза и усы. Да, тогда носить усы было модно. Он уже окончил школу, но порой приходил туда по старой памяти, а еще иногда провожал или встречал из школы младшую сестру. Всех остальных — родители или дедушка с бабушкой, а ее — старший брат. Александр Деревянко. Его гибель стала для нашей школы первой афганской трагедией.

Война разделила его жизнь на «до» и «после». «До» — хоть беспокойная, но предсказуемая: работа, учеба, семья. Ценности были определены, приоритеты расставлены. Однако очень многое изменилось по ту сторону границы. Приоритет стал однозначен: главное — выжить в тех непростых условиях. Выжить и не допустить гибели своих товарищей. Именно на той войне наши войска получали бесценный опыт по ведению боевых действий, в частности, с мелкими подразделениями противника, ведущими в принципе партизанскую войну. Удара в спину можно было ожидать в любой момент.

Не вернулся из боя

Сержант-гранатометчик Александр Деревянко, видимо, учился очень хорошо. И эта учеба позволяла ему делать главное — выживать. Подробности его службы в Афганистане мне, к сожалению, неизвестны, однако по рассказам бывалых людей его подразделению пришлось повоевать в самых горячих точках тогдашнего Афганистана. И более всего тогда боялись не гибели даже. Боялись тяжелого ранения и плена. Поэтому боевое братство в той войне ценилось, как ни что иное.

Долг этому братству он отдал сполна. В бою 6 октября 1982 г. в провинции Парван Александр был смертельно ранен. А перед этим его отделение, обеспечивая продвижение роты, уничтожило две пулеметные точки моджахедов. Подробных сведений об обстоятельствах гибели нет.

Незадолго он написал письмо домой, в Воронеж: «…Да, прослужив здесь уже год, я многому подучился, во многом стал разбираться, а вот в себе так и не могу. До сих пор не пойму — кто я такой и какого черта небо копчу. Ломает меня, швыряет, вертит во все стороны. Чего только не перенес и что там еще перенести придется, но могу сказать одно — выдюжу... И живым, и здоровым я вернусь, даю вам слово. Крепко всех обнимаю и целую. Гвардии сержант 1-го взвода 3-й роты 781-го отдельного разведбата 201-й Невельской дивизии Александр Арсеньевич Деревянко. ДРА, г. Баграм. 14.06.82».

За мужество и отвагу, проявленные в бою, награжден орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен Александр в селе Новая Усмань.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру